Использование мультимедийных пособий на уроках истории
статья по истории по теме
В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходимо учитывать при разработке и использовании мультимедийных пособий для системы образования. Наиболее доступными образовательными средствами информационно – коммуникационных технологий являются имеющиеся версии мультимедийных CD-дисков. В статье хочу поделиться опытом использования мультимедийных пособий по истории России «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – XX вв», и материалов пособия "История России XX век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_multimediynyh_posobiy_na_urokah_istorii.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий
на уроках истории.
Демидова Ирина Васильевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ лицея № №373 «Экономический лицей»
В современной школе использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках истории, обществознания, права позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью, а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой путь процесса познания. Применение исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование исторических источников, которые не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня знаний учащихся. Разнообразные тесты, интерактивные игры, задания позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес учащихся к гуманитарным наукам , придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходимо учитывать при разработке и использовании мультимедийных пособий для системы образования. Наиболее доступными образовательными средствами информационно – коммуникационных технологий являются имеющиеся версии мультимедийных CD-дисков.
Использование мультимедийных учебников на уроках истории
Целью применения мультимедийного учебника на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования видео и частично аудио возможностей программы, что очень актуально для многих школ, поскольку богатый видеоряд курса успешно заменяет давно износившиеся и частично устаревшие по содержанию традиционные наглядные пособия (карты, схемы, учебные картины и т.д.).
В курсе истории широко используются "Уроки истории Кирилла и Мефодия"
Продукты серии "Уроки Кирилла и Мефодия" созданы на базе обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) образования РФ
Материалы, содержащиеся на CD-дисках можно использовать при подготовке к урокам. Их цель - помочь школьникам освоить курс отечественной истории на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Правда, эти материалы пока не полностью соответствуют требованиям урока. Основной теоретический материал представляется схематично и сопровождается привычными готовыми статичными рисунками, качество видеофрагментов и схем не всегда удовлетворяет учителя. Меня, как учителя, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично и приходится комбинировать материалы различных мультимедийных учебников и создавать собственные презентации для проведения урока.
Во время уроков и для подготовки к ним также использую материалы электронного учебника "История России XX век", который состоит из DVD-диска и брошюры.
Он одновременно является: мультимедийной обучающей программой, библиотекой наглядных пособий, фонотекой, рабочей тетрадью, справочником (исторической энциклопедией), инструментом для проектной деятельности Изучение каждого из 54 параграфов учебника заканчивается контролем знаний и выставлением оценок.
При изучении курса истории на разных уроках удобно использовать материалы указанных мультимедийных пособий. При разработке такой важной темы курса истории, как Великая Отечественная война можно использовать как материалы СD-диска «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – XX вв», так и материалы пособия "История России XX век"
Форма изложения нового материала темы урока – беседа с элементами работы с материалом мультимедийных учебников: картами, текстами, видео, фоно и фотодокументами.
Для обобщения изученного материала используются тесты мультимедийного пособия «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – XX вв»
Основой для организации деятельности учащихся являются: хронологическая таблица и историческая карта, транслируемая через ДОКУМЕНТ – КАМЕРУ на экран. Работа с картой через ДОКУМЕНТ – КАМЕРУ позволяет наносить на карту направления движения войск, делать пометки, увеличивать изображение.
Преимущества использования данного мультимедийного пособия заключаются в том, что на слайдах представлена наглядность, имеются фоно и видеофрагменты, организуется работа с документами. Недостатком является то, что текст весьма схематичен и сложно отобрать материал для заполнения таблицы, также не представлены карты боевых действий, которые приходится транслировать отдельно.
На последующих уроках данной темы целесообразно использовать материалы мультимедийного пособия "История России XX век".
На уроках чередуются разнообразные приемы обучения. Это делает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель с помощью "подручного материала" может объяснить сам, другую часть – перепоручить своему "электронному помощнику".
В ходе изучения лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным и справочным материалом – (персоналиями политических деятелей, определениями терминов, текстовыми и звуковыми документами, таблицами, комментариями и т. д.).
При изучении тем «Трагические дни 1942 года», «Коренной перелом», «наступательные операции 1944 года», «Освобождение Центральной и Юго-Восточной Европы» используются как видеоматериалы, так и материалы CD-диска – исторические карты - схемы, фотодокументы, фонодокументы. На уроках успешно используются видеофрагменты наряду с фотографиями, схемами, картами и т.д, которые смонтированы с голосом диктора, шумовыми эффектами и являются неотторжимыми частями лекций.
Тема «Человек на войне» изучается с использованием раздела «Персоналии» - учащиеся заранее готовят сообщения об участниках войны, используя материалы пособия.
Работая с мультимедийным курсом, ученик не остается пассивным зрителем в зале виртуального лектория. Организация материала помогает ему вживаться в роль исследователя.
При этом дополнительная информация непосредственно связана с текущим фрагментом лекции и не содержит гиперссылок. Из блока дополнительной информации можно вернуться только назад – к изучаемому фрагменту лекции. Исследуя дополнительную информацию, учащийся не имеет соблазна отвлечься от темы урока, отправившись "странствовать" по гипертексту.
Важным элементом любого урока является контроль полученных знаний. С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века можно организовать различные формы проверки знаний учеников.
Учителю удобно использовать тесты после каждого параграфа. В тестах проверяется знание дат, последовательности исторических событий, имен исторических деятелей и событий, с ними связанных, сути исторических явлений и их характерных черт, важных статистических данных, значений терминов и определений понятий и т.п. При этом в пособии заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала. Каждый раз ученику предлагается набор заданий разных типов:
- тест с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора (простейший вариант);
- приведение в соответствие статистических, хронологических и др. таблиц (ячейки правой колонки (или двух правых, если таблица состоит из трех колонок) в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой);
- выбор термина, соответствующего определению или описанию;
Важным моментом в процессе тестирования является дополнительная кнопка “Ответ готов”. До ее нажатия ученик имеет возможность еще раз проверить ответ и, при необходимости, изменить его. Это защищает ученика от случайного неверного нажатия кнопки. Кроме того, время, отведенное на тестирование, не ограничено, что не создает стрессовых ситуаций для медленно работающих детей. Так как при помощи пособия невозможно организовать проверку знаний всего класса, тестирование проводится индивидуально (недостаток).
Вывод
Основная проблема при подготовке урока с использованием мультимедийного учебника заключается в том, что учитель должен определиться в каком виде он будет использовать возможности программы, отобрать необходимые фрагменты, продумать вопросы и задания для учащихся по ходу урока. На уроке учитель выступает в качестве одного из источников знаний, поскольку либо рассказывает сам, либо комментирует диктора, спорит с ним. Также как и при проведении обычной школьной лекции, учителю необходимо продумать и запланировать виды деятельности учащихся на уроке. Это могут быть ответы на вопросы, заполнение таблиц и схем, работа с картой. Тем не менее, использование различных мультимедийных пособий помогает учителю быть творцом урока, умело вплетать в материал урока яркие сюжеты из мультимедийных пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...
Мультимедийное пособие к уроку "Финикия".Часть1.
Презентация к уроку в 5 классе "Финикия". Содержит необходимую информацию и иллюстрации по теме. Состоит из 3 частей....
Мультимедийное пособие к уроку "Финикия". Часть2.
Презентация к уроку в 5 классе "Финикия". Содержит необходимую информацию и иллюстрации. Состоит из 3 частей....
Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)
Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)Цель...
Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...
Использование мультимедийных средств и электронных пособий на уроках истории и обществознания
В статье содержится обощение опыта применения ИКТ- технологии на уроках истории и обществознания...
Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществозании
Рассматривается важность применения в совремнных условиях мультимедийных технологии в образовательном процессе...