Рабочая программа «Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников».
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_korrektsiya_agrammaticheskoy_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov_4_kl_.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников»
4 класс
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи . В первую очередь на школьные логопедические пункты общеобразовательных учреждений, реализующих ООП НОО зачисляются обучающиеся, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала.
В настоящее время нарушение дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии. Смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, а также элементы оптической дисграфии. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфии. Главная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
В данное время значительно увеличилось число учащихся с аграмматическойдисграфией, которая чаще выражается как самостоятельное нарушение, но также может быть включена в состав смешанной дисграфии. Аграмматическаядисграфия обусловленанедоразвитием грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматизмы на письме проявляются в искажениях написьме и в чтении, внарушениипри составлении предложно-падежных конструкций, нарушениисогласования и словоизменения.При аграмматической дисграфии наблюдаются сложности в построении предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении. Нередко в словах, где соблюдается фонетический принцип письма, учащиеся допускают ошибки, неверно ставят ударение и неверно оформляютвысказывание в устной речи.
Цель программы: профилактика и преодоление аграмматической дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у учащихся 4 классов.
Задачи программы:
- Формировать, развивать и совершенствовать языковой анализ и синтез.
- Формировать, развивать и совершенствовать функции словоизменения, навыки словообразования.
- Формировать, развивать и совершенствовать умения морфологического анализа слова.
Целевая аудитория: обучающиеся 2–4классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием грамматического строя речи, испытывающие трудности в освоении ООПНОО (АООПНОО) и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
- Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
- Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
- Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.
- Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи).
- Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
- Принцип поэтапного формирования умственных действий.
- Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.
- Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
Содержание коррекционно-логопедической работы
I этап. Диагностический:
Первичное обследование; оформление документации, планирование работы.
II этап. Развитие неречевых процессов:
- развитие пространственно-временных отношений;
- формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Развитие языкового анализа и синтеза: На данном этапе рассматриваются темы:
- Речь. Общее понятие. Предложение. Слово. Слог. Звуки и буквы. Ударение.
- Предложение. Грамматическое оформление предложения.
- Состав предложения. Виды предложений. Анализ предложений.
- Текст. Признаки текста.
Коррекция проводится с учетом нормы нормального онтоогенеза в формировании лексико-морфологической, синтактической системы языков. Процесс работы постепенно усложняется формами речи, задачами и речевым материалом. Основной задачей является формирование представления об морфологических частях слов, морфологических анализах, структуре предложений. Овладение языковой системой должно происходить в тесном связи с овладением структурой предложения.
Таким образом, работа в этом разделе направлена на углубление знаний по предложению, развитие навыка устанавливания грамматической и смысловой связи между словами предложения, анализа и синхронизации предложений, совершенствования грамматических умений. Обучение проводится на основе образцов речевой речи, в соответствии с которым впоследствии составляются иные предложения. Можно применять упражнения для формирования грамматического навыка на знакомом для детей материале лексики. Далее выполняется аналогичная работа на текстовом уровне.
Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи. На данном этапе рассматриваются темы:
- Развитие навыков словообразования.
- Развитие навыков словоизменения.
- Развитие навыков согласования слов.
- Слово и его лексическое значение
Формирование навыков словообразования у учащихся с аграмматическойдисграфией. Основное внимание уделяется образованию новых слов от заданных, группироватьслова по общему признаку, сопоставлять анализируемые слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели. Большое внимание уделяется работе над семантикой слов. В процессекоррекционной работы учащиеся должны накопить опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширить запас однокоренных слов. Вся работа направлена дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразованияНавыки словоизменения закрепляются сначала в словах, словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи. На начальном этапе работы проводится уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания. формирование навыка словоизменения в устной речи, а в дальнейшем—закрепление навыка словоизменения в письменной речи.
При работе над предложением:
∙ Учим выделять предложения из сплошного текста;
∙ Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
∙ Формируем умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.
Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности.
Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
Перспективный план работы по профилактике и преодолению аграмматической дисграфии
№ п\п | Тема | Содержание | Кол-во часов (примерно) |
Диагностика | 4 | ||
II. Развитие неречевых процессов | |||
1 | Развитие пространственно-временныхотношений. | Знакомство с такими понятиями, как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Развитие пространственных представлений «верх, низ, слева, справа, между, под, над...». Расширение объема зрительной и слуховой памяти. | 4 |
III. Развитие языкового анализа и синтеза | |||
2 | Речь. Общее понятие. Предложение. Слово. Слог. Звуки и буквы. Ударение. | Дифференциация понятий «предложение, слово, слог, звук, буква». Дифференциация понятий «предложение, словосочетание, текст». | 2 |
3 | Предложение.Грамматическоеоформлениепредложения. | Уточнение знаний о предложении. Развитие умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении. Соотнесение предложений с графической схемой. | 4 |
4 | Состав предложения. Виды предложения. Анализ предложения. | Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса К отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости От перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями. Построение предложений различного вида. Установление в предложениях причинно-следственных связей. Анализ простых и сложных предложений. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. | 4 |
5 | Текст. Признакитекста. | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятиями. «текст, части текста, заглавие, признаки текста, виды текстов». Выделение логико-смысловых связей текста. Работа с деформированнымтекстом. | 4 |
6 | Диагностическаяработа«Предложение. Текст». | 1 | |
IV. Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи | |||
7 | Развитие навыков словообразования. Родственные слова. Составслова. | Уточнение понятия «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию. | 4 |
8 | Развитие навыков словообразования. Корень слова. Окончание. | Уточнение понятия «корень слова». Графическое обозначение корня слова. Развитие умения выделять в словах корень. Уточнение представлений об единообразном написании корня родственных слов. Анализ слов с корнями-омонимами. Уточнение понятия «окончание слова». Графическое обозначение окончания. Развитие умения выделять в словах окончание. | 4 |
9 | Развитие навыковсловообразования. Суффикс. | Уточнение знаний о суффиксе как о части слова, его роли в речи. Графическое обозначение суффикса. Формирование навыка словообразования при помощи суффикса. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. Обогащение словарного запаса по различным лексическим темам. Правописание суффиксов. | 4 |
10 | Развитие навыковсловообразования. Приставка. | Уточнение знаний о приставке как о части слова, ее роли в речи. Графическое обозначение приставки. Формирование навыка словообразования при помощи приставки. Тренировка в нахождении приставки в словах. Развитие умения различать смысловую нагрузку приставок. Обогащение словарного запаса по различным лексическим темам. Правописание приставок. Дифференциация и правописание предлогов и приставок. | 4 |
11 | Развитие навыков словообразования. Морфемный анализ слова. | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в морфемном анализе слов различной структуры. Уточнение значения слов. | 4 |
12 | Развитие навыков словоизменения. Имя существительное. Род, число, склонение и мен существительных. | Уточнение знаний по теме «Имя существительное». Грамматическое и лексическое значение имен существительных. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода. | 4 |
13 | Развитие навыков словоизменения. Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. | Знакомство с падежами существительных. Предложно-падежные конструкции имен существительных. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи. | 4 |
14 | Развитие навыков согласования слов. Имя прилагательное. Род, числоименприлагательных. | Уточнение знаний по теме «Имя прилагательное». Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Грамматическое и лексическое значение имен прилагательных. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | 4 |
15 | Развитие навыков согласования слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Обогащение словаря словами, обозначающими признак предмета. Работа по слово изменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Развитие умения определять род и число прилагательных, изменять прилагательные по числам и родам. Работа с антонимами, синонимами. | 4 |
16 | Развитие навыков согласования слов. Согласование прилагательных с существительными в падеже. | Согласование существительных с прилагательными вроде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письменной речи. | 4 |
17 | Развитие навыков согласования слов. Глагол. | Уточнение знаний по теме «Глагол». Обогащение словаря словами, обозначающими действие предмета. Грамматическое и лексическое значение глаголов. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, сграфической схемой. | 4 |
18 | Развитие навыков согласования слов. Согласование глагола с существительным в числе, роде, во времени. | Формирование представления об изменении глаголов по временам и числам. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Развитие умения правильно согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в роде и числе. Развитие пространственно-временных отношений. Преодоление аграмматизма в устной и письменной речи. Работа с антонимами, синонимами. | 4 |
19 | Части речи. Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов. | Обобщение, систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи. Развитие умения определять часть речи. Развитие умения преобразовывать слова одной части речи в другую. | 4 |
20 | Слово и его лексическое значение. Многозначность слов. | Уточнение знаний о лексическом значении слов. Дифференциация однозначных и многозначных слов. Формирование представления о том, что слова разных частей речи могут быть многозначными. Расширение и обогащение словарного запаса. | 4 |
21 | Слово и его лексическое значение. Прямое и переносное значения слов. | Уточнение знаний о прямом и переносном значениях слова. Развитие умения различать прямое и переносное значения слова, находить в предложении, тексте слова с переносным значением. Расширение и обогащение словарного запаса. | 4 |
22 | Слово и его лексическое значение. Синонимы. | Уточнение знаний о синонимах. Развитие умения распознавать синонимы в тексте, отделять синонимы из ряда слов. Развитие умения подбирать синонимы к заданным словам. Расширение и обогащение словарного запаса. | 4 |
23 | Слово и его лексическое значение. Антонимы. | Уточнение знаний об антонимах. Развитие умения распознавать антонимы в тексте, отделять антонимы из ряда слов. Развитие умения подбирать антонимы к заданным словам. Расширение и обогащение словарного запаса. | 4 |
24 | Слово и его лексическое значение. Омонимы. | Дифференциация синонимов и антонимов. Уточнение знаний об омонимах. Развитие умения распознавать омонимы в тексте. Дифференциация омонимов и многозначных слов. Расширение и обогащение словарного запаса. | 4 |
25 | Слово и его лексическое значение. Фразеологическиеобороты. | Уточнение знаний о фразеологизмах. Развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов. | 4 |
V. Диагностическая работа «Слово и его лексическое значение». | 1 | ||
26 | Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ. Оценка динамики речевого развития учащихся. | Закрепление полученных навыков. Перенос полученных знаний на различные виды деятельности. | 2 |
На основе представленного плана работы составляется развернутое тематическое планирование коррекционно-логопедической работы.
Календарно – тематическое планирование по коррекции аграмматической дисграфии 4 класс
№ | Тема | Кол час | Дата | Основные виды деятельности обучающихся на занятии | Корректировка | |
Раздел 1. Текст. Предложение. Словосочетание. (12 ч) | ||||||
1-2 | Уточнение и развитие пространственных представлений | 2ч | Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Уточнение семантического значения предлогов и их адекватное использование. Расширение и активизация лексического запаса на данную тему | |||
3-4 | Уточнение и развитие временных отношений | 2ч | Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели. Активизация и обобщение словаря словами, относящимися ко времени: суток, год, век, эпоха. Анализ сказки «Старик-годовик». | |||
5-6 | Слог и слово. | 2ч | Называть слоги с разным количеством букв. Выполнять слоговой анализ и синтез слов. Образовывать из односложных слов многосложные однокоренные слова. Видеть и выделять корень в группе родственных слов. Дифференцировать понятия «слог» - «слово». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Славкин колосок» | |||
7-8 | Слово и предложение | 2ч | Находить слова в буквенном ряду. Составлять и называть словосочетания. Дифференцировать понятия «слово» - «словосочетание». Составлять предложения по заданным словам. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Славкин колосок» | |||
8-9 | Текст. Предложение. Слово. Типы текстов | 2 ч | Объяснять правила написания предложения. Слушать и определять количество предложений в тексте. Анализировать вид предложения по интонации. Читать текст с соблюдением интонации и знаков препинания | |||
10-11 | Текст (повествовательный) Предложение. Слово, обозначающее предмет. | 2ч | Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. | |||
11- 12 | Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие. | 2ч | Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. | |||
13-14 | Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак предмета. | 2ч | Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Составление описательных рассказов. | |||
15-16 | Предложение (простое распространенное). Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по и др.) | 2ч | Составление схемы предложения. Графические диктанты. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.) Ориентировка в пространстве | |||
17 | Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация. | 1ч | Называть группу слов общим словом. Выделение из группы слов лишнее слово и аргументировать свой ответ. | |||
18-19 | Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы. | 2ч | Подбор слов противоположных и близких по значению. Объяснение значение слов-омонимов в контексте предложения. | |||
20 | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Слово» Антонимы. Синонимы. Омонимы. | 1ч | Повторение изученного материала. | |||
Раздел 2. Морфемный состав слова(15 ч) | ||||||
21-22 | Корень слова. Однокоренные слова. | 2ч | Подбирать однокоренные слова. Выделять единый корень однокоренных слов. Выделение и графическое обозначение корень. | |||
23-24 | Корень слова. Сложные слова. | 2ч | Выделение корня в сложных словах. | |||
25 - | Окончание и основа слова. | 1ч | Выделение и графическое обозначение окончание и основы слова. | |||
27-28 | Приставка | 2ч | Подбирать приставки к словам по смысловому значению. Выделение и графическое обозначение приставки. Образование новых слов с помощью приставок. | |||
29-30 | Разделительный твердый знак | 2ч | Различать звучание слов с разделительным твердым знаком и без него | |||
31-32 | Суффикс | 2ч | Выделение и графическое обозначение суффикса. Образование новых слов с помощью суффиксов. | |||
33-34 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 2ч | Участвовать в открытии новых знаний о составе слова, выделять в слове суффикс. Формулировать вывод на основе практической работы со словом. Сверять написанные слова с образцом. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образовывать слова, обозначающие профессии людей, относительные прилагательные с помощью различных суффиксов, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Группировать слова с омонимичными корнями, объяснять их лексическое значение. Подбирать пропущенные слова в предложениях. Образовывать прилагательные от существительных. Составлять рассказ по заданным словам. Выделять в словах окончание, действовать по алгоритму. Подбирать прилагательные к существительным | |||
35 | Суффиксы, обозначающие профессии. | 1ч | ||||
36 | Морфологический состав слова. Проверочная работа. | 1ч | Выполнение разбор слова по составу. Повторение изученного материала. | |||
Раздел 3. Части речи (9 ч) | ||||||
36 | Служебные части речи. Предлоги В, НА | 1ч | Выделение предлогов в предложении, понимание их значение и правильное употребление в собственной речи. | |||
37 | Предлоги НА, НАД | 1ч | ||||
38 | Предлоги К, ОТ | 1ч | ||||
39 | Предлоги ИЗ, В | 1ч | Выделение предлогов в предложении, понимание их значение и правильное употребление в собственной речи правильное употребление в собственной речи. Деление предлогов в предложении, понимание их. | |||
40 | Предлоги ОТ, ИЗ | 1ч | ||||
41 | Предлоги С, СО | 1ч | Выделение предлогов в предложении, понимание их значение и правильное употребление в собственной речи | |||
42-44 | Дифференциация предлогов и приставок | 3ч | ||||
Части речи (25ч) | ||||||
45 | Имя существительное | 1ч | Выделение имен существительных. Образование и изменение имен существительных. Определение одушевленныхи неодушевленных имен существительных. | |||
46 -47 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных | 2ч | Выделение имен существительных. Определение по вопросам одушевленных и неодушевленных имен существительных. Постановка вопроса к существительным различного рода. Разбор слова по составу. | |||
48 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1ч | Выделение имен существительных. Определение собственных и нарицательных имен существительных. | |||
49 | Изменение имен существительных по числам | 1ч | Выделение имен существительных. | |||
50 | Изменение имен существительных по падежам. | 1ч | Определение начальной формы имени существительного (Им.п.) и изменение по косвенным падежам. | |||
51 | Винительный падеж. | 1ч | Ставить вопросы к именам существительным. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, грамматические признаки имен существительных. Определять грамматические признаки имён существительных. Формулировать вывод на основе практической работы со словом. Продуцировать монологическую речь с опорой на записи. Наблюдать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие и мягкий знак. Формулировать вывод о написании мягкого знака после шипящих. Называть имена существительные во множественном числе. Изменять имена существительные по вопросам. Обозначать окончание имен существительных.. Называть существительные во мн.ч. Р.п. Составлять словосочетание по схеме прилагательное + существительное. Ставить вопрос от главного слова к зависимому. Изменять словосочетания по вопросам в ед. – мн.ч. Определять род имен существительных. Проверять окончания имен прилагательных с помощью вопроса.Сравниватьсвой ответ с образцом. Объяснять значение пословиц и поговорок. Писать проверочную работу после предварительной подготовки | |||
52 | Родительный падеж. | 1ч | ||||
53 | Дательный падеж. | 1ч | ||||
54 | Творительный падеж. | 1ч | ||||
55 | Предложный падеж. | 1ч | ||||
56 | Имя прилагательное | 1ч | Выделение имен прилагательных. Постановка вопросов к именам прилагательным. Подбор имен прилагательных к имени существительному. Образование и изменение имен прилагательных. | |||
57-58 | Изменение имен прилагательных по родам | 2ч | Выделение имен прилагательных. Постановка вопросов к именам прилагательным. Согласование имен прилагательных с именем существительным. Образование и изменение имен прилагательных. | |||
59-60 | Изменение имен прилагательных по числам | 2ч | ||||
61-64 | Развитие навыков согласования слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 4ч | ||||
65-66 | Местоимение. Личные местоимения | 2ч | Распознавание личных местоимений. Определение лица, числа и рода личных местоимений. | |||
67-68 | Глагол. Изменение глаголов по числам | 2ч | Распознавание глаголов. Определение времени, числа и рода глаголов (в прошедшем времени). Изменение глаголов по временам и числам. Подбор глаголов к существительному. Согласование глаголов с существительным в роде, числе и во времени. | |||
Распознавание глаголов. Определение числа глагола. Изменение глаголов по числам. Подбор глагола к существительному. Согласование глагола с существительным в числе. | ||||||
69 | Изменение глаголов по временам | 1ч | ||||
70 | Изменение глаголов по родам | 1ч | Распознавание глаголов. Определение времени, числа глаголов (в прошедшем времени). Изменение глаголов по временам и числам. Подбор глагола к существительному. Согласование глаголов с существительным в числе и во времени. Отработка на материале упражнений правила НЕ с глаголами. | |||
71 | Глагол. Правописание НЕ с глаголами | 1ч | ||||
72 | Слова, обозначающие количество предметов | 1ч | Согласование количественных числительных с существительным на уровне словосочетаний, предложений | |||
73 | Обобщающий урок по теме «Части речи» | 1ч | Выделение всех изученных части речи. Правильное употребление их в собственной речи | |||
Раздел 4. Повторение. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. (12 ч) | ||||||
74 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные члены предложения | 1ч | Выделение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). Распространение предложения, устанавливание связи между словами в предложении по вопросам | |||
75 | Слово. Словосочетание (тип связи- согласование). Предложение. Главные члены предложения | 1ч | Выделение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). Распространение предложения, устанавливание связи между словами в предложении по вопросам | |||
76 | Предложение деформированное (простое распространенное). Порядок слов. Текст | 1 | Определение количества и последовательности слов в предложении. Правильное графическое оформление границы предложений. | |||
77 | Предложение деформированное (простое распространенное). Порядок слов. Определение границ. Текст | 1 | Определение количества и последовательности слов в предложении. Правильное графическое оформление границы предложений. | |||
78 | Текст (деформированный) | 1 | Определение количества и последовательности слов в предложении. Правильное графическое оформление границы предложений. | |||
79 | Сочинение по серии картинок или по сюжетной картинке | 1 | Составление рассказов по опорным картинкам. | |||
80 | Сочинение по заданному началу или на заданную тему | 1 | Составление рассказов по плану, по опорным словам. | |||
Обследование устной и письменной речи учащихся с 23 мая по 31 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
Статья "О некоторых видах логопедической работы, используемых при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Статья из опыта работы по коррекции смешанной дисграфии...
«Современные методы или технологии преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта»
Предлагаемая презентация содержит рекомендации к проведению логопедического массажа родителями и педагогами. А так же обзор методической литературы по теме....
Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...
Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....
Занимательные домашние задания для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
Применение представленных дидактических материалов помогает реализовать индивидуальный подход к каждому ученику и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и у...
Рабочая программа «Коррекция аграмматической, акустической дисграфии и дисграфии
Рабочая программа...