Рабочая программа «Коррекция аграмматической, акустической дисграфии и дисграфии
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа- интернат поселка Эгвекинот».
«Принято» на заседании МО учителей – предметников рекомендована к утверждению Протокол «____» августа201____г №____ Руководитель МО учителей-предметников __________ /Л.П,Резникова/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/С.В.Пудникова/ «______» августа201____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«Ш-И» п. Эгвекинот» __________ /Т.М.Швыркова Приказ «______» августа 201____г №____ОД |
Рабочая программа
«Коррекция аграмматической, акустической дисграфии и дисграфии
на почве несформированности языкового анализа и синтеза»
Составитель: Чондаева Татьяна Степановна
Должность: учитель-логопед I-категория.
Срок реализации 1 год
п.Эгвекинот, 2019г.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Рабочая программа по коррекции речи составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Ш-интернат п. Эгвекинот» для обучающихся на 2019-2020 учебный год.
При составлении рабочей программы использован учебный материал по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
- Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
- Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе» пособие для учителей и методистов.
Адресат программы: обучающие, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся.
Логопедическая работа направлена на оказание помощи детям испытывающие трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Из чего следует, что своевременная и действенная логопедическая коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирует коммуникативные и познавательные УУД). Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время в письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза или аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим за основу коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений взята программа Е.В. Мазановой.
Рабочая программа рассчитана на весь учебный, а продолжительность данной программы зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы.
Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.
Программа составлена для обучающихся, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся
Задачи:
• Развитие фонематического анализа и синтеза;
• Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
• Формирование и развитие грамматически правильной речи;
• Формирование и развитие выразительной, связной речи;
• Обогащение словарного запаса;
• Развитие фонематического восприятия;
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
• Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
• Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
• Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления. Рекомендации к применению программы
Содержание:
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
• Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
• Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
• Работа по преодолению оптической дисграфии;
• Работа по преодолению акустической дисграфии;
Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно- логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.
Длительность программы:
Данная программа рассчитана на весь учебный год.
Количество занятий в неделю:
Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. А также коррекционно-логопедическая работа по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.
Условия реализации:
- Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.
Методы оценки эффективности программы.
Предусмотрены следующие проверочные работы:
- Диктанты;
- Контрольные срезы;
- Индивидуальные задания;
- Творческие работы;
• Работа с дидактическом материалом;
Контингент учеников:
Данная программа рассчитана на обучающихся с речевым нарушением.
I. Акустическая дисграфия
Основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения а также своевременно устранить специфические ошибки.
При акустической дисграфии происходит нарушения слуховых дифференцировок. Произношение в норме, но для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, также отмечается неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и соотнесению с буквой.
В акустической форме дисграфии встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
- звонкие - глухие согласные
- лабиализованные
- соноры
- свистящие-шипящие
- аффрикаты
Основными задачами коррекционного обучения акустической формы дисграфии является следующие.
Развитие фонематического восприятия
Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятия, а также тактильное и кинестетическое ощущения.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Определение положения звука по отношению к другим.
Коррекционно – логопедическая работа проходит в три этапа.
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие слуховых дифференцировок.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие слуховых дифференцировок (дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текст).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
- Закрепление полученных знаний.
- Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу коррекционного обучения ученики должны знать:
-термины, используемые для обозначения основных понятий;
-все звуки и буквы родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые мягкие согласные, и обозначение на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости и мягкости; по звонкости – глухости;
К концу обучения ученики должны уметь:
-узнавать и различать гласные и согласные звуки;
-обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие, и звонкие согласные на письме;
-использовать гласные буквы «И-Я-Ё-Ю-Е -Ь» для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
-производить звукобуквенный разбор слова;
- записывать слова с гласными буквами «И-Я-Ё-Ю-Е», а также буквами «Ь-Ъ»;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстановить предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые диктанты и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Ознакомления со звуками опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе «гласные, дифференциация гласных, согласные – свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры».
Работу над мягкими и твердыми согласными начинают с дифференциацией гласных «А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е».
Работу над дифференциацией надо начинать со звуков при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок «З-С, Ж-Ш, В-Ф, -Б-П, Д-Т, Г-К».
Анализ слов становиться все более сложнее. Сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие.
Форма занятий групповая и индивидуальная.
В каждое логопедическое занятие включены задания по развитию психических функций и упражнения мелкую и общую моторику (физминутки). Работа на доске, на карточках, альбомах создают условия для решения следующих задач.
1.Обогащения зрительных представлений
2.Развитие зрительно-двигательной координации.
3.Стимуляция познавательной активности.
4.Включение мыслительных операций.
5.Развитие неречевых операций.
I. Акустическая дисграфия
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата |
Раздел № 1 Диагностика нарушения строя речи. | |||
1. | Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. | ||
2. | Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, | ||
3. | Лексико-грамматического строя, связной речи. | ||
4. | Исследование процесса чтения, письма. | ||
5. | Логопедическое заключение. | ||
Раздел № 2 Дифференциация парных гласных. 18часов | |||
6. | Гласные звуки. | ||
7. | Согласные звуки | ||
8. | Дифференциация гласных «А-Я» | ||
9. | Дифференциация гласных «А-Я» | ||
10. | Дифференциация гласных «У-Ю» | ||
11. | Дифференциация гласных «У-Ю» | ||
12. | Дифференциация гласных «О-Ё» | ||
13. | Дифференциация гласных «О-Ё» | ||
14. | Дифференциация гласных «Ы-И» | ||
15. | Дифференциация гласных «Ы-И» | ||
16. | Обозначение мягкости при помощи мягкого знака. | ||
17. | Обозначение мягкости при помощи мягкого знака. | ||
18. | Разделительный мягкий знак | ||
19. | Лабиализованные гласные звуки «О-У» | ||
20. | Лабиализованные гласные звуки «О-У» | ||
21. | Лабиализованные гласные звуки «Ё-Ю» | ||
22. | Лабиализованные гласные звуки «Ё-Ю» | ||
23. | Контрольный срез | ||
Раздел № 3 Дифференциация звонких и глухих парных согласных. 28 часов | |||
24. | Дифференциация «Б-Б*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
25. | Дифференциация «П-П*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
27. | Дифференциация «П-П*» «Б-Б*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
28. | Дифференциация «В-В*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
29. | Дифференциация «Ф-Ф*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
30. | Дифференциация «В-В*» «Ф-Ф*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
31. | Дифференциация «Г-Г*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
32. | Дифференциация «К-К*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
33. | Дифференциация «Г-Г*» «К-К*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
34. | Дифференциация «Г-Г*» «К-К*» «Х-Х*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
35. | Дифференциация «Д-Д*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
36. | Дифференциация «Т-Т*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
37. | Дифференциация «Д-Д*» «Т-Т*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
38. | Дифференциация «З-З*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
39. | Дифференциация «С-С*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
40. | Дифференциация «З-З*» «С-С*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
41. | Звук и буква «Ж» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
42. | Звук и буква «Ж» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
43. | Звук и буква «Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
44. | Звук и буква «Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
45. | Дифференциация звуков и букв «Ж-З-З*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
46. | Дифференциация звуков и букв «Ж-З-З*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
47. | Дифференциация звуков и букв «Ж-Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
48. | Дифференциация звуков и букв «Ж-Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
49. | Дифференциация звуков «Р-Р*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
50. | Дифференциация звуков «Л-Л*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
51. | Дифференциация «Р-Р*» «Л-Л*» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
52. | Контрольный срез | ||
Раздел № 4 Дифференциация глухих свистящих и шипящих согласных. 12 часов | |||
53. | Дифференциация звуков и букв «С-Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
54. | Дифференциация звуков и букв «С-Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
55. | Дифференциация звуков и букв «С-Ц» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
56. | Дифференциация звуков и букв «С-Ц» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
57. | Дифференциация звуков и букв «Ч-Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
58. | Дифференциация звуков и букв «Ч-Ш» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
59. | Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
60. | Дифференциация звуков и букв «Ч-ТЬ» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
61. | Дифференциация звуков и букв «Ч-ТЬ» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
62. | Дифференциация звуков и букв «Ц-ТЬ» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
63. | Дифференциация звуков и букв «Ц-ТЬ» на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. | ||
64. | Контрольный срез | ||
Раздел № 5 Предложения. 6 часов | |||
65. | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | ||
66. | Составление предложений из слов, данных в не правильной грамматической форме. | ||
67. | Деление сплошного текста на предложения | ||
68. | Контрольный срез | ||
С 15 мая-30 мая обследование устной и письменной речи у учащихся. |
II. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Цель :Сформировать представления о языковом анализе и синтеза слова и о структуре предложения.
Задачи:
Основными задачами коррекционного обучения с нарушением на почве анализа и синтезаявляется следующие:
-Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
-Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.
-Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
К концу обучения должны знать:
- Гласные и согласные звуки и буквы
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
- Чем отличаются между собой; звуки -буквы, слог -слово, гласные и согласные, словосочетание, предложение, текст.
- Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложение, и текст.
- Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения должны уметь.
1.Различать гласные и согласные.
2.Различать звуки, буквы, слог, слово, словосочетание, предложение, текст.
3.Определять ударные и безударные гласные и слоги.
4.Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
6.Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов предложений.
7.Графически обозначать звуки и слоги.
В ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза
II. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата |
Раздел № 1 Диагностика нарушения строя речи. | |||
1. | Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. | ||
2. | Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, | ||
3. | Лексико-грамматического строя, связной речи. | ||
4. | Исследование процесса чтения, письма. | ||
5. | Логопедическое заключение. | ||
Раздел № 2 Звуко-буквенный анализ слов с гласными. | |||
6. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква ( А-а.) | ||
7. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (У-у) | ||
8. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (О-о) | ||
9. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Э-э) | ||
10. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Ы) | ||
11. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (И-и) | ||
12. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Я-я) | ||
13. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Ю-ю) | ||
14. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Е-е) | ||
15. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Ё-ё) | ||
16. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква (Й) | ||
17. | Контрольный срез | ||
Раздел № 3 Звуко-буквенный анализ слов с парными согласными. | |||
18. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Р-Л) | ||
19. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Р-Л) | ||
20. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (М-Н) | ||
21. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (М-Н) | ||
22. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Б-П) | ||
23. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Б-П) | ||
24. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Г-К) | ||
25. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Г-К) | ||
26. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (В-Ф) | ||
27. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (В-Ф) | ||
28. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Д-Т) | ||
29. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Д-Т) | ||
30. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (З-С) | ||
31. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (З-С) | ||
32. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Ж-Ш) | ||
33. | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы (Ж-Ш) | ||
34. | Контрольный срез | ||
Раздел № 4 Звуко-буквенный анализ слов с глухими согласными. | |||
35. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Щ) | ||
36. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Щ) | ||
37. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Ч) | ||
38. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Ч) | ||
39. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Ц) | ||
40. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Ц) | ||
41. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Х) | ||
42. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква (Х) | ||
43. | Контрольный срез | ||
Раздел № 5 Слоговой анализ | |||
44. | Анализ односложных слов. | ||
45. | Анализ двусложных слов. | ||
46. | Анализ трёхсложных слов. | ||
47. | Анализ четырехсложных слов. | ||
48. | Слогообразующая роль гласных. | ||
49. | Ударение. | ||
50. | Ударные и безударные гласные. | ||
51. | Определение ударного слога в словах. | ||
52. | Определение ударного слога в словах. | ||
53. | Контрольный срез | ||
Раздел № 6 Приставки и предлоги | |||
54. | Знакомство с предлогами. | ||
55. | Знакомство с предлогами. | ||
56. | Знакомство с приставками. | ||
57. | Знакомство с приставками. | ||
58. | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
Раздел № 6 Предложения. | |||
59. | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | ||
60. | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | ||
61. | Составление предложений из слов, данных в не правильной грамматической форме. | ||
62. | Составление предложений из слов, данных в не правильной грамматической форме. | ||
63. | Деление сплошного текста на предложения | ||
64. | Текст. Повествование. | ||
65. | Текст. Описание. | ||
66. | Текст. Рассуждения. | ||
67. | Дифференциация текста. | ||
68. | Контрольный срез | ||
Обследование с 15-30 мая устной и письменной речи у учащихся. |
III. Аграмматическая дисграфия
Нарушение письма при аграматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом.
Цель :Сформировать представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.
Задачи:
- Диагностика нарушений лексико-грамматического строя речи с целью определения их механизма, вида и степени выраженности.
- Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.
- Формирование и развитие словоизменения и словообразования.
- Формирование структуры различных предложений.
- Развитие связной речи.
- Развитие фонематического восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), слухового и зрительного внимания
Последовательность работы над каждой из грамматических форм, которая осуществляется:
- от конкретного к абстрактному;
- от семантически простых форм к семантически более сложным;
- от продуктивных к непродуктивным;
- от простых по грамматическому оформлению к более сложным.
Последовательность работы над предложением определена с учётом сложности его структуры, закономерностей появления различных типов предложения в онтогенезе.
Коррекционно – логопедическая работа проходит в три этапа.
Основные задачи и направления первого этапа.
1.Формирование навыков построения связных высказываний:
- соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;
- отличать связной текст от набора слов, словосочетаний, предложений;
- составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;
- составлять тексты из2-3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.
2. Закрепления навыков словообразования;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением
- образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом «ин»
3.Формирование продуктивных и простых по семантике форм;
- различать формы И.п. единственного числа и И.п. множественного числа имен существительных;
- образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного падежа без предлогов;
-согласовывать существительные и глаголы настоящего времени третьего лица.
Основные задачи и направления работы второго этапа.
1.Устранение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях;
- образовывать словосочетания, предложения в различных видов;
- характеризовать и различать между собой части речи.
2. работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением
- образовывать существительные с суффиксом «ниц»
- образовывать существительные с суффиксом «инк,енк, ин»
- образовывать и различать между собой глаголы совершенного вида и несовершенного вида
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами «ин,нин,ов,ев,»
- образовывать относительные прилагательные с суффиксами «н, ан, ян, енн»
3. Формирование наиболее сложных непродуктивных форм словоизменения;
- понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
- закреплять навык использования в речи имен существительных в форме множественного числа без предлогов;
- использовать в речи и различать между собой глаголы 1-2-3-го лица настоящего и прошедшего времени;
- согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде;
- согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.
Основные задачи и направления работы третьего этапа.
1.Усвоение сложных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях;
- самостоятельное составление связного текста из предложений разных типов.
2. Уточнение знаний о продуктивных непродуктивных форм словоизменения;
- образовывать названия животных;
- образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами;
- образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами;
3. Закрепление сложных непродуктивных форм словоизменения;
- использовать в речи предложно- падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
- согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа;
- согласование притяжательных, указательных, определительных местоимений с именами существительными.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу коррекционного обучения ученики должны знать:
-термины, используемые для обозначения основных понятий;
-все звуки и буквы родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые мягкие согласные, и обозначение на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости и мягкости; по звонкости – глухости;
К концу коррекционного обучения ученики должны уметь:
- Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
- Лексико-грамматический строй речи:
- Работа над предложением и связной речью:
- Неречевые процессы:
- Развитие обще учебных умений и навыков:
III. Аграмматическая дисграфия
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата |
Раздел № 1 Диагностика нарушения строя речи. | |||
1. | Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. | ||
2. | Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, | ||
3. | Лексико-грамматического строя, связной речи. | ||
4. | Исследование процесса чтения, письма. | ||
5. | Логопедическое заключение. | ||
Раздел №2 Словоизменении и словообразование существительных. | |||
6. | Понятие о словах, обозначающих предметы. | 1. | |
7. | Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что? | ||
8. | Единственное и множественное число существительных. | ||
9. | Образование формы множественного числа существительных. | ||
10. | Образование формы множественного числа существительных. | ||
11. | Уменьшительно-ласкательная форма существительных. | ||
12. | Уменьшительно-ласкательная форма существительных. | ||
13. | Образование слов, обозначающих названия детёнышей животных. | ||
Раздел №3 Словоизменении и словообразование существительных . | |||
14. | Форма именительного падежа существительных единственного числа и множественного числа. | ||
15. | Форма именительного падежа существительных единственного числа и множественного числа. | ||
16. | Форма родительного падежа существительных единственного числа. | ||
17. | Форма родительного падежа существительных единственного числа. | ||
18. | Форма дательного падежа существительных единственного числа. | ||
19. | Форма дательного падежа существительных единственного числа. | ||
20. | Форма винительного падежа существительных единственного и множественного числа. | ||
21. | Форма винительного падежа существительных единственного и множественного числа. | ||
22. | Форма творительного падежа существительных единственного и множественного числа без предлога. | ||
23. | Форма творительного падежа существительных единственного и множественного числа без предлога. | ||
24. | Форма предложного падежа существительных единственного и множественного числа. | ||
25. | Форма предложного падежа существительных единственного и множественного числа. | ||
26. | Контрольный срез | ||
Раздел №4 Предлоги 8 часов | |||
27. | Знакомства с предлогами. Предлоги «НА-В» | ||
28. | Предлоги «НА-НАД» | ||
29. | Предлоги «К-ОТ» | ||
30. | Предлоги «В-ИЗ» | ||
31. | Предлоги «ОТ-ИЗ» | ||
32. | Предлоги «С-СО» | ||
33. | Предлоги «В-У» | ||
34. | Знакомство с приставками | ||
35. | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
36. | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
37. | Контрольный срез | ||
Раздел №5 Словоизменение и словообразование глаголов. | |||
38. | Согласование существительного и глагола настоящего времени в числе. | ||
39. | Согласование существительного и глагола настоящего времени в числе | ||
40. | Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. | ||
41. | Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. | ||
42. | Согласование существительного и глагола будущего времени в числе. | ||
43. | Согласование существительного и глагола будущего времени в числе. | ||
44. | Образование приставочных глаголов. | ||
45. | Контрольный срез | ||
Раздел № 6 Словоизменение и словообразование прилагательных. | |||
46. | Слова, обозначающие признаки предметов | ||
47. | Слова, обозначающие признаки предметов | ||
48. | Согласование прилагательного с существительным. | ||
49. | Согласование прилагательного с существительным. | ||
50. | Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. | ||
51. | Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. | ||
52. | Образование относительных прилагательных. | ||
53. | Образование относительных прилагательных. | ||
54. | Образование притяжательных прилагательных. | ||
55. | Образование притяжательных прилагательных. | ||
56. | Контрольный срез | ||
Раздел № 7 Предложение. Текст. | |||
57. | Понятие о предложении. | ||
58. | Составление предложений из слов данных в правильной грамматической форме. | ||
59. | Составление предложений из слов данных в правильной грамматической форме. | ||
60. | Составление предложений из слов данных в не правильной грамматической форме. | ||
61. | Составление предложений из слов данных в не правильной грамматической форме. | ||
62. | Из отдельных правильных предложений составление текста. | ||
63. | Из отдельных правильных предложений составление текста. | ||
64. | Текст. Повествование. | ||
65. | Текст. Описание. | ||
66. | Текст. Рассуждения. | ||
67. | Дифференциация текста. | ||
68. | Контрольный срез | ||
Обследование с 15-30 мая устной и письменной речи у учащихся. |
Нарушение письма, обусловленное ФФН и ОНР.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата |
Раздел № 1 Диагностика нарушения строя речи. | |||
Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. | |||
Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, | |||
Лексико-грамматического строя, связной речи. | |||
Исследование процесса чтения, письма. | |||
Логопедическое заключение. | |||
Гласные звуки и буквы | |||
1. | Звук [а] Выделение гласного звука [ а] в начале слова. | ||
2. | Звук [а] Выделение гласного звука [ а] в начале , середине, слова. | ||
3. | Звук [а] Выделение звука [ а ] среди других гласных звуков. | ||
4. | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | ||
5. | Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. | ||
6. | Звук [у] Выделение гласного звука [ у ] в начале, середина слова. | ||
7. | Звук [у] Выделение звука [ у ] среди других гласных звуков. | ||
8. | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | ||
9. | Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. | ||
10. | Звук [и] Выделение гласного звука [и] в начале, середине и конце слова. | ||
11. | Звук [и] Выделение гласного звука [и] среди других гласных звуков. | ||
12. | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | ||
13. | Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. | ||
14. | Звуки [а], [у], [и] Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи. | ||
15. | Звук [э] Выделение гласного звука [ э ] в начале, середине слова. | ||
16. | Звук [э] Выделение гласного звука [ э ] среди других гласных звуков. | ||
17. | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | ||
18. | Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. | ||
19. | Звук [о] Выделение звука [ о ] в начале, середине, конце слова . | ||
20. | Звук [о] Выделение звука [ о ] среди других гласных звуков. | ||
21. | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | ||
22. | Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. | ||
23. | Звук [ы] Выделение звука [ ы ] середине и в конце слова. | ||
24. | Звук [ы] Выделение звука [ ы ] среди других гласных звуков. | ||
25. | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | ||
26. | Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. | ||
27. | Звуки [о], [э], [ы] Звуковой анализ слогов оы-эа-оэы. | ||
28. | Контрольный срез | ||
Сонорные звуки | |||
29. | Звук [м] Выделение согласного звука [м] в конце слова. | ||
30. | Звуки [м], [м'] Выделение согласных звуков [м], [м'] в начале слова. | ||
31. | Звук [н] Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). | ||
32. | Звуки [н], [н'] Звуковой анализ слогов, и слов. | ||
33. | Звук [р] Выделение согласного звука [р] в конце слова. | ||
34. | Звуки [р], [р'] Выделение согласных звуков [р], [р'] в середине слова. | ||
35. | Звук [р] Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове ( конец, середина, начало). | ||
36. | Звуки [р], [р'] Звуковой анализ слогов, и слов. | ||
37. | Звук [л] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [ л ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
38. | Звук [л], [л'] Различение твердых и мягких звуков [л],[л']. | ||
39. | Звуки [л], [л'] Звуковой анализ слогов, слов. | ||
40. | Звуки [р], [л] Дифференциация звуков . [л], [л'] и [р], [р'] | ||
41. | Контрольный срез | ||
Парные согласные | |||
42. | Звук [б] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [ б ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
43. | Звук [б], [б'] Различение твердых и мягких звуков [б],[б']. | ||
44. | Звуки [б], [б'] Звуковой анализ слогов, слов. | ||
45. | Звук [п] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [ п ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
46. | Звук [п], [п'] Различение твердых и мягких звуков [в],[в']. | ||
47. | Звуки [п], [п'] Звуковой анализ слогов, и слов | ||
48. | Звуки [б], [п] Дифференциация звуков [б], [п]. | ||
49. | Звук [в] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [в ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
50 | Звук [в], [в'] Различение твердых и мягких звуков [в],[в']. | ||
51. | Звуки [в], [в'] Звуковой анализ слогов, слов. | ||
52. | Звук [ф] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [ф ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
53. | Звуки [ф], [ф']. Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф']. | ||
54. | Звуки [ф], [ф']. Звуковой анализ слова «фига». | ||
55. | Звуки [в], [ф] Дифференциация звуков [в], [ф]. | ||
56. | Звук [д] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [д ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
57. | Звук [д], [д']. Различение твердых и мягких звуков [д],[д']. | ||
58. | Звуки [д], [д']. Звуковой анализ слогов, слов | ||
59. | Звук [т] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [т ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
60. | Звук [т], [т']. Различение твердых и мягких звуков [т],[т']. | ||
61. | Звуки [т], [т']. Звуковой анализ слогов, слов | ||
62. | Звуки [д], [т] Дифференциация звуков [д], [т]. | ||
63. | Звук [г] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [г ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
64. | Звук [г], [г']. Различение твердых и мягких звуков [г],[г']. | ||
65. | Звуки [г], [г']. Звуковой анализ слогов, слов | ||
66. | Звук [к] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [к ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
67. | Звук [к], [к']. Различение твердых и мягких звуков [к],[к']. | ||
68. | Звуки [к], [к']. Звуковой анализ слогов, слов | ||
69. | Звуки [г], [к] Дифференциация звуков [г], [к]. | ||
70. | Звук [с] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [с ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
71. | Звук [с], [с']. Различение твердых и мягких звуков [с],[с']. | ||
72. | Звуки [с], [с']. Звуковой анализ слогов, слов | ||
73. | Звук [з] Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [з ] в слове ( начало, середина, конец) | ||
74. | Звук [з], [з']. Различение твердых и мягких звуков [з],[з']. | ||
75. | Звуки [з], [з']. Звуковой анализ слогов, слов | ||
76. | Звуки [с], [з] Дифференциация звуков [с], [з]. | ||
77. | Контрольный срез | ||
Свистящие и шипящие звуки и буквы | |||
78. | Определение места звука [ ц ] в слове (начало, середина, конец). | ||
79. | Звук [з]. Твердый звук [ц]. | ||
80. | Звуки [ц]. Звуковой анализ слогов, слов. | ||
81. | Звуки [с], [ц] Дифференциация звуков [с], [ц]. | ||
82. | Звуки [с], [ц] Дифференциация звуков [с], [ц]. | ||
83. | Звук [ш] Выделение в речи звука [ ш ], определение его позиции в слове (начало, середина, конец). | ||
84. | Звук [ш]. Твердый звук [ш]. | ||
85. | Звуки [с], [ш] Дифференциация звуков [с], [ш]. | ||
86. | Звук [ж] Выделение в речи звука [ ж ], определение позиции звука в слове (начало, середина). | ||
87. | Звук [ж]. Твердый звук [ж]. | ||
88. | Звуки [з], [ж] Дифференциация звуков [з], [ж]. | ||
89. | Звуки [з], [ж] Дифференциация звуков [з], [ж]. | ||
90. | Звуковой анализ слогов, слов со звуками [з], [ж]. | ||
91. | Звуки [ш], [ж]. Дифференциация звуков [ш], [ж]. | ||
92. | Звуки [ш], [ж]. Дифференциация звуков [ш], [ж]. | ||
93. | Звуковой анализ слогов, слов со звуками [ш], [ж]. | ||
94. | Звук [ч] Выделение звука [ ч ] в речи. Нахождение места звука [ ч ] в слове (начало, середина, конец). | ||
95. | Звук [ч]. Мягкий звук [ч]. | ||
96. | Звуковой анализ слогов, слов со звуком [ч]. | ||
97. | Звуки [ч], [ц] Дифференциация звуков [ч], [ц] | ||
98. | Звук [щ] Определение наличия или отсутствия звука [щ ] в словах, позиции звука в слове ( начало, середина, конец) | ||
99. | Звук [щ]. Мягкий звук [щ]. | ||
100. | Звуки [ч], [щ] Дифференциация звуков [ч], [щ] . | ||
101 | Звуки [ч], [щ] Дифференциация звуков [ч], [щ] . | ||
102. | Контрольный срез | ||
С 15 мая-30 мая обследование устной и письменной речи у учащихся. |
(Проверочный в начале учебного года)
2 класс
На даче.
Дети жили на даче. Они гостили у бабушки. Там роща. За рощей речка. Мальчики ловили рыбу. Девочки собирали цветы.
3 класс
Избушка лесника.
В лесу жил лесник. Он сторожил лес. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей, и пели птицы. В траве трещали кузнечики.
4-5 класс
Ночью в лесу.
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне.
Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот хрустнула веточка. Зайцы испугались и умчались в чащу.
(Проверочный в середине учебного года)
Осень.
Летучие мыши забрались в дупло. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев сделала постель.
Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Стояла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щеки.
(Проверочный в конце учебного года)
Орел.
Высоко летает могучий орел. Часами парит он над землей. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит ее в свое далекое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орел летит на охоту.
Диктант (6кл.)
На Глухом озере мы пробыли два дня. Был сентябрь. Ветер срывал с берез мокрые пахучие листья. В тумане и осенней сырости над чёрной водой поднялась луна.
Ночью я проснулся. Кто-то лизал мои губы, нос, щеки горячим языком. Это был Мурзик. Он вилял хвостом, визжал от радости. Глаза его покраснели от усталости и слёз. Мы покормили его и легли спать.
Диктант
Зимой в степи чабан нашел сайгачонка. Малыш дрожал и озирался по сторонам. Чабан взял его на руки и принес в дом.
Вот было радости внуку! Мальчик дал малышу силоса, налил в тарелку воды. И рогаленок ожил. Глаза повеселели и уши навострились.
Растаял снег, показалась молодая травка. Малыш весь день щепал траву у стойки, а вечером возвращался домой.
Так и остался рогаленок жить у людей.
Моя поляна.
У меня есть любимая поляна. Красивая поляна. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминал свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.
Диктант (7кл.)
Летнее утро.
Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья. Стали раздаваться живые голоса, звуки, и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить над землей Тело мое ответило ему веселой дрожью. Я проворно встал и пошел вдоль реки. Не успел пройти двух верст, как полились кругом меня сперва алые, потом красные золотые потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
(По И. Тургеневу)
Певчие птицы.
Сколько прекрасных мастеров поют в лесу, в поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу поёт дрозд. Ясным голосом выводит он гимн весне. Его звонкая трель наполняет лес.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не увидишь в небесной вышине.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки. Сидишь, слушаешь самый красивый в мире голос.
Родное село.
Катя живет в селе Высокое. Оно раскинулось на большом холме. За селом с одной стороны растет лес. А как выйдешь на другую сторону и станешь возле школы - такой простор открывается глазам! Смотришь и не (на)смотришься. Сначала тянутся огороды и поля села Высокого. Дальше среди лугов вьётся речка Серебрянка. Ещё дальше виднеется мельница. Наконец за мельницей земля сходится с небом. Катя часто играла на окра()не села и оттуда смотрела на речку Серебрянку и дальнюю мельницу.
Диктант (8кл.)
Рассвет в лесу.
Кончилась летняя теплая ночь. Легкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись певчие птицы. Звонко закуковала кукушка. Вот взошло теплое летнее солнце. Оно обсушило росу. Радостно запели птицы. Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Много врагов у зайчишки. Гналась за зайцем хитрая лисица. Его пугал страшный филин и ловила разбойница – рысь. От всех врагов убежал маленький зайчик.
Приметы погоды.
В ясные дни небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким. После заката у горизонта долго держится серебряная полоса. Звезды зеленоватого цвета и слабо мерцают. Обильная роса пропадает только после восхода солнца. Пчелы с раннего утра отправляются за добычей. В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды.
Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется. Ласточки летают над самой землей, цветы сильно пахнут. Во влажном воздухе звуки слышатся очень далеко. Солнце иногда восходит в багровой мгле, а черные облака почти касаются земли.
Клен.
В первый день предвесенней оттепели стволы всех деревьев оделись с()ребристым инеем. Потом в разрыве туч выглянуло солнце, и его тепло потекло к корням.
Пестрые дятлы усердно (за)стучали по темной коре, и выступили из каждой ранки сладкие капли кленового сока. Напился дятел, а сок продолжал течь, и стайка синиц отведала лесного напитка.
В пору цветения кормит клен пчел. И белки едят желтую « кашку». Но кора клена и шелковистые листья горьки даже для лосей.
Велик урожай кленов. Они сбрасывают его на землю до больших снегопадов.
Диктант (9 кл)
Кижи.
Кижи. Слово короткое и какое-то странное, загадочное, не русское. В далекие времена карелы называли так место для игр. Это один из островов Онежского озера.
Кижи небольшой островок у северо-восточных берегов Онежского озера. Когда то здесь было крупное для того времени поселение – Кижский погост. Скупые строки летописей доносят до нас отголоски большой драматической истории Кижей уходящей в глубь веков.
Подъезжаем к Кижам и вдруг видим на горизонте поднимаются силуэты не виданных построек. Они кажутся неожиданными. Огромные церкви устремленные ввысь торжественно величаво царят над зеркальной гладью озера, над пологими холмами, и лесами синеющими на горизонте.
Урок здоровья.
На уроках физкультуры вы учитесь управлять своим телом. В спортивном зале ты научишься лазить по шесту. В походе тебе будет легко забраться на высокое дерево. На уроках гимнастики ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет тебе вскакивать на живую лошадь. Ты будешь тренироваться сохранять равновесие на узком бревне. Это умение пригодиться тебе, когда понадобиться перебираться по жердочкам через ручей.
Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек. Сядь за руль мощного самосвала. Ты убедишься, что управлять могучей машиной может только сильный человек. Какой труд ты выберешь? С любой работой тебе легче будет справиться, если ты с юности разовьешь свое тело, закалишь волю.
Сказочный город Кижи.
Сходим с теплохода на берег острова попадаем в сказку. Стоит перед нами затейливый теремок, удивительной красоты деревянный храм. Все вместе купала похожи на шлем русского воина. Это памятник в честь воинской победы русских над шведами. Без единого гвоздя, одним топором, из местного прионежского леса создано это чудо русского зодчества и стоит уже двести семьдесят лет. Не дошли до нас имена искусных рукодельцев.
Пройдемся по островку. На каждом шагу нас встретят строительные диковинки: деревянная колоколенка, редкой красоты часовня, которой шестьсот лет. Тут и ветряная мельница, и старинные дома в узорном убранстве.
Контрольные срезы на фонематическое восприятия звука 2- 3- 4-5 й классы.
Снежная баба (С—3)
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)
Осень (Твердые и мягкие согласные)
Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Надсадами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)
Зимние забавы (Т—Д)
Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)
Кормушка (Ш—Ж)
Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки. (28 слов)
Пришла весна (3—Ж)
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли. (18 слов)
Весна (Ц—Ч)
На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)
Собака Боб (П—Б)
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)
Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)
На катке (Мягкий знак в середине слова)
Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)
На елке (Мягкий знак в середине слова)
В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)
Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)
Жеребенок (О—Ё)
Девочки побежали на конюшню смотреть маленького жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький. (46 слов)
Как устраивают гнезда (У—Ю)
Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут та~ кую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть. (56 слов)
Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)
Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.
На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой! (43 слова)
Глухие и звонкие согласные
Булька (П—Б)
У меня была собака Булька. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.
Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой. (48 слов)
Родник (Т—Д, сильная позиция)
День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя по¬дошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед. (43 слова)
Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.
С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.
Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит. (59 слов)
Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)
Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила когтями грызуна.
Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей. (43 слова)
Варежки (Ш—Ж)
Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание. (42 слова)
Еж (Ш—Ж, сильная позиция, оглушение)
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)
На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)
Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки; березки, липки. (49 слов)
Зима (Оглушение)
На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима пришла. (49 слов)
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)
На лугу (С—Ц)
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)
Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)
Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)
Сонорные согласные звуки
Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)
Лен (Р—Л)
Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вы¬растить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.
С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов)
Схема обследования нарушения письма и чтения.
1.Состояние звукопроизношения
Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:
- при изолированном произнесении звуков;
- в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;
- в начале, середине и конце слов;
- во фразах;
- в тексте.
В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук.
2. Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова
Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звуко-слоговой структуры:
сыр, снег, текст, роза, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчики, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.
3. Особенности ручной и речевой моторики
1. Определение ведущей руки, ноги, глаза
2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо», «Покажи левой рукой правое ухо». Предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.
3. Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис «позы»).
Задания: соединить 1-й и 2-й пальцы в виде кольца. Вытянуть 2-й и 3-й пальцы, затем 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).
4. Динамическая организация движений пальцев.
Задания: 1) перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе; 2) «игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.
- Исследование речевой моторики.
Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:
- наличие или отсутствие движений
- тонус, т.е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус
- активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность), объем движений (полный, неполный)
- точность (точное или неточное выполнение движения)
- длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени
- переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход), темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)
- замены одного движения другим, наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений
- Особенности динамической стороны речи
- темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);
- употребление ударений (словесного, логического);
- употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);
- особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);
- выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).
6. Исследование слуховой функции и восприятия речи
1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты).
2. Состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных заданий).
7.Исследование фонематического восприятия
(дифференциации фонем)
- Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.
1. Повторение серий слогов.(2-3-4-5 слогов)
2. Показать картинки. Исследование проводится по альбому картинок слов-квазиомонимов.
3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами.
8. Исследование языкового анализа и синтеза
- Анализ состава предложения.(определить количество, последовательность и место слов в предложении)
- Слоговой анализ и синтез.(определить количество слогов в слов)
- Отобрать картинки, в названиях которых 2-3 слога (картинки не называются).
- Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.
9. Фонематический анализ.
- Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
-Выделение звука из слова. (есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа ?
- Выделение первого звука в слове.
- Выделение последнего звука в слове.
- Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
- Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
- Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
- Какой по счету звук [р] в словах:
- Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
10.Фонематический синтез.
Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т'][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л];
[г][в][о][з'][д'][и]; [а][л][ф][а][в][и][т]; [п][л][о][щ][а][д'][и];
11. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).
- Назвать слова, в которых есть звук [ш].
- Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
- Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
12.Исследование словарного запаса
Характеристика пассивного словаря (объем словаря, точность понимания слов, соответствие словаря возрасту).
Характеристика активного словаря (объем словаря, точность употребления слов, соответствие словаря возрасту).
Предлагается назвать предметы, действия, цвет, форму предметов — по картинкам (с учетом возраста ребенка).
13. Исследование грамматического строя речи
Характеристика употребляемых предложений (двухсловные,' трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).
Состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в числе и роде).
Состояние словообразования (образование названий профессий женского рода, названий детенышей животных, образование прилагательных от существительных).
14. Исследование процесса чтения
1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре); предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных); текста.
2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
3. Определить скорость чтения.
4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
15.Исследование процесса письма
Определить в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок.
Примерный речевой материал
1. Списывание (с печатного и рукописного текста).
Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днем все меньше и меньше становится на деревьях листьев. Трепетная осинка стоит вся красная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к земле и как будто просит снега.
2. Письмо под диктовку (слуховой диктант).
Осень
Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Коррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса"
Программа "Коррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса" расчитана на детей, занимающихся на школьном логопункте общеобразовательной школы. Так же может быть использована при работе логопеда ...
Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Аннотация к рабочей программе " Коррекция ОНР III уровня детей дошкольного возраста (5-6 лет)"
Аннотация к рабочей программе" Коррекция ОНР III уровня детей дошкольного возраста (5-6 лет)"...
Рабочая программа коррекционного курса "Преодоление смешанной дисграфии"
Рабочая программа коррекционного курса направлена на коррекцию недостатков письменной речи у обучающихся 2 класса с ЗПР....
Рабочая программа «Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников».
Рабочая программа «Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников». 4 класс...
Рабочая программа логопедической коррекционной работы смешанная дисграфия с элементами дизорфографии 2-4 классы на 2023-2024 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической коррекционной работысмешанная дисграфия с элементами дизорфографии 2-4 классына 2023-2024 год ...