Рабочая программа дополнительного образования «КиТ» (Конструирование и Творчество) для детей 4- 5 лет с ТНР
методическая разработка
Программа кружковой работы с дошкольнками, имеющими ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm.kit_.docx | 40.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад образовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 6 «Страна детства»
Согласовано: Старший воспитатель _____________ О.П.Филатова «__» _____________ 2017 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с № 6 ______________ Л.Н.Бекреева «__» _______________ 2017 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«КиТ»
(Конструирование и Творчество)
для детей 4- 5 лет с ТНР
на 2017 -2018 учебный год
автор:
С.Г.Шевцова,
воспитатель группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР
г.Зеленогорск, Красноярский край
Пояснительная записка.
Программа «КиТ» (конструирование и творчество) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие и формирование у ребёнка конструктивно - творческого потенциала личности, художественного вкуса.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
Актуальность программы в создании благоприятных условий всестороннего развития ребенка, его творческих способностей.
Новизна и отличительная особенность программы в том, что она включает в себя использование традиционных и нетрадиционных способов продуктивной деятельности, экспериментирование с различными материалами. Разделение материала по темам на месяц, дает возможность закрепить полученные знания. В конце темы выполняется одна большая коллективная работа.
Цель:
создание условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении, формирование позитивного эмоционального мира дошкольников средствами конструктивной деятельности и изобразительного искусства.
Задачи:
- Создать предметно-развивающую базу для творческой деятельности: изобразительные материалы и средства; неоформленные материалы для творчества детей 4 -5 лет; изготовить игры, атрибуты, способствующие развитию познавательных способностей и формированию конструктивных и творческих умений дошкольников.
- Закреплять представления о разнообразии материалов для творчества, их свойствах и сферах применения. Закреплять представления о средствах выразительности в изобразительном искусстве.
- Способствовать формированию умений выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов.
- Расширять знания и представления о конструируемых объектах.
- Формировать представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
- Развивать навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
- Развивать умение давать элементарную оценку продуктам собственной творческой деятельности, проявлять дружелюбие при оценке работ сверстников.
- Воспитывать умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- Развивать у дошкольников эмпатию, позитивное отношение к сверстникам, инициативность, самостоятельность, уважение к результатам, как своего труда, так и окружающих.
- Создать игровые ситуации для переноса дошкольниками продуктов творческой деятельности в самостоятельную игру.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя и детей;
- самостоятельная деятельность.
Формы организации:
- подгрупповая;
- индивидуальная;
- парная.
Основные принципы работы
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип учета уровня развития ребёнка.
Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков.
В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала.
Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип результативности.
Получение положительного продукта творческой деятельности детьми, коррекции речи, психологический комфорт каждого ребенка.
- Принцип сезонности.
Построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- Принцип систематичности и последовательности.
Постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
Специфические принципы художественно-эстетической деятельности:
*принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
*принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
*принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
*принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
* принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
*принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Развивающая среда:
- размещение в группе альбомов с примерами макетов и мини-скульптур, алгоритмов рисования и технических карт изготовления поделок из разного изобразительного материала;
- размещение в центре продуктивной деятельности материалов для самостоятельного творчества по текущим темам творческой деятельности;
В результате реализации программы дети 4-5 лет будут уметь:
- изображать один или несколько простых предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
- правильно пользоваться карандашами, фломастерами, мелками, кистью и красками;
- отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы;
- создавать изображения предметов из готовых фигур;
- украшать свои поделки отдельными элементами;
- соблюдать технику безопасности при работе с ножницами;
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать углы и стороны бумаги;
- сооружать постройки по условиям и по замыслу;
- под руководством педагога сравнивать, обобщать, делать логические выводы, умение дать эстетическую оценку собственной творческой деятельности и работам сверстников;
- под руководством педагога реализовать разные формы и способы культурного поведения.
Методы и приемы работы:
- эмоциональный настрой: игровые приемы, использование музыкальных произведений; экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение.
Структура совместной деятельности:
1.Вводная часть (3-5 минут): используются тематические зрительно-моторные упражнения, которые дают установку на предстоящую позитивную деятельность, на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть (10-12 минут): включает в себя
- Мотивационный момент.
- Планирование и проговаривание этапов продуктивной деятельности,
технических особенностей.
- Создание творческого пространства (рабочее пространство, подбор творческих средств по индивидуальному запросу воспитанников).
- Реализация этапов творческой деятельности.
- Рефлексия продуктов деятельности.
3.Заключительная часть (2-5 минут): трудовые поручения и самообслуживание по окончании деятельности.
Формы оценки результатов работы по Программе:
- мониторинг усвоения детьми раздела «Художественно-творческая деятельность»;
- открытые показы родителям, педагогам в ДОУ;
- организация выставок детских работ.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Учебный план реализации рабочей программы «КиТ»
№ | Вид творческой деятельности детей | в месяц | в год |
1 | Конструирование | 1 | 9 |
2 | Творчество | 1 | 9 |
Итого: | 18 |
месяц | вид | тема | материал |
сентябрь | конструирование | «Бабочка» | Влажная салфетка, акварель, кисти, вода, прищепка |
творчество | «Грибы» | Пластилин, картон, пл.доска, салфетки | |
октябрь | конструирование | «Зоопарк» | Деревянный строитель, схемы 3 вариантов построек, мелкие игрушки |
творчество | «Краски осени» | Гуашь, кисти № 6, палитра, лист А3 | |
ноябрь | конструирование | «Жилище для домашних животных» | Деревянный строитель, схемы примерных построек, игрушки по теме |
творчество | «Овечка» | Картон, пластилин, стеки | |
декабрь | конструирование | «Ледяной зАмок» | Ледяные кубики, игрушки для обыгрывания |
творчество | «Зимняя ночь» | Черный картон, мелки, губка, кисти, вода | |
январь | конструирование | «Мороженое для Деда Мороза» | Цветная бумага, клей, пластилин, цветной картон для основы |
творчество | «Театр теней» | Картон тёмных оттенков, бамбуковые палочки, скотч, ножницы | |
февраль | конструирование | «Военные машины» | Деревянный строитель, наглядное изображение, игрушечные солдатики |
творчество | «Ночной лес» | Лист А4, белая гуашь, кисти № 2 | |
март | конструирование | «Театр» | Деревянный строитель, наглядное изображение, мелкие игрушки |
творчество | «Сова» | Картон, гуашь, кисти № 2,4,6, палитра | |
апрель | конструирование | «Город будущего» | Деревянный строитель, дополнительные элементы декора из ватмана, ножницы |
творчество | «Луна в тарелке» | Глубокая тарелка, мука, печатки разного диаметра | |
май | конструирование | «Город» | Картон, ножницы, клей, пластилин, газеты |
творчество | «Здравствуй, лето!» | гуашь, кисти № 2,4,6, палитра, лист А3 |
Календарно – тематическое планирование:
Материалы и оборудование.
- столы для рисования, стулья;
- полки для демонстрации изделий декоративного творчества;
- шкафы для хранения инвентаря;
- ноутбук;
- интерактивная доска, проектор.
На занятиях:
- деревянный строитель,
- акварельная и чертежная бумага, ватман;
- краски акварельные, гуашь;
- восковые мелки;
- цветные и простые карандаши;
-палитры;
-стаканы для воды;
- кисти ( белка, щетина нескольких размеров);
-клеенки, фартуки;
-ластики;
- различные виды цветной бумаги (двусторонняя, гофрированная, декоративная);
-цветной и гофрированный картон;
-ножницы ( правой и левой руки);
-клей-карандаш и другие виды клея;
- бумажные салфетки;
-подносы для раздаточного материала;
-точилки для карандашей;
- бисер, бусины, пайетки;
-ватные палочки, поролоновые печатки, коктейльные трубочки;
- трафареты, шаблоны;
-различный природный материал , крупы (манка, рис, гречка , горох, макароны);
-пластилин, стеки и ножи для пластилина, солёное тесто;
-различный неоформленный материал (коробочки, бутылки, стаканчики, проволока и другое)
- образцы работ;
-тесьма, ленты, рюши, пуговицы, цветная ткань.
Методические источники:
- Баймашова В.А. Как научить рисовать -2. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий.- М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2013
- Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Средняя группа.- Волгоград.: ИТД «Корифей», 2009
- Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности.- Москва 2005г.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004.
- Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет, М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2006г.
- Куцакова. Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада». Конспекты занятий. Издательство Мозайка- синтез. Москва 2010.
- Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.
- Лыкова И.А «Цветные ладошки» Издательство: Цветной мир, 2014г.
- Серия: Детский дизайн;
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Художественно-творческая деятельность. Развернутое тематическое планирование. / Издательство «Учитель»2009 г.
- Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада .ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж, 2006.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Москва. Мозаика-Синтез 2014 г.
- Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ / Методическое пособие, Творческий Центр «Сфера», Москва 2008г
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина». Издательство: Мозайка-Ситнез, М.; 2013. Серия: «Библиотека воспитателя».
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.
- Шкицкая И.О. по теме «Аппликации из пластилина». Издательство: Феникс, 2014 г. Серия: Город мастеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Программа дополнительного образования "Лего конструирование"
Программа дополнительного образования для учащихся 1-3 классов "Лего конструирование"...
I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)
I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)...
"Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования"
Статья "Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования"...
Рабочая программа "Веселое путешествие в мир творчества" для детей 1 года обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «Весёлое путешествие в мир творчества» имеет художественную направленность и нацелена на развитие эстетической культуры ...
Рабочая программа курса дополнительного образования "Инженерное конструирование"
Актуальность программы курса дополнительного образования «Инженерное конструирование» обусловлена обновляющимся содержанием дополнительного образования д...
Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования29.02.04 Конструировани...