Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями
статья
Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_chtenie.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями.
Процесс овладения чтением этими детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. В процессе овладения чтением дети с интеллектуальными нарушениями проходят те же этапы, что и в норме. Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем обычные школьники.
Каждый из этапов процесса чтения у этих детей характеризуется определенными трудностями.
Так, усвоение букв представляет большую трудность. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Особенно сложной задачей для этих детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у данных школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.
Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У детей с интеллектуальными нарушениями способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова, 4) нарушения понимания прочитанного, 5) аграмматизмы в процессе чтения.
Учитывая изложенное выше, были разработаны критерии оценки развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями. Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи коррекционной работы.
Работа на уровне буквы
Способ чтения – побуквенное;
Операция - определение букво - звуковых соответствий;
Трудности – сложности в восприятии и запоминании букв, обозначающих звуки;
Задачи:
- запоминание, быстрое и правильное узнавание букв;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование графического образа буквы;
- упрочение звуко - буквенных связей;
- развитие зрительных (гностических) функций.
Работа на уровне слога
Способ чтения - послоговое,
Операция - слогослияние;
Трудности – процесс узнавания букв при чтении затрудняется их соседством с другими буквами. Стойкая неспособность овладеть навыками слогослияния, трудности фонематического анализа при письме слогов.
Задачи:
- овладение навыком соединения букв в слоги разного типа
- развитие фонематического восприятия;
- формирование звуко -буквенного анализа и синтеза;
- развитие зрительных (гностических и моторных) функций.
Работа на уровне слова
Способ чтения - чтение словами;
Операция- воссоздание звукового облика целого слова. Становление целостного приема чтения;
Трудности – трудности соединения слогов в слово. Трудности фонематического анализа при письме слов. Ошибочно смысловая догадка. Трудности в понимании прочитанного;
Задачи:
- развитие лексико-грамматических компонентов устной речи;
- развитие связной речи;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Работа на уровне группы слов
Направленна на совершенствование смысловой стороны чтения. Эта работа ведется с детьми, находящимися на этапе формирование орфографического навыка письма. На занятиях воспитанникам предлагаются задания по работе с текстом, ориентированные на понимание и пересказ прочитанного.
Способ чтения – чтение группами слов,
Операция - быстрое узнавание слов и объединение их в предложение. Синтетическое (целостное) чтение;
Трудности – ошибки в прочтении окончаний слов. Ошибочная смысловая догадка. Трудности понимания прочитанного. Трудности в написании слов, предложений,текстов.;
Задачи:
- формирование лексико-грамматических представлений;
- развитие связной речи;
- работа с текстом.
Кол-во баллов | Критерии оценки |
Ребенок знает менее 50 % букв чтение по буквам | |
Ребёнок знает менее 50 % букв чтение по буквам и слогами | |
Ребёнок знает более 50 % букв , чтение по буквам и слогами | |
Ребёнок знает все буквы, чтение по буквам и слогами | |
Ребёнок знает все буквы чтение слогами | |
Чтение слогами и словами, множественные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, понимание прочитанного отсутствует | |
Чтение слогами и словами, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, понимание прочитанного фрагментарно, неполно | |
Чтение словами, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, множественные нарушения звуко-слоговой структуры слова, понимание прочитанного фрагментарно, неполно | |
Чтение словами, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, единичные нарушения звуко-слоговой структуры слова понимание, прочитанного фрагментарно, неполно | |
Чтение словами и группами слов, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству единичные нарушения звуко-слоговой структуры понимание прочитанного неполно. фрагментарно | |
Чтение группами слов, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, единичные нарушения звуко-слоговой структуры, ошибки в прочтении окончаний слов, ошибочная смысловая догадка, понимание прочитанного неполно, фрагментарно | |
Чтение группами слов, ошибки в прочтении окончаний слов. ошибочная смысловая догадка. Понимание прочитанного с единичными неточностями | |
Чтение группами слов монотонно, невыразительно, понимание прочитанного не полно | |
Чтение группами слов монотонно, невыразительно, понимание прочитанного полно | |
Беглое, выразительное чтение, понимание прочитанного полно |
Список литературы:
1 Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А. А. «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение» М. Просвещение 2014.
2 Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М. Просвещение 2012 год
3 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах М., 1998г.
4 Садовникова И.Н. ―Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников‖ – М., Владос, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...
статья " Развитие навыков чтения у детей С ОВЗ"
Материал может быть использовани учителем-словесником, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более эффективной подготовки к урокам...
Критерии оценивания уровня сформированности навыка осмысленного чтения
Один из наиболее востребованных сегодня метапредметных навыков-навык ОЧ, сформированность которого у каждого учащегося учитель должен оценить. В данной презентации представлена информация ...
Открытый урок чтения для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс
Данный урок по теме "Слепой домик" О.Бондарчук в 5 классе...
Рекомендации педагогам "Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями"
Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихсяв коррекционной школе...
Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...
Доклад "Формирование и развитие учебной мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями"
Доклад на МО 20.03.2023...