Работа с родителями детей с ОВЗ
статья по теме

Тимофеева Татьяна Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli_detey_s_ovz.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева Т.Л., учитель-дефектолог ТОПМПК

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечении полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Право таких детей на образование – одна  из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации. (письмо Министерства образования  РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).          В 1980 г Всемирной организацией здравоохранения был принят Британский вариант 3х-звёздочной шкалы ограничения возможностей:                                                                                  а) недуг – любая утрата или аномалия психологической, или физиологической, или анатомической структуры или функции;                                                                                   б) ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормой для человека;                                                                                                            в) недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой – либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых или социокультурных факторов).

В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ». 1995г., даны такие определения:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.  

Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющими ограничение жизнедеятельности, обусловленное врождёнными, наследственными или приобретёнными заболеваниями или последствиями травм, подтверждёнными в установленном порядке.

Дети с нарушениями в развитии – дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Условия для признания инвалидности:

Нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, травмами или дефектами.

Ограничение жизнедеятельности (возможности самообслуживания, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться или заниматься трудом).

Необходимость мер социальной защиты.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы,  изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К. Агавелян выделяют 4 фазы психологического состояния родителей в процессе становления их  позиции к такому ребёнку.

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.

Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка.

Четвёртая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

О том, что ребёнок нетипичный, родители часто узнают при поступлении его в школу, или при обследовании на ПМПК. Это известие часто является для родных и близких как «удар обухом». Родители не замечали явных отставаний в развитии ребёнка, успокаивая себя тем, что всё обойдётся, «подрастёт - поумнеет», и рекомендации об изменении программы обучения или учебного заведения звучат для них как приговор.

При организации помощи семьям с детьми с ОВЗ необходимо изучать позиции и личностные особенности родителей и активно включать их в процесс коррекции и реабилитации. Основными параметрами позиции является любовь родителей к ребёнку с отклонениями в развитии и принятие его дефекта. Выделяют такие позиции:

Родители любят своего ребёнка и принимают его дефект («Мой ребёнок не здоров, но я всё сделаю, чтобы он стал полноценной личностью»);

Родители любят своего ребёнка, но  дефекта не принимают («Мой ребёнок не такой, как говорят, и я докажу это»);

Родители не любят своего ребёнка, но принимают его дефект («Я мирюсь с тем, что мой ребёнок с проблемами, но хочу как можно меньше иметь с ним дела»);

Родители не любят своего ребёнка, и дефекта его не принимают («У меня не может и не должно быть аномального ребёнка»).

Неадекватная позиция: Ребёнок любим, дефект принимается, но в рамках гиперопеки. («Мой ребёнок – беспомощное, обиженное судьбой существо, я виновата перед ним»).

При планировании работы с семьями детей с ОВЗ необходимо учитывать следующие направления:

Дигностика;

Установка на совместную коррекционную работу, формирование целей и выбор методов;

Реализация коррекционной программы, в процессе которой идёт развитие познавательных процессов личности ребёнка, его социальной адаптации, обмен мнений с матерью об основных проблемах ребёнка, ознакомление с его достижениями, коррекция родительских позиций, обучение родителей правильным формам помощи ребёнку;

Оценка эффективности коррекционной работы, достижения положительных результатов.

Помощь родителям при выполнении ребёнком домашних заданий.

Неуспевающие школьники больше других детей нуждаются в такой помощи. Большинство родителей «трудных» учеников весьма низко оценивают их способности и демонстрируют это негативными отзывами. Для помощи родителям можно оформить требования к выполнению внеклассной работы в виде памятки.

Атмосфера при выполнении домашних заданий должна отличаться от школьной.

Так, если ребёнок устал сидеть, он может встать и подвигаться. Родителям стоит исключить из своей речи негативные оценочные высказывания. («пишешь, как курица лапой»). Такие фразы не стимулируют умственную деятельность ребёнка, зато значительно ухудшают его эмоциональное состояние.

Родители должны выполнять домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.  

Стоит периодически подчёркивать, что ответственность за качество выполненной работы в любом случае остаётся на ученике, а не на взрослых. Дома можно выяснить то, о чём не удалось выяснить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

Необходимо ограничить время на приготовление уроков в целом и время совместной работы со взрослым.

Например, можно договориться с ребёнком, что он постарается выполнить ДЗ до начала любимой телепередачи, но родители будут присутствовать только во время чтения и записи условия задачи, пересказа текста или проверки упражнения по русскому языку. Такое распределение функций позволяет приучить ребёнка к самостоятельной работе и самоконтролю.

4.Если ребёнок сделал ошибку, взрослый должен помочь найти её и исправить.

В некоторых случаях стоит воспользоваться таким приёмом, как формулировка аналогичной мини-задачи. Например, если ребёнок при сложении 27 и 15 получает 32, можно спросить его, сколько будет 17 и 15?  Получив ответ 32, ребёнок наталкивается на противоречие, которое приводит его к обнаружению ошибки.

5.Выполняя домашнее задание с ребёнком, следует придерживаться удобного для него темпа.

Необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные особенности школьника. Родители должны исходя из этого определять количество и длительность перерывов.

6.Не следует ставить перед ребёнком несколько разноплановых задач одновременно.

Например, требуя сидеть прямо, писать красиво, думать быстро, родитель добивается противоположного результата. Ребёнок отвлекается на многочисленные замечания и ему трудно вновь сосредоточиться. Взрослый должен выделить главную задачу в данный момент, а остальные требования предъявлять после её выполнения.

Обучение родителей основным приёмам коррекционной работы.

Для закрепления навыков, полученных школьником на коррекционных занятиях, необходима их регулярная тренировка дома под руководством родителей. Системный подход к КРО подразумевает не только получение тех или иных знаний, но и повышение учебной мотивации ребёнка. Вот почему важно настроить родителей на партнёрские отношения с ребёнком во время выполнения ДЗ, научить их пользоваться следующими приёмами.

Предложите родителям использовать лёгкие задания для того, чтобы ребёнок получил позитивный опыт достижения успеха. Даже небольшие удачи, отмеченные вниманием и одобрением взрослых, окрыляют школьника и порождают желания решать более сложные задачи.

Необходимо уделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе. Эффективность выполнения значительной части заданий по самым разным учебным дисциплинам связана со скоростью чтения и понимания прочитанного. Чтобы ребёнок стал считать чтение жизненно необходимым навыком, можно оставлять ему короткие записки, отправлять СМС-сообщения, составлять список покупок и т.д.. Радость от узнавания написанного – прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения. Также используются и многие другие приёмы: отражённое чтение, сопряжённое чтение и т.д..

Выполнять коррекционные упражнения нужно в игровой форме и поиграть в слова или повторить наперегонки таблицу умножения. При этом родитель не должен выступать в роли проверяющего знания. Он такой же участник игры, как и ребёнок, поэтому может допускать ошибки, проигрывать, что делает соревнование захватывающим и создаёт высокую мотивацию к победе.

Важно объяснять родителям, что наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте и сохраняет своё значение даже у взрослых людей. Поэтому необходимо использовать схемы и рисунки в качестве вспомогательного средства при выполнении самых разных заданий: решения арифметических и логических задач, заучивания стихов, пересказа текстов. Если схематическое изображение не облегчает понимание содержания задания, стоит разыграть его с помощью игрушек и других предметов.

Чтобы ребёнку было проще справляться с учебными заданиями, стоит чаще предлагать ему аналогичные повседневные, бытовые ситуации. Дети с удовольствием решают задачи, в которых оказываются в роли покупателя, например: «Сколько яблок нужно купить на 3 дня, если каждый из нас будет съедать по 1яблоку в день?». Для примеров лучше использовать эмоционально насыщенный материал – допустим, складывать игрушечных солдатиков или умножать конфеты.

Качественное усвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля. Для того, чтобы научиться замечать свои ошибки, полезно потренироваться в проверке чужой работы. Так, взрослый может написать столбик примеров, в которых правильные ответы чередуются с неправильными, а ребёнок должен найти ошибки и исправить их. Использование красной ручки и других учительских атрибутов создаст атмосферу игры «в школу».

Школьная неуспеваемость нередко становится причиной ухудшения родительско - детских отношений, приводя взрослых к разочарованию, потере веры в возможности своего ребёнка и его успешное будущее. Совместное выполнение коррекционных заданий и упражнений, выполнение рекомендаций специалистов позволяют восстановить благоприятный психологический климат в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...

Программа работы с родителями детей 7-х и 8-х классов для педагогов

Программа предназначена для реализации пятого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Работа с родителями детей ОВЗ в условиях реабилитационного центра

В статье раскрываются основные задачи в работе с родителями детей с ОВЗ, а так же показаны и сформулированы основные принципы , методы , формы взаимодействия в реабилитацинном процессе родителей и дет...

Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации коррекционной работы

Проблемы родителей ребенка с ОВЗ, индивидуальная работа педагога....