Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями
статья

Савкина Ольга Евгеньевна

Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи   коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_chtenie.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями.

Процесс овладения чтением этими детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. В процессе овладения чтением дети с интеллектуальными нарушениями проходят те же этапы, что и в норме. Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем обычные школьники.

Каждый из этапов процесса чтения у этих детей характеризуется определенными трудностями.

Так, усвоение букв представляет большую трудность. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложной задачей для этих детей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у данных школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.

Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. У детей с интеллектуальными нарушениями способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.

Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова, 4) нарушения понимания прочитанного, 5) аграмматизмы в процессе чтения.

 Учитывая изложенное выше, были разработаны   критерии оценки развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями. Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи   коррекционной работы.

Работа на уровне буквы

Способ чтения – побуквенное;

Операция - определение букво - звуковых соответствий;

Трудности – сложности в восприятии и запоминании букв, обозначающих звуки;

Задачи:

 - запоминание, быстрое и правильное узнавание   букв;

 -  развитие фонематического восприятия;

 -  формирование графического   образа буквы;

 -  упрочение звуко - буквенных связей;

 -  развитие зрительных (гностических) функций.

 Работа на уровне слога

Способ чтения - послоговое,

Операция - слогослияние;

Трудности – процесс узнавания букв при чтении затрудняется их соседством с другими буквами. Стойкая неспособность овладеть навыками слогослияния, трудности фонематического анализа при письме слогов.

Задачи:

- овладение навыком   соединения   букв в слоги разного типа

- развитие фонематического восприятия;

- формирование звуко -буквенного анализа и синтеза;

- развитие   зрительных (гностических и моторных) функций.

 Работа на уровне слова

Способ чтения - чтение словами;

Операция- воссоздание звукового   облика   целого слова. Становление целостного приема чтения;

Трудности – трудности соединения слогов в слово. Трудности фонематического анализа при письме слов. Ошибочно смысловая догадка. Трудности в понимании прочитанного;

Задачи:

-  развитие лексико-грамматических   компонентов устной речи;

-  развитие связной речи;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Работа   на уровне группы слов

Направленна на совершенствование смысловой   стороны чтения. Эта работа ведется с детьми, находящимися на этапе формирование орфографического навыка письма. На занятиях воспитанникам предлагаются задания по работе с текстом, ориентированные на понимание и пересказ прочитанного.

Способ чтения – чтение группами слов,

Операция - быстрое узнавание слов   и объединение их в предложение. Синтетическое (целостное) чтение;

Трудности – ошибки в прочтении окончаний слов. Ошибочная смысловая догадка. Трудности понимания прочитанного. Трудности в написании слов, предложений,текстов.;

Задачи:

-  формирование лексико-грамматических представлений;

-  развитие связной речи;

-  работа с текстом.

Кол-во

 баллов

Критерии оценки

Ребенок знает менее 50 % букв   чтение  по буквам

Ребёнок знает менее 50 % букв  чтение по буквам и слогами  

Ребёнок знает  более 50 % букв  , чтение по буквам и слогами

Ребёнок знает все буквы, чтение по буквам и слогами

Ребёнок знает все буквы  чтение   слогами

Чтение слогами и словами, множественные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, понимание прочитанного отсутствует

Чтение слогами и словами, единичные   замены букв по оптическому и фонематическому сходству, понимание прочитанного фрагментарно, неполно

Чтение словами, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, множественные нарушения звуко-слоговой структуры слова, понимание прочитанного фрагментарно, неполно

Чтение словами, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, единичные   нарушения звуко-слоговой структуры слова понимание, прочитанного фрагментарно, неполно

Чтение словами и группами слов, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству единичные   нарушения звуко-слоговой структуры понимание прочитанного неполно. фрагментарно

Чтение группами слов, единичные замены букв по оптическому и фонематическому сходству, единичные   нарушения звуко-слоговой структуры, ошибки в прочтении окончаний слов, ошибочная смысловая догадка, понимание прочитанного неполно, фрагментарно

Чтение группами слов, ошибки в прочтении окончаний слов. ошибочная смысловая догадка. Понимание прочитанного с единичными неточностями

Чтение группами слов монотонно, невыразительно, понимание прочитанного не   полно

Чтение группами слов монотонно, невыразительно, понимание прочитанного   полно

Беглое, выразительное чтение, понимание прочитанного полно

Список литературы:

1 Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А. А. «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение» М. Просвещение 2014.

2 Ишимова О.А., Бондарчук О.А.  «Логопедическая работа в школе» М. Просвещение 2012 год

3 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах М., 1998г.

4 Садовникова И.Н. ―Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников‖ – М., Владос, 1995 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...

статья " Развитие навыков чтения у детей С ОВЗ"

Материал может быть использовани учителем-словесником, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более эффективной подготовки к урокам...

Критерии оценивания уровня сформированности навыка осмысленного чтения

Один из наиболее востребованных сегодня метапредметных навыков-навык ОЧ, сформированность которого у каждого учащегося учитель должен оценить. В данной презентации представлена  информация ...

Открытый урок чтения для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс

Данный урок по теме "Слепой домик" О.Бондарчук в 5 классе...

Рекомендации педагогам "Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями"

Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихсяв коррекционной школе...

Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...