Открытый урок чтения для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данный урок по теме "Слепой домик" О.Бондарчук в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_avtosohranennyy.docx | 66.75 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 909.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 5 классе
Тема урока: «Слепой домик» О. Бондарчук.
Цели урока:
1.Учить учащихся читать правильно, бегло, осознанно рассказ О. Бондарчука «Слепой домик».
2. Корригировать мышление учащихся путем работы с пословицами и поговорками.
3. Воспитывать чуткость и доброту к пожилым людям.
Оборудование: презентация к уроку, пословицы, поговорки, карточки с текстами.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята, садитесь. Добро пожаловать на урок чтения.
Учитель: Доброе утро, добрый день, добрый вечер. Эти слова мы произносим каждый день.
- Подумайте, что мы желаем друг другу, когда произносим эти слова?
- Правильно, мы желаем друг другу добра.
Учитель размещает на доске слово «добро».
- Добро можно дарить как словом, так и делом.
- А какие человеческие качества помогают совершать добро?
Об одном из них вы узнаете из стихотворения. Послушайте:
Слово это серьезное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь,
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец…ДОБРОТА.
Учитель размещает на доске сердце с написанным словом «доброта».
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим, готовность
прийти на помощь незнакомому человеку.
- Ребята, как вы думаете, а где живёт доброта? (ответы детей). Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о доброте и других человеческих качествах, которые помогают делать добро, узнаем, кто из героев наших рассказов обладает этими качествами. А кому нужно будет поучиться.
- Речевая разминка.
- Проведем речевую разминку.
У вас на партах лежат карточки с текстом В. Осеевой «Просто старушка».
Слайд. Прочитайте текст 2-3 раза и подготовьтесь к правильному и беглому чтению.
- Чтение рассказа учеником.
- Слайд. Чтение с пропущенными словами.
- Чтение по ролям.
- Почему мальчик так поступил? (Потому что увидел, что старушке нужна помощь).
- А почему девочка задавала ему такие вопросы? (Она не могла понять, зачем он бросился помогать посторонней старушке).
- А как поступили бы вы?
- Какое чувство подсказало мальчику прийти на помощь старушке? Прочитайте: Отзывчивость.
Учитель размещает на доске сердце с написанным словом «отзывчивость».
Отзывчивость - готовность помочь другому человеку.
- Проверка домашнего задания.
Слайд. А сейчас внимание на слайд. Ребята, что здесь написано? Прочитайте.
Будущий олимпиец.
На прошлом уроке мы читали рассказ «Будущий олимпиец». Откройте учебники и приготовьтесь к выборочному чтению.
1. Выборочное чтение.
- 1.Найдите и прочитайте, кого в рассказе называли «будущий олимпиец» и почему?
- 2.Какую помощь предложил Саша Журавлев бабушке?
- 3.Что делали в это время два друга?
- 4. Как они отнеслись к старушке сначала?
- 5. Какой представлялась им ракета?
- Обратил ли Саша внимание на ракету?
Слайд. Прочитайте отрывок из текста правильно.
- 6. В чем Саша упрекнул мальчиков? (В невнимательности к старой пожилой женщине).
- Какие слова он сказал. Найдите и прочитайте.
Давайте, обсудим эти слова: «Какие вещи стыдно в жизни не знать?» Что имел в виду Саша Журавлев?
- 7. Какой показалась теперь им ракета?
- 8.Как мальчики отнеслись к старушке после разговора с Сашей? Разговор Анны Михайловны и мальчиков прочитаем по ролям.
2. Чтение по ролям.
- Можно ли сказать, что мальчики поняли свою ошибку и готовы ее исправить? ( Да, они предложили свою помощь).
3. Работа с пословицами.
Составьте пословицы. Прочитайте их.
Добрые дела красят человека. Человек красив не своей внешностью, а своими делами.
Спешите делать добро. Надо торопиться делать добрые дела. Нужно успеть оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Учитель: Подумайте, к кому из героев рассказа можно отнести поговорку «Добрые дела красят человека». (Эту поговорку можно отнести Саше Журавлеву).
А кому из них можно посоветовать: «Спешите делать добро»? (Валерке и его другу).
- Какое чувство помогло Саше понять пожилого человека?
прочитайте: ЧУТКОСТЬ.
Учитель размещает на доске сердце с написанным словом «чуткость».
Чуткость – это умение понять другого человека, вспомнить о нем, желание порадовать.
Только человек с добрым, чутким сердцем может откликнуться на чужую боль.
- Физминутка.
Предлагаю немного отдохнуть.
«Перекрестные движения» ( упражнение «Лезгинка»),
«Ленивые восьмерки».
- Новый материал.
- Вводная беседа по картине «Портрет пожилого человека».
Слайд
- Посмотрите внимательно на портрет этого человека. Кто на нем изображен? (старик, дедушка, пожилой человек).
- Как вы думаете, легко ли ему в старости?
- В народе говорят «Старость – не радость». Почему? Это значит позади долгая жизнь, потеря близких, болезни.
- Где вы можете встречаться с такими людьми? ( На улице, во дворе дома).
- Чем мы можем облегчить им жизнь? (Оказывать помощь).
Сегодня мы познакомимся с рассказом О. Бондарчука «Слепой домик». Послушайте рассказ и ответьте мне на следующий вопрос:
- Почему Роме показалось, что никто в доме не живет?
- Чтение рассказа «Слепой домик» учителем.
- Что не так было в этом домике? Чем он отличался от других? ( У этого домика были закрыты ставни).
- Словарная работа.
Слайд. Ставни - это створки из досок или железа для прикрытия окон.
- Если ставни закрыты, то внутри домика темно и холодно. Иллюстрация «русская изба».
3. Чтение учащимися про себя.
- Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? Попробуйте объяснить свое состояние и чувства. Какое чувство вызывает у вас старик? (Жалость).
- Назовите героя этого рассказа. Понравился вам главный герой, если понравился, то объясните чем.
Индивидуальная работа. Соколов Илья чтение отрывка про себя, затем чтение отрывка с картинками.
Слайд.
- Чтение рассказа по цепочке с ответами на вопросы.
- Как проводил все свое свободное время Рома?
- С чем автор сравнивает окна домов? Почему? ( С глазами).
- Кто жил в слепом домике?
- Почему Рома решил войти в калитку дома?
- Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома все время закрыты?
- Как подействовал рассказ старика на Рому?
- Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?
- Беседа по вопросам.
– Каким стал домик с открытыми ставнями? ( В нем стало светло и уютно).
- Какое чувство заставляет Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни?
Прочитайте: Сострадание.
Учитель размещает на доске сердце с написанным словом «сострадание».
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–то несчастьем, горем.
- Сравните героев рассказов «Будущий олимпиец» и «Слепой домик». Чем похожи Рома и Саша Журавлев из рассказа «Будущий олимпиец? (Добрыми поступками, своим вниманием к пожилым людям).
- Какие качества им помогают в этом? Прочитайте.
(Чуткость, доброта, отзывчивость, сострадание).
- Чему учит этот рассказ? Ответы детей. (Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в нашей помощи. Быть чуткими, внимательными, добрыми к пожилым людям. Уметь видеть чужое горе и вовремя прийти на помощь).
VI. Итог урока.
Учитель: Сегодня мы провели урок чтения, на котором познакомились с такими душевными качествами , как чуткость и доброта, отзывчивость и сострадание. Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи. Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё и добрыми делами помочь. Как это делают герои прочитанных нами рассказов. Спешите делать добро!
За работу на уроке ……………( учитель выставляет оценки).
- Домашнее задание: стр.108-110, прочитать и ответить на вопросы.
Учитель: И закончить наш урок я хочу словами:
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело.
А не тлело во мгле.
Делай доброе дело
Тем живи на земле.
- Клип «Делай добро».
Анализ урока.
Урок чтения по теме «Спешите делать добро». Замечательный материал для воспитания и развития духовно-нравственных качеств на примерах героев прочитанных рассказов.
В 5-ом классе обучается 11 учащихся, из них 7 девочек и 4 мальчика. 10 учащихся в классе и 1 девочка Прокопченко Оксана в реабилитационном центре. Все учащиеся пришли в 5-ый класс читающими, в основном по способу чтения слово + слог. Есть учащиеся, которые читают достаточно бегло. Это Шанькова Лиза, Дьяков Даниил. Есть учащиеся, читающие по слогам. Это Соколов Илья, Прокопченко Оксана. У детей достаточно хорошая мотивация к учебной деятельности, что не может не радовать учителя. Дети активны, как правило, на протяжении всего урока.
На данном уроке чтения формировались навыки правильного, беглого, осознанного чтения.
С целью развития беглого чтения я предложила учащимся в начале урока в качестве речевой разминки текст Валентины Осеевой «Просто старушка». Мне кажется, он отлично вписался в тему урока. Также на протяжении урока использовались различные виды чтения: чтение с пропущенными словами, чтение с решеткой, чтение с картинками.
Для развития правильного чтения учащимся были предложены задания в прочтении слогов и слов, которые встретились в новом тексте.
С целью формирования осознанности чтения использовались выборочное чтение ( в домашнем тексте) и чтение с ответом на вопрос ( в рассказе «Слепой домик»).
На протяжении всего урока с учащимися велась беседа о таких человеческих качествах, как доброта, отзывчивость, чуткость и сострадание. Пыталась донести до детей, что важно вовремя заметить и оказать помощь старым и пожилым людям, которые находятся рядом с нами на примерах героев рассказов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка . Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала . - Подержи мои книжки! - крикнул мальчик , передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка ? - Нет, - отвечал мальчик. - Мама ? - удивилась подружка. - Нет! - Ну, тетя ? Или знакомая? Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка… Восстановите по памяти
« Б у д у щ и й о л и м п и е ц «
« Б у д у щ и й о л и м п и е ц «
Саша даже не посмотрел в нашу сротону . Его взяглд ни на минуту не остановился на прекрасном сооружении. Он просто прошел моми . Неужели можно пройти мимо и не заметить такую касроту ? Я подумал об этом, и Варекла , наверное, подумал тоже. Но особенно догло думать нам не пришлось. Прочитайте текст с анаграммами
Старость – не радость.
« « Слепой домик» О. Бондарчук
ТА-ТА-ТА , ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ, ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ Речевая разминка
Речевая разминка
Речевая разминка СтаВНи отКРыВаТЬ скамЕйКа зАкрыВАть старИК лЕкарСтво п одоКОнНик аПтЕКа
Кирпич +н + ый = Кирпичный Раскрывались Поёживался Соседские Рас+кры+ва+лись = По+ёж+и+вал+ся = Соседи-и+ск+ие = Речевая разминка
Пять + этаж Разный + цвет Пят и этажный Разн о цветные Речевая разминка
Тётя жила в пяти-этажном кирпичном , а рядом с ним стояли дере- вянные - такие же, как в деревне. На домиков были разно-цветные ставни , которые по утрам рас- кры -вали хозяева, и тогда походили на . Только у одного домика никогда не рас- кры -вались, и он казался слепым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»
Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...
Приёмы технологии правополушарного рисования, на уроках ИЗО для детей с интеллектуальными нарушениями.
Получить положительные результаты в развитии и воспитании различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующи...
Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями
Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи коррекционной работы....
Рекомендации педагогам "Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями"
Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихсяв коррекционной школе...