логопедические занятия на тему: Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
учебно-методический материал
Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 40
Тема: Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
Цели и задачи: закреплять знания детей о звуках и буквах Ж - Ш; учить дифференцировать звуки Ж - Ш; уточнять и обогащать словарь; развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК-, согласования слов в предложении, работы с деформированным текстом; закреплять знания норм орфографии.
Оборудование: буквы Ж - Ш (запись на доске); стилизованные изображения этих букв; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки - ежонок, лягушонок; карточки для самостоятельной работы; картинки с изображением детенышей животных, двух домиков; карточки с деформированным текстом.
Ход занятия.
Орг момент
1.Развитие фонематического восприятия.
- Вспомните, как жужжит жук? (Ж-ж-ж.) а как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
2.Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.
Ж - звонкий, Ш - глухой. При произнесении звука Ж работают голосовые связки, а при произнесении звука Ш - нет.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Развитие звукового анализа.
-Поделите картинки: Запишите названия картинок и выделите буквы Ж и Ш. Картинки: подснежник, жук, ежи, шапка, шарф, шорты.
2. Знакомство с героями занятия.
-Отгадайте имена героев по предложенным слогам: -ЖО-, -ШО- и описанию.
Первый гость - колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.
Второй - зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.) Выставляет изображения героев занятия.
3. Развитие слогового анализа и синтеза.
- Замените символы буквами Ж и Ш. Прочитайте и запишите слова.
()аги, поро()ок, ()уки, ко()а, ()паги, ()урнал.
4. Работа по закреплению норм орфографии.
-Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ.
Стару… каду… стри… кату… матре…
КА
Волну… ко… но.. кру… ло…
5. Дифференциация (Ж-Ш)в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов -ОНОК-. -ЁНОК-.
- Если в названии птенца или детеныша животного есть звук Ж, - влево, а если в его названии звук Ш - вправо.
- Картинки: жеребенок, мышонок, кукушонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок.
6.Дифференциация Ж- Ш на уровне предложения.
-Послушайте эти предложения, исправьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия.
Миша мазать хлеб масло.
Вы вязать пушистые варежки.
Бабушка жарить рыба на сковорода.
Кошка ловить шустрая мышка.
7.Работа с деформированным текстом (работа карточках).
- Соберите из предложений рассказ, запишите его, отметьте звуки Ж - Ш.
Слова в скобках заменены картинками.
Жук
Наташа (идти) на лужок. Там она увидела (жук). (Жук) лежал животом вверх. Он не мог улететь. Девочка перевернула (жук). (Жук) замахал крыльями и улетел.
III. Итог занятия (задание 18, с.8)
-Припомните тему занятия. Сравните звуки Ж -Ш по произнесению и по характеристикам. Выделите звуки Ж - Ш.(составить рассказ о ежонке и мышонке)
ЗАНЯТИЕ 41
Тема: Дифференциация букв О - У.
Цели и задачи: закреплять знания детей о гласных буквах О, У; учить соотносить звук с символом и буквой; давать сравнительную характеристику звуков; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в слогах и в словах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и координацию движений.
Оборудование: буквы О - У (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); символы для обозначения звуков на письме (красный треугольник и овал).
Ход занятия
I. Оргмомент
1.Развитие зрительного восприятия (задание 1. с. 8).
-Рассмотрите предметные картинки и определите, на какую букву похож каждый из изображенных предметов? (На буквы О, У.)
Картинки: Ветка дерева, пуговица.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Развитие слуховой памяти.
- Послушайте цепочку слов, запишите по памяти (запись на доске):
умный, улица, ухо, ус; окна, облако, озеро,
2. Соотнесение звуков занятия с символами.
Сравнительная характеристика звуков.
Произнесите звуки О, У перед зеркалом и дайте характеристику каждому звуку. Найдите сходство и различия в произнесении.
Звук У - гласный, при его произнесении губы сильно вытянуты вперед, щеки сдуты, для выхода воздуха остается узкая щель. Для обозначения на письме возьмем красный треугольник.
Звук О - гласный, при его произнесении губы округлены, остается более широкое отверстие для выхода воздушной струи. Для обозначения на письме возьмем красный овал.
3. Развитие звукового анализа на уровне слога.
-Послушайте слоги и запишите их (запись на доске ), укажите наличие звуков занятия при помощи символов.
Слоги: ТУ, ЛО, УС, ОН, ГО, ГУ, ВУ, ЦУ, ШО, УФ, ОЗ. В каких слогах спрятались слова? (ОН, УС.)
4. Физминутка.
- Игра «Носик, ушко, макушка».
называю слова: «носик», «ушко», «макушка» в разном порядке и просит показать соответствующую часть головы. Чтобы усложнить задачу, логопед может выполнять движения вместе с детьми, намеренно путая их.
5.Дифференциация букв У-О в словах (задание 2. с. 9).
-Вставьте пропущенную гласную У или О в слова. Прочитайте слова.
З...Б З...Б Б...К Б...К
М...Х М...ХА Л...КОН Л...К
С...Н П...Х Н...С Д...ХИ
III. Итог занятия
- Припомните тему занятия. Назовите пару слов с буквами О - У и сравните звуки О - У.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв Н – М. Дикие животные и их детёныши».
Цель: создать условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий....

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [Щ] на слух и буквы "Ш" и "Щ" на письме"
Цель: Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме. Задачи:1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрит...
Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...