Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв Н – М. Дикие животные и их детёныши».
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otrkrytogo_zanyatiya.doc | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ « Радужнинская специальная (коррекционная)
образовательная школа VIII вида»
Открытое логопедическое занятие на тему:
«Дифференциация звуков и букв Н – М.
Дикие животные и их детёныши».
Подготовила: учитель-логопед Воробьёва В.Н.
2014 год
ТЕМА : Дифференциация звуков и букв Н – М .
Дикие животные и их детёныши.
Цель: создать условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий.
Задачи:
Коррекционно – образовательные :
- учить детей давать сравнительную акустико – артикуляционную
характеристику звуков Н, М;
-закреплять правильное произношение звуков Н- М;
- уточнять связь звука с буквой;
- формировать номинативную лексику по теме: «Дикие животные».
Коррекционно – развивающие:
- учить различать на слух и на письме звуки Н, М в слогах, словах, предложениях;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать навыки словоизменения;
-развивать память, внимание, мышление, воображение;
-развивать зрительно- пространственные ориентировки;
- развивать кинестетические ощущения;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование связной монологической речи, умения отвечать на вопросы полным предложением;
- формирование самоконтроля за собственной речью;
Коррекционное воспитание
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности;
- воспитать чувство любви к диким животным;
- формирование навыков взаимопонимания и умение работать в коллективе.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, картинки с буквами [Н], [М], зеркала, карточки, ручки, разрезные картинки с дикими животными, индивидуальные карточки(9шт),карточки с разрезными буквами, бархатная бумага, нитки, зашумленные буквы Н –М, султанчики, сок, мяч, карандаши, ручки, картинки к
артикуляционной гимнастики, музыка «Звуки природы»,планшет, смайлики настроения , мешочки с наполнителем (сосновые почки).
№ части | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | Время |
I | Орг.момент - Чтобы сегодня у нас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…». - Дыхательная гимнастика ( Стрельниковой ) под музыку. - Для чего нужна дыхательная гимнастика ? Закрепление по предыдущим темам Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [ с] и одно слово со звуком [ц]. - Повторим правила на занятии. Раз, два, три, четыре, пять, Будем мы сейчас опять: Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать. Внятно, чётко говорить, Не вертеться, не шалить. |
Дети выполняют знакомую им гимнастику Ответы детей Ответы детей Вместе | 5мин |
II | Артикуляционная гимнастика. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? - Возьмите, в руки зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику. «Бегемот»,«Слон»,«Лягушки»,» Индюшата» «Фырканье»,«Машина» ,«Чашечка» « ВЕТЕРОК» — упражнение на воздушную струю( использование султанчиков). |
Ответы детей (Выполняют артикуляционную гимнастику). | 3мин |
III | Сообщение лексической и логопедической темы - Определите лексическую тему урока (полным ответом) Разрезные картинки животных (собрать картинку, составить , предложение).ПРИЛОЖЕНИЕ 1 -Развитие внимания (индивидуальные карточки) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Найдите, слова диких животных и обведите их в кружок. - Прочитайте быстро и громко. |
Ответы детей Индивидуальная работа детей | 6мин |
IV V VI | Физпауза. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо И Т.Д. Зрительная гимнастика. Закройте глаза, сильно зажмурьте, откройте (под музыку) Введение в логопедическую тему занятия. Логопед – чтобы начать дальнейшее путешествие, вам необходимо угадать с какими звуками мы сегодня будем работать. - Назовите общий звук в словах: мама, мяч, мыло, мак– звук [м] Носорог, нитка, нос. — звук [н]. Логопед –Да, ребята, вы правы, это звуки — [н]-[м]. Мы сегодня будем учиться различать звуки [н]-[м] и буквы, которые их обозначают. РАБОТА С ЗЕРКАЛОМ: - произнесите звук [м] (артикуляция) - Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук? - Какой это звук? (согласный) - Что ещё нужно знать про звук? (слушаем) - Как произносится звук? (звонко) -Расскажите, что узнали про звук [м]? Молодцы, а теперь вновь возьмите зеркала и проговорите звук [н] РАБОТА С ЗЕРКАЛОМ: - произнесите звук [н] (артикуляция) - Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук? - Какой это звук? (согласный) - Что ещё нужно знать про звук? (слушаем) - Как произносится звук? (звонко) -Расскажите, что узнали про звук [н]? - У звуков М – Н есть графические символы? Игра «Хлопни ,топни ». ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите звук [м], хлопайте, а услышав звук [н] – топайте. Будьте внимательны. МИР, - НОГА , - МОРОЗ , - ЛИСЁНОК , САМОЛЁТ , - КАРАНДАШ, СМЕШНОЙ и т.д. Игра с мячом «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов) - Я проговариваю слоги и чистоговорки, а вы за мной повторяете. -на-ма, на-на-ма, ма-ма-на на-ма-на , на-ма-ма Ма-на-ма-на Ма-на-ма- наступает зима. Мы-ны-мы- мы моем рамы. Конструктивная деятельность. У звуков есть графические символы. Это буквы. М и Н . - Давайте, в воздухе напишем эти буквы. - А теперь напишем на листе бумаги нитками эти буквы. Зрительная гимнастика. «Найди буквы»- по классу развешаны зашумленные буквы найдите их. |
Ответы детей Ответы детей Ответы детей Акустико-артикуляционная характеристика звуков Самостоятельная работа детей. | 2мин 10 мин 2мин |
VI | РАБОТА В ТЕТРАДИ. - Откройте тетради, запишем сегодняшнее число. Игра «шифровальщики», «путаница». |
Самостоятельная работа детей. | 5мин |
VII | -Развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики. -Итак, последнее задание. У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите рисунок. Раскрасьте животных, идущих налево, синим карандашом, направо – зелёным. | Самостоятельная работа детей. | 3мин |
IX | Подведение итогов: |
Ответы детей | 2мин |
X | Оценка. Организация окончания задания. - Сейчас выберете тот смайлик с каким настроением вы уходите с урока. |
Выбор детей и самооценка |
2 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте зашифрованное слово и запишите в тетрадь, сделайте звуково-буквенный анализ каждого слова:
1 слово – И,С,А,Л
2 слово – К,О,Л, В
ЗАДАНИЕ 2
Найдите слова диких животных внимательно и обведите их в кружок. Прочитайте быстро и громко.
СОБЕЛКАПНРРЛДКОТЕЖЭ
МЕДВЕДЬЯФФЦЙВОЛКТТРЬ
ЛИСАРТЬГЪЪХКОРОВАССЧ
МФЗАЯЦПМВЗАЙЁЖИКЬЙЙФ
ЗАДАНИЕ 3
Вставьте пропущенную букву Н или М
…ИР, - …ОГА , - …ОРОЗ , - ЛИСЁ…ОК ,
СА…ОЛЁТ , - КАРА…ДАШ.
ЗАДАНИЕ 4
Вставьте слоги
НО или МО МА или НА
___ты ___ма
___локо вес___
___ябрь ___бор
___роз зи___
ЗАДАНИЕ 5
«Путаница» - деформированная фраза
Медведь, дети, поляна, видеть на. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...
Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [Щ] на слух и буквы "Ш" и "Щ" на письме"
Цель: Дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] на слух, буквы «Ш» и «Щ» на письме. Задачи:1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш] – [Щ], закрепление зрит...
логопедические занятия на тему: Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
Дифференциация звуков и букв Ж - Ш....
Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...