Работе с родителями детей с ОВЗ
методическая разработка (6 класс)
Особенности работы с детьми с ОВЗ. Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и так далее. Потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа по теме: «Работа с семьей ребенка с
ОВЗ»
Введение
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский).
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших учеников– детей с ОВЗ.
- Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
- Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
- Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
- Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
- Отсутствие объективной картины учебного процесса в школе.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- сформировать адекватную самооценку.
- Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ
1.1. Этапы работы с родителями
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
- Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту.
- Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта.
- Составление плана работы специалистов с родителями детей с ОВЗ.
- Непосредственная работа с родителями.
Мы предлагаем использовать различные формы работы с родителями детей с ОВЗ, что позволит подобрать метод работы для каждой определенной семьи и сделать работу более эффективной.
- Беседы: коллективные и индивидуальные.
- Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
- Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
- Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье
Выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Родительский университет», «Мастерская», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе. (Приложение 1)
Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители, сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
1.2. Организация работы с детьми
Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.
Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…», «Письмо ветерану», проведение акции «Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка «Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.
На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
2. Виды работы с родителями ребенка с ОВЗ
Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.
Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. (Приложение 2)
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Не стоит избегать и переписка с родителями - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Помимо этого, рекомендуем следующее:
- проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс;
- демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;
- домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях;
- выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
- организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;
- показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
- организация открытого урока;
- организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
- привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий, праздников, фестивалей.
2.1. Ожидаемые результаты
Данный проект рассчитан на 2017 – 2018 учебный год. При положительных результатах планируем ежегодно пересматривать и продлевать проект по работе с семьями детей с ОВЗ.
В мае 2018 года нами будет проведено анкетирование среди родителей, с которыми будет идти работа на протяжении всего учебного года. Значимым результатами будет являться:
- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах;
- Нормализация эмоционального состояния ребенка ;
- Формирование адекватной самооценки ребенка и его родителей;
- Устойчивое психо-эмоциональное состояние родителей;
- Создание в семье коррекционно-развивающей среды;
- Рост удовлетворенности родителями работой школы.
Заключение
Педагоги имеют абсолютное влияние на маленьких детей, и если они ясно выразят, что является приемлемым или неприемлемым, то дети на это обязательно отреагируют. Даже очень маленькие дети в состоянии принять такие правила и сделать их своими. Вы не можете заставить детей быть близкими друзьями со всеми, но вы можете научить их быть терпимыми, добрыми и уважать чувства других, а также поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами. Дети хотят иметь гармоничную и счастливую атмосферу, так как они много времени проводят в классах и чувствуют себя комфортно в такой атмосфере. Это относится также и к тем детям, которые плохо себя ведут. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи. Это основная задача инклюзивного образования и нас – педагогов.
Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.
Приложение 1
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья» | Лекция «Здоровье, сберегающее пространство дома» |
2 | «Родительский университет» | Беседа «Знаете ли вы своего ребенка?» |
3 | «Мастерская» | Совместное выполнение поделок из овощей и фруктов |
4 | Наглядность | Оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка» |
Октябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья» | Беседа: «Здоровое питание – залог здоровья» |
2 | «Родительский университет» | Практическое занятие: «Развитие артикуляции» |
3 | «Мастерская» | Подготовка выставки «Любимые Книги» |
4 | Наглядность | Дополнение папки «Здоровый образ жизни ребенка» |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Родительский университет» | Мини-лекция «Адаптация ребенка в новом коллективе» |
2 | «Школа здоровья» | Проведение мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Декабрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья» | Беседа «Игры на свежем воздухе» |
2 | «Родительский университет» | Обмен опытом «Азбука общения с ребенком» |
3 | «Мастерская» | Изготовление поделок к Новому Году |
4 | Наглядность | Оформление стенда «Красавица зима» |
Январь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Родительский университет» | Круглый стол «По дороге к знаниям» |
2 | «Мастерская» | Подготовка сочинения на тему «Моя семья» |
Февраль
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Мастерская» | Изготовление кормушек (дома с родителями) |
Март
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Мастерская» | Практическая работа «Подарок для мамы» |
2 | «Родительский университет» | Беседа-чаепитие «Кнут и пряник» |
3 | Наглядность | Оформление фото выставки «Моя семья-мое богатство» |
Апрель
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Родительский университет» | Консультация «Взрослые и дети» |
Май
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья» | Беседа «Лето-это маленькая жизнь» |
2 | «Родительский университет» | Консультация «Движение- это жизнь» |
Приложение 2
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Список использованной литературы
- Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
- Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: монография / под ред. Д.В. Зайцева, В.Н. Ярской. Саратов:Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 53
Электронные ресурсы:
- ФГОС – http//standart.edu.ru/
- Википедия – http//ru.wikipedia.org/
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/
- Федеральная целевая программа Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы // URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2011/392/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...
Программа работы с родителями детей 7-х и 8-х классов для педагогов
Программа предназначена для реализации пятого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
Работа с родителями детей ОВЗ в условиях реабилитационного центра
В статье раскрываются основные задачи в работе с родителями детей с ОВЗ, а так же показаны и сформулированы основные принципы , методы , формы взаимодействия в реабилитацинном процессе родителей и дет...
Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида.
Рекомендации для воспитателей....
Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации коррекционной работы
Проблемы родителей ребенка с ОВЗ, индивидуальная работа педагога....