Рабочая программа коррекционного курса "Преодоление смешанной дисграфии"
рабочая программа
Рабочая программа коррекционного курса направлена на коррекцию недостатков письменной речи у обучающихся 2 класса с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа коррекционного курса "Преодоление смешанной дисграфии" | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ХХХХ» средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении начальных классов Протокол № От____________2018г Руководитель МО | Согласовано на МС школы Протокол № От_____________2018г Руководитель МС | «Утверждаю» Директор МБОУ «ХХХ» СОШ . Приказ № От__________2018г |
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекция нарушений письменной речи»
Преодоление смешанной дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на основе нарушения дифференциации фонем.
(для обучающихся 2-х классов, имеющих ЗПР - вариант 7.1)
Автор - составитель: учитель-логопед Давыдова Анжелика Владимировна.
2018 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО), АООП МБОУ «ХХХХХ» СОШ», на основе авторской программы Е. В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии» Москва 2006; Е. В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Москва 2016.
Цель курса - коррекция нарушений письменной речи (смешанная дисграфия) у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на :
- развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;
- формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения;
- развитие орфографической зоркости.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционного — развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий- 2 раза в неделю, форма организации — групповые занятия. Группа из 5-9 обучающихся комплектуется из обучающихся параллелей 2-х классов.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
личностные результаты:
курс ориентирован на:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, знаний об основах моральных норм;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося (правил поведения на занятиях, ответственного отношения к занятиям, регулярного посещения занятий в соответствии с расписанием, выполнения домашних заданий и т. д.);
- развитие мотивов учебной деятельности (как познавательных, так и социальных), формирование личностного смысла учения;
- развитие способности характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- формирование бережного отношения к школьному имуществу и учебным принадлежностям, аккуратного оформления письменных работ.
Метапредметные результаты
курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- работать в определенном темпе;
- применять знания в новых ситуациях;
- понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
Познавательных
- анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- группировать объекты (звуки, слова и т. д.) на основе существенных признаков;
- использовать знаково — символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (схемы слов, предложений, графических схем для характеристики звука).
Коммуникативных
- внимательно слушать и слышать собеседника (учителя — логопеда, ученика и т. д.), не переключаясь на посторонние воздействия, и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба, выражение согласия/ несогласия в вежливой форме);
- уметь вовремя включаться в ситуацию обсуждения и реагировать на нее соответствующими действиями;
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя — логопеда;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты
Обучающиеся получать возможность:
- научиться дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки;
- овладевать навыками языкового анализа и синтеза слов и предложений: определять место и последовательность звуков в словах; определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах; определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте;
- уметь применять на письме изученные правила орфографии и пунктуации: правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн», безударных гласных в корне слова, парных согласных, написание прописных букв в именах собственных и начале предложения; правописание разделительного мягкого знака, и мягкого знака, как показателя мягкости.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях ученика;
- итоговая диагностика (15-25 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
1 . Развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;
2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.
3. Развитие орфографической зоркости.
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Преодоление смешанной дисграфии» осуществляется параллельно.
1. Развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи.
Правильное произношение и дифференциации звуков:
- правильное произношение и сравнение гласных и согласных звуков;
- дифференциация гласных и согласных звуков;
- соотнесение гласных и согласных звуков с буквами.
Гласные звуки и буквы:
- дифференциация гласных 1-2 ряда;
- дифференциация гласных 1 и 2 ряда (А — Я) в слогах и словах;
- дифференциация гласных 1 и 2 ряда (У-Ю) в слогах и с ловах;
- дифференциация гласных 1 и 2 ряда (О-Е) в слогах, словах;
- дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Ы-И) в слогах, словах;
- дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Э-Е) в слогах и словах;
- роль гласных 2 ряда при смягчении согласных;
Согласные звуки и буквы:
- дифференциация звуков, имеющих артикуляторно — акустическое сходство;
- дифференциация (В-Ф) (ВЬ-ФЬ) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Б-П) (БЬ-ПЬ) в слогах , словах и предложениях;
- дифференциация (Г-К) (ГЬ-КЬ) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Д-Т) (ДЬ-ТЬ) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (С-З) (СЬ-ЗЬ) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ж-Ш) в словах, слогах и предложениях;
- дифференциация (Ц-С) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ш-С) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ж-З) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ч-ТЬ) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ч-Щ) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ч-Ц) в слогах, словах и предложениях;
- дифференциация (Ш-Щ) в слогах, словах и предложениях.
2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.
- Усвоения терминов «звук», «слог», «слово», «гласный звук, «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «мягкий звук»,»твердый звук», «слог».Усвоение слогообразующей роли гласных;
- выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
- Деление слов на слоги , составление слоговой схемы слов; распознавание ударения в словах из 2-4 словгов:
- анализ при письме, чтении и произношении звуко — слоговой структуры слов из 4-5 слогов (перемена, карандаши), 2-3 слогов со стечением согласных, определение ударного слога и ударной гласной в слове;
- определение устно и письменно количества слов в предложении из 4-5 слов;
- определение и устно и письменно количества слов в предложении из 4-5 слов;
- работа над деформированным текстом, составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)
III. Тематическое планирование.
Преодоление дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа
и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Программа рассчитана на 30 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях.
Тема занятия | Содержание работы | Часы | |||||
1. Звук | |||||||
1. Звук. Гласные-согласные звуки | Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах | 1 | |||||
2. Гласные I ряда | Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза | 1 | |||||
3. Гласные II ряда | Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов. | 1 | |||||
4. Мягкий знак | Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу | 2 | |||||
5. Согласные звуки | Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов | 2 | |||||
II. Слог | |||||||
6. Слог | Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой | 1 | |||||
7. Ударение. Ударная гласная | Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам | 1 | |||||
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я) | Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов | 2 | |||||
III. Слово | |||||||
9. Родственные слова. Корень слова | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах | 2 | |||||
10. Образование слов при помощи суффиксов | Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) | 2 | |||||
11. Словообразование слов при помощи приставок | Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | 2 | |||||
12. Приставки и предлоги | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | 2 | |||||
13. Морфологический состав слова | Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов | 2 | |||||
IV. Словосочетание и предложение | |||||||
14. Состав предложения | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением. | 2 | |||||
V. Связная речь | |||||||
15. Последовательный рассказ | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану | 2 | |||||
16. Описательный рассказ | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом | 2 | |||||
17. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин | Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | 2 |
К концу обучения обучающиеся должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы;
— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
— правописание предлогов и приставок.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
— определять ударные и безударные гласные, слоги;
— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
— графически обозначать звуки, слоги и слова.
Преодоление дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Задачи коррекционного обучения:
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Программа рассчитана на 30 часов.
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
1. Подготовительный этап работы | ||||||
1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления | 1 | ||||
2. Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | ||||
3. Гласные и согласные звуки | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1 | ||||
П. Основной этап работы | ||||||
4. Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е, Ы—И, Э—Е | Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме | 1 | ||||
5. Дифференциация гласных букв А—Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | ||||
6. Дифференциация гласных букв У—Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||||
7. Дифференциация гласных букв О—Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||||
8. Дифференциация гласных букв Ы—И | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||||
9. Дифференциация гласных букв Э—Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||||
10. Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения | 1 | ||||
11. Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
12. Звуки Б—Б', П—П' | Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
13. Звуки В-В', Ф—Ф' | Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
14. Звуки Г—Г', К—К', Х—Х' | Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
15. Звуки Д—Д', Т—Т' | Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
16. Звуки 3—3', С—С' | Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
17. Звуки Ж—Ш | Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
18. Лабиализова-ные гласные. Звуки О—У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений | 1 | ||||
19. Лабиализова-ные гласные. Буквы Е—Ю | Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза | 1 | ||||
20. Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л' | Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
21. Звуки Л—Л'—Й | Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
22. Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме | 1 | ||||
23. Звуки С—С, Ш | Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
24. Звуки З—З', Ж | Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
25. Звуки С—С', Ц | Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
26. Звуки ТС—Ц (на усмотрение логопеда) | Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
27. Звуки Ч—Щ | Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | 1 | ||||
27. Звуки Ч—Щ | Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | 1 | ||||
28. Звуки Ч—ТЬ | Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 | ||||
29. Звуки Ч—Ш | Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок | 1 | ||||
30. Звуки Ч—Ц (на усмотрение логопеда) | Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 1 |
К концу обучения обучающиеся должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
IV. Описание материально-технического обеспечения
IV.1.Дидактический материал по коррекции письма и чтения
1.Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие согласные».
2.Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
3. Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом», «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2016 г
4.Магнитная азбука и касса букв
IV.1. Список литературы
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., Национальный кнжный центр, 2015. 320с.
2.Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.
3.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М., Гном и Д, 2016.128с.
4.Мамаева А. В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов// Сибирский вестник специального образования, 2017. № 1 (19). С. 40 – 50.
5.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие- М.: «Владос», 1997- 226с.
6.Прищепова И.В. Диагностика недостатков письма у младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литера» , 2016. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...
Рабочая программа коррекционного курса"Коррекция акустической дисграфии".
Развитие фонематического восприятия, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию учащихся....
Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии.
Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии учителя -логопеда Ралковой Е. С. ступень образования 1 дополнительный - 7 класс ...