Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".
план-конспект
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учить детей дифференцировать звуки и буквы С-З в словах и предложениях. К конспекту прилагается презентация и дополнительный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия. | 506.5 КБ |
Презентация. | 1.1 МБ |
Дополнительный материал. | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
на тему:
«Дифференциация звуков и букв С – З в словах и предложениях».
Составила:
учитель – логопед
МБУ «БЦППМиСП»
Васильева Анна Георгиевна
Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв С – З в словах и предложениях».
Цель занятия: учить детей дифференцировать звуки и буквы С – З в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Закреплять знания детей о звуках С–СЬ, З–ЗЬ, нормах их артикуляции.
2. Учить соотносить звуки С-З с буквами.
3. Учить дифференцировать звуки С-З в словах, предложениях и тексте.
4. Учить различать слова – омонимы.
5. Работать над согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
6. Работать над дифференциацией предлогов С – СО, ЗА – ИЗ-ЗА.
7. Закреплять умения употреблять слова в нужной форме.
8. Учить работать с деформированным текстом.
Коррекционно - развивающие:
1.Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
4. Развитие мышления.
5. Развитие связной речи.
Воспитательные:
1. Развитие умения слушать друг друга.
2. Развитие умения формулировать свою мысль, высказывать своё мнение, уважать мнение партнёра.
3. Развитие способностей к самоанализу и самооценке.
Оборудование:
- компьютер
- тетради, ручки
- голубой и синий карандаши
- картинки, в названии которых есть звуки С и З
-карточки с заданиями
-карточки с буквами
-«ромашки»
Ход занятия:
1. Организационный момент,
Л: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Анна Георгиевна. Сегодня я проведу у вас необычное занятие. А как зовут вас?
Дети по очереди называют свои имена.
Л: Ребята, давайте вспомним правила работы в группе:
- мы должны внимательно слушать друг друга, не перебивать (если один говорит, другие слушают);
- уважать мнение партнёров;
- своё несогласие высказывать вежливо;
- если что – то непонятно, переспросить.
2. Определение темы занятия.
Л: Ребята, назовите, что нарисовано на картинках в 1 ряду.
Д: СОБАКА, САНКИ, САМОЛЁТ, СЛОН
Л: Что общего во всех этих словах?
Д: Все они начинаются на звук С.
Л: Назовите, что нарисовано на картинках во 2 ряду.
Д: ЗОНТ, ЗМЕЯ, ЗАЯЦ, ЗАБОР
Л: А что общее в этих словах?
Д: Все они начинаются на звук З.
Л: Правильно, сегодня мы будем говорить о звуках и буквах С и З.
Давайте произнесём с вами длительно звук с-с-с-с… и звук з-з-з-з…
Чем же отличаются эти звуки? А что у них общего?
Д. (с помощью логопеда): Общее то, что при произнесении этих звуков губы в улыбке, зубы почти сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы.
А различаются тем, что при произнесении звука С горлышко не дрожит (голосовые связки не работают), звук глухой, а при произнесении звука З горлышко дрожит (голосовые связки работают), звук звонкий.
3. Соотнесение звуков с буквами, минутка чистописания.
Л: Давайте вспомним, как пишутся буквы С и З.
Изгибаюсь словно змейка,
Срисовать меня сумей – ка! Что это за буква?
Д: З
Дети прописывают букву заглавную и строчную букву З в тетрадь.
Л: Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светиться
Старым ясным месяцем?
Д: С
Дети прописывают заглавную и строчную букву С в тетрадь.
Л: Мы с вами уже говорили, что звук С – глухой, слабый, будем букву С подчёркивать голубым цветом. А звук З – звонкий, сильный, будем букву З подчёркивать синим цветом.
4. Развитие фонематического слуха, игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК».
На столе лежат "серединки" цветов. На них написаны буква З и С. Рядом выкладываются "цветочные лепестки", на которых нарисованы картинки (или слова) со звуками [с, з, ж, ш]. Надо среди этих картинок-"лепестков" выбрать те, где есть звук [з] и звук [с] и собрать цветок.
Два ребёнка выполняют данное задание, остальные дети выполняют следующее задание.
5. Преобразование слов, работа со словами – омонимами.
Л: Пока дети выполняют это задание, мы с вами сделаем другое. Нам надо в словах заменить букву З на букву С и наоборот и объяснить их значение.
ЗАХАР- ЛИСА- СИМА-
САЙКА- РОСА- КОЗА-
Слова составлены из букв на доске. Дети по одному выходят к доске и выполняют задание. Затем проверяется задание №4.
6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Работа над согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
Л: В следующем задании нам надо в слова вставить пропущенные буквы С или З, соединить слова по смыслу и записать получившиеся словосочетания.
МОРО_НЫЙ _АБОР
ПОЛО_АТАЯ ВО_ДУХ
ВЫ_ОКИЙ _МЕХ
_ПЕЛЫЕ _ЕБРА
ВЕ_ЁЛЫЙ АРБУ_Ы
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне предложения.
Упражнение «Буквы-прилипалы».
Л: Вычеркните повторяющиеся буквы, составьте предложения. Прочитайте рассказ, запиши его и подчеркните С и З нужным цветом.
Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.
Уыпыадуыты ныа зыемылыю сынеыжыинкыи.
Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.
Симльмныме момромзы замгомнят мелмких змвермей в номрким.
Проверь себя:
Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.
8. Физкультминутка «Наши ручки».
Руки кверху поднимаем, Приседай скорей со мной,
А потом их опускаем. Держим руки за спиной.
А потом их развернем Встали прямо, руки вбок,
И к себе скорей прижмем. Влево – вправо поворот,
А теперь быстрей, быстрей Всё, закончили. Ура!
Хлопай, хлопай веселей. На занятия пора.
9. Работа над дифференциацией предлогов.
Л: Ребята, кто знает, что такое записано на доске?
С, СО, ЗА, ИЗ – ЗА
Л: Это маленькие слова – предлоги. Давайте вставим эти слова в предложения и прочитаем их.
Зайка выглядывает ….. куста. ИЗ-ЗА
Дети сидят ….. партой. ЗА
Посуду убрали ….. стола. СО
Синица слетела ….. ветки. С
Дети встали ….. стола. ИЗ-ЗА
Лиса следит ….. зайцем. ЗА
10. Работа с деформированным текстом.
Л: Перед вами текст, в котором некоторые слова заменены картинками. Давайте прочитаем этот текст, заменяя картинки словами.
Дети выполняют задание.
Л: А теперь давайте перескажем этот рассказ.
Заяц.
Папа у Захара был охотник. Однажды он принёс сыну .
Всю зиму жил у Захара. Мальчик кормил его , и .
Наступила весна. Захар выпустил на волю. С тех пор косой
часто прибегал на край села и ждал своего нового друга.
11.Итог занятия.
Л: Ребята, о каких звуках и буквах мы сегодня говорили?
Назовите, что у них общего и чем они отличаются.
Дети отвечают.
Л: Спасибо! Все сегодня хорошо работали, все молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы в группе. внимательно слушаем друг друга, не перебиваем (если один говорит, другие слушают); уважаем мнение партнёров; своё несогласие высказываем вежливо; если что – то непонятно, переспрашиваем;
Вставить в слова пропущенные буквы С или З, соединить слова по смыслу и записать получившиеся словосочетания. МОРО_НЫЙ _АБОР ПОЛО_АТАЯ ВО_ДУХ ВЫ_ОКИЙ _МЕХ _ПЕЛЫЕ _ЕБРА ВЕ_ЁЛЫЙ АРБУ_Ы
Вычеркните повторяющиеся буквы, составьте предложения. Прочитайте рассказ, запиши его и подчеркните С и З нужным цветом. С л к л о л ро н л а лл ст л у л п л и л т з л и лл м л а л . Уыпыадуыты ныа зыемылыю сынеыжыинкыи. Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. Симльмныме момромзы замгомнят мелмких змвермей в номрким.
Проверь себя. Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.
Физкультминутка. Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А теперь быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной. Встали прямо, руки вбок, Влево — вправо поворот. Все, закончили. Ура! За занятия пора!
С, СО, ЗА, ИЗ – ЗА Зайка выглядывает ….. куста. Дети сидят ….. партой. Посуду убрали ….. стола. Синица слетела ….. ветки. Дети встали ….. стола. Лиса следит ….. зайцем.
Проверь себя. Зайка выглядывает ИЗ - ЗА куста. Дети сидят ЗА партой. Посуду убрали СО стола. Синица слетела С ветки. Дети встали ИЗ - ЗА стола. Лиса следит ЗА зайцем.
Прочитать, заменяя картинки словами, пересказать. Заяц. Папа у Захара был охотник. Однажды он принёс сыну . Всю зиму жил у Захара. Мальчик кормил его , и . Наступила весна. Захар выпустил на волю. С тех пор косой часто прибегал на край села и ждал своего нового друга.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»
Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР....
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально - логического мышления....
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [В] и [Ф] в словах"
Логопедическое занятие...