«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»
статья по алгебре (7 класс) на тему
В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korybko_og_kozlovangstatya.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»
Корыбко О.Г.
Учитель математики
МОУ «СОШ № 76»
г. Саратов
Козлова Н.Г.
Учитель английского языка
МОУ «СОШ №55»
г. Саратов
E-mail: koribkoolga@mail.ru , ngkozlova2911@mail.ru
Аннотация. В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков.
Ключевые слова: инновационные процессы, межпредметные связи, интегрированный урок.
Современные инновационные процессы в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Не секрет, что зачастую ученик, успешно занимающийся в рамках одной школьной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания ни в области других предметов ни в реальной жизни. Поэтому сегодня особо пристальное внимание следует уделять развитию межпредметных связей.
На наш взгляд, одним из эффективных способов решения данной проблемы является интегрирование уроков.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Нестандартные интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления и творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Преимущества интегрированных уроков в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения,
- формированию познавательного интереса учащихся к целостной научной картине мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон.
- позволяют систематизировать знания;
- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки,
- способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы,
- углубляют представление о предметах, расширяют кругозор,
- способствуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности;
- способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения специфичной методикой преподавания.
При организации и планировании таких уроков учителю важно учитывать, что в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трёх, а порой и более различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Поэтому при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Ввиду всего вышесказанного, межпредметная интеграция имеет следующие особенности:
- предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах;
- происходит включение в процесс познания всех анализаторов, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал и педагога и учащихся. Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Мы поставили перед собой задачу отыскать точки соприкосновения предметов математики и английского языка, показать пример широкого сотрудничества предметов как новой формы урочной деятельности, расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность. Интегрированные уроки «Путешествие в Диснейленд», «Знакомство с английской системой мер», «Симметрия тел в окружающей среде», «Выдающиеся английские математики», урок обобщения знаний о числительных «Через числа к звездам», где учащиеся обобщают практические и теоретические знания по английскому языку, математике, также помогают разнообразить учебный процесс, систематизировать «математический словарь» учащихся, расширить лингвистический кругозор.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких нестандартных уроков довольна высока. Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания отдельно взятого предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Библиографический список:
1. Библиотечка «Первого сентября»: Как готовить интегрированные уроки / Москва «Чистые пруды», 2006.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
3. Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
4. Максимова В.Н.» Межпредметные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988
5. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» //Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитани...
Интеграция и межпредметные связи в современной школе: русский язык + литература + английский язык
В статье описаны направления интеграции русского языка и литературы с английским языком в современной школе....
"Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей".
quot;Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей"....
Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе
Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...
Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...
Интегрированный урок как способ формирования межпредметных связей
Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и практикующих интегрированные уроки. Главная идея работы – идея метапредметности. Такой подход к обучению позволяет педагогу формир...
Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами
Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также в соответствии с...