Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога.
календарно-тематическое планирование
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_s_psihologom.docx | 49.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей логопедической группе. Сентябрь/ 2 неделя | ||
Тема: “Осень. Приметы осени” | ||
Раздел | Логопед | Психолог |
Лексико-грамматические категории | 1)Игра «Один – много» Учить образовывать формы ед. и мн. числа существительных (туча-тучи, лист-листья). 2)Игра «Что делает?» Упражнять в умении подбирать слова по сходным (дождь льёт, моросит, крапает) значениям. | 1).Игра “Ветер дует …” Сформировать чувство принадлежности к группе; 2).Игра “Не намочи ноги” Преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам; |
Развитие моторики | Самомассаж лица и шеи «Осень». Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» Артикуляционная гимнастика: сказка «Язычок-садовник» | “Кабачок”(укрепление мышц стопы) Мы пузатый кабачок положили на бочок. (Сидя на стуле, стопами зажать кеглю, а потом положить её на пол и поставить на неё ступни ног.) Покатали, покатали и немножечко устали. (Ступнями ног покатать кеглю вперёд-назад одноимённым и разноимённым движением ног.) Вот какой наш кабачок – зелёненький бочок! (Захватить кеглю стопами, приподнять её и удерживать 5 – 10 сек.) |
Развитие связной речи | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении (Осенью сбрасывают листья дубы,… Осенью редко….). | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Сентябрь/3 неделя | ||
Тема: “ Лес. Ягоды. Грибы. ” | ||
№ | Логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | 1)Игра «Какой?»Учить образовывать прилагательные от существительных (клен-кленовый). 2)Учить согласовывать слова с предлогами. 3)Игра «Назови ласково» Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов (береза-березонька). | 1). “Прогулка в лес” Цель: снятие психоэмоционального напряжения; 2). “Из семени в дерево” Цель: развитие творческого воображения; 3). “Ты - маленькое деревце” Цель: коррекция негативных черт характера, развитие эмоциональной сферы. |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика“Листопад” (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки). Самомассаж лица «Лес зеленый». Артикуляционная гимнастика «Деревья». | Игра “Ветер и листья” (самомассаж пальцев рук) |
Развитие связной речи | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить составлять словосочетания и предложения по картинке. Учить составлять предложения с предлогами. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Сентябрь/4 неделя Тема: «Овощи, фрукты, ягоды» | ||
№ | Логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | 1)Игра “Подскажи словечко” Развивать речевой слух, чувства рифмы, обучение связному монологическому высказыванию; 2)Игра “Назови ласково” Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. 3)Игра “Овощной магазин” Учить образовывать множественное число родительного падежа существительных; 4)Игра “Поварята” Учить образовывать относительные прилагательные. | 1). “Узнай, что это за овощ?” Цель: активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, узнавания и описания предмета по контуру изображению. 2). “Вершки-корешки?!” Цель: развитие мышления, памяти. 3). “Отвечай быстро” Цель: развитие логического мышления, опыта ребенка, сообразительности и наблюдательности. 4). “Ругаемся овощами” Цель: снятие детской агрессии. |
Развитие моторики | Пальчиковая игра «Репка». Артикуляционная сказка «Язычок-садовник» | “Капуста” (самомассаж ладоней) Мы капусту рубим, рубим! (Ритмичные удары ребром правой руки по ладони.) Мы капусту рубим, рубим! (То же левой рукой.) Мы морковку трём, трём! (Трущие движения ладони о ладонь.) Мы капусту солим, солим! (Перебирание пальчиками.) Мы капусту жмём, жмём! (Сгибание и разгибание пальцев рук.) Сок капустный пьём, пьём! (Поглаживающие движения пальцами одной руки ладони другой и наоборот.) |
Развитие связной речи | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении (Осенью часто…). Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и объединять их в связный рассказ. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Октябрь/ 1 неделя | ||
Тема: “Перелетные и зимующие птицы” | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | 1)Игра «Один-много» Учить образовывать формы ед. и мн. числа существительных (ворона-вороны). 2)Игра «Назови ласково» Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов (воробей-воробушек). Учить образовывать и использовать сложные слова (длинноногий). | 1). “Большой -маленький ” Цель: закрепить знания о повадках птиц; 2). “Аист, жаворонок, лягушка” Цель: развитие внимания; 3). “Что было бы, если я бы стал птичкой…?” Цель: развитие воображения. |
Развитие моторики | Самомассаж лица «Утки». Артикуляционная гимнастика «Осень» Развитие речевого дыхания «Птицы улетают». | 1). “Ласточка” (нормализация тонуса глазных мышц) Где ты, где ты, ласточка целый день летала? (Двигать глазами влево, а затем вправо за пальчиком-тренажёром.) Солнцу золотому косу заплетала. (Вращать глазами по кругу в одну, а затем в другую сторону вслед за пальчиком-тренажёром.) Где ты, где ты, ласточка, ночью пропадала? (Следить за движением пальца от носа к носу.) Месяцу седому двор подметала. (Поднести ладони рук к глазам и моргать, касаясь их ресницами.) |
Развитие связной речи | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить распространять предложение определениями. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и объединять их в связный рассказ. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Октябрь/2 неделя | ||
Тема: “Дикие животные наших лесов и их детеныши” «Домашние животные». | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Игра «Посчитай-ка».Учить согласовывать числительные с существительными (четыре волка). Игра 2Назови ласково». Учить образовывать уменьшительно-ласкательную и увеличительную форму слов (кот-котик-котище). | 1). “Зоопарк” Цель: способствует снижению страха перед животными; 2). “Доброе животное” Цель: оптимизировать общение детей со сверстниками; 3). “Добрый волк” Цель: способствует снижению страха перед животными; |
Развитие моторики | Смирнова Л.Н. “Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи” - “Зайцы”. | 1). “Лечим медвежонка” (авт. текст) (массаж шеи и грудной области) Медвежонок наш простужен, Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.) А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.) |
Развитие связной речи | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить пересказывать тексты из 3-5 предложений. Учить составлять рассказ по заданному началу. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Октябрь/3 неделя | ||
Тема: “Человек” | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Игра «Чем?»Учить употреблять существительные в творительном падеже (рукой, глазами). Развивать у детей словарь антонимов (добрый-злой). | 1). “Родители и дети” Цель: воспитывать интерес детей к истории своей семьи; 2). “Кто кому кто?” Цель: формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками; 3). “Фантазии” Цель: учить высказывать свое мнение о друзьях, замечая хорошие и плохие поступки; 4). “Найди свою маму” Цель: |
∙ Развитие моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика) | Пальчиковая игра “Встреча”. Самомассаж лица «Человечки». | 1). “Не замёрзнет наша дочка…” Носик, носик. Греем носик. Лобик, лобик. Греем лобик. Щёчка, щёчка. Греем щёчку. Не замёрзнет наша дочка… (Растирать каждую зону, энергично массируя её.) |
∙ Развитие связной речи | Учить детей описывать предметы. Учить составлять предложения используя слова справа, слева, выше, ниже, между, старше, моложе. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Октябрь/4 неделя | ||
Тема: “Одежда, обувь, головные уборы” | ||
№ п/п | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать относительные прилагательные (из меха-меховая). Усвоение конструкций с предлогом с. Развивать у детей словарь антонимов (чистая-грязная). | 1). “Зеркало” Цель: развивать групповую сплоченность; 2). “Рукавички” Цель: учить понимать свои чувства и чувства других людей; 3). “Надень и попляши” Цель: развивать навык общения между мальчиками и девочками. |
Развитие моторики | Мимическая гимнастика «Марфа». Самомассаж лица и головы «Шкаф» | 1). “Жук в рубашке полосатой” (укрепление дыхательной мускулатуры) Жук в рубашке полосатой Прилетел играть к ребятам. На цветок лиловый сел – песню звонкую запел: “Ж-ж-ж…” (Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо – вдох. Скрестив руки на груди, опустить голову, произнося: “ж-ж-ж” - выдох.) |
Развитие связной речи | Учить детей слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию полными предложениями. Учить отвечать на вопросы по незнакомым предметным картинкам. Учить составлять рассказ-описание используя мнемосхему. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Ноябрь/1 неделя | ||
Тема: “Мой дом” | ||
№ п/п | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать от прилагательных существительные (кирпичный-кирпич). Учить образовывать сложные прилагательные (одноэтажный). | 1). “Через стекло” Цель: дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения; 2). “Дотронься до…” Цель: помогать ребенку чувствовать себя более уверенно; 3). “Дом с колокольчиком” (работа с текстом) Цель: умения сотрудничать, разрешать конфликтные ситуации. |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика “Дом и ворота”. Артикуляционная гимнастика «Язычок-строитель». | 1). “Строим дом” Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. (Приподняться на носки, руки поднять вверх и развести в стороны, спина прямая, плечи развести.) Вот какой красивый дом, Хорошо жить будет в нём! (Удерживая красивую позу, улыбнуться.) |
Развитие связной речи | Составление рассказа “Дом, в котором я живу” (из личного опыта). | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Ноябрь/ 2 неделя | ||
Тема: “Интерьер. Мебель” | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов (стол-столик). Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать относительные прилагательные (из стекла-стеклянный). | 1). “Шкаф” Цель: формирование сплоченности коллектива; 2). “Изобрази..” Цель: развитие воображения. |
Развитие моторики | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика “Скоро мы переезжаем…” | 1). “За осанкою следим!” Подравнялись. Посмотрели через левое плечо, (Медленно посмотреть налево до упора.) Через правое ещё. (То же направо.) Ровненько стоим, за осанкою следим. (Стоять прямо, плечи развести, смотреть вперёд. ) |
Развитие связной речи | Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ. Учить составлять предложения по двум опорным словам. Рассматривать и описывать предметы. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Ноябрь/ 3-4 неделя | ||
Тема: “Посуда. Роспись.” «Бытовая техника» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать формы ед. и мн. числа существительных (чашка-чашки, утюг-утюги). Развивать у детей словарь антонимов (чистая-грязная). Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов (тарелка-тарелочка). | 1). “Море волнуется …” Цель: умение выражать свои эмоции; 2). “Найди отличие?” Цель: развитие логического мышления; 3). “Найди одинаковые кружки?” Цель: развитие внимания, мышления. |
Развитие моторики | Упражнения на развитие мелкой моторики рук” - тема: “Чайник” | 1). “Полотёр” Я хороший полотёр, я отлично пол натёр. (Сидеть на стуле, руки опущены. Вращать стопами влево -вправо, а затем двигать ими по полу вперёд-назад.) |
Развитие связной речи | Учить детей описывать предметы. Учить составлять предложения по демонстрируемому действию. Учить составлять рассказ-описание с опорой на схему. Учить отвечать на вопрос «Что делать?». | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Декабрь/ 1 -2 неделя | ||
Тема: «Зима» «Зимние забавы» | ||
№ п/п | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, Снегирь). Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, причастиями, числительными. | 1). “Море волнуется….” Цель: умение выражать свои эмоции; 2). “ Снежная королева” Цель: продолжать формировать у детей принадлежности к группе; 3). “Елочка” Цель: развивать способность у детей к эмпатии. |
Развитие моторики | Пальчиковая и артикуляционная игра “Зимняя шуба”. Самомассаж лица «Зима». | 1). “Снежинки” (чередование напряжения и расслабления мышц) Я снежинки в ладошки ловлю, А потом в кулачках сохраню. (Раскрыть ладошки, пальцы с силой сжать в кулачки, мышцы рук напряжены.) Но где же снежинки? В ладошках вода!.. Куда же исчезли снежинки? Куда? (Разжать кулачки, посмотреть на ладошки, постепенно расслабляя мышцы рук.) |
Развитие связной речи | Учить составлять сложноподчиненные предложения используя союзные слова «потому что». Совершенствовать умения составлять предложения по сюжетной картинке. Учить составлять описательный рассказ по сюжетной картинке. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Декабрь/ 3 неделя | ||
Тема: «Семья» | ||
№ п/п | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать относительные прилагательные (мамины). Учить согласовывать слова с предлогами. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов (папа-папочка). | 1). “Родители и дети” Цель: воспитывать интерес детей к истории своей семьи; 2). “Кто кому кто?” Цель: формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками; 3). “Фантазии” Цель: учить высказывать свое мнение о друзьях, замечая хорошие и плохие поступки; 4). “Найди свою маму” Цель: |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика «Семья». Самомассаж лица «Неболей-ка» | 1). “Не замёрзнет наша дочка…” Носик, носик. Греем носик. Лобик, лобик. Греем лобик. Щёчка, щёчка. Греем щёчку. Не замёрзнет наша дочка… (Растирать каждую зону, энергично массируя её.) |
Развитие связной речи | Учить составлять сложноподчиненные предложения используя союзные слова «потому что». Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и объединять их в связный рассказ. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Декабрь/ 4 неделя | ||
Тема: “Новый год, Рождество” | ||
№ п/п | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать и употреблять существительные и глаголы в ед. и мн. числе (ребенок делает–дети делают). Учить использовать в речи наречия (скоро). Учить согласовывать слова с предлогами. | 1). “Передай снежок по кругу”Цель: умение выражать различные эмоции; 2). “Новогодний хоровод” Цель: развитие наблюдательности, сообразительности, выразительности движений; 3). “Снежная королева” Цель: продолжать формировать у детей принадлежности к группе; |
Развитие моторики | Пальчиковые и артикуляционные игры по теме. | 1). “Снегоуборочная машина” (расслабление мышц рук) Я чудесная лопата, меня знают все ребята. Зимой снег загребаю, (Наклониться вперёд, пальцы рук согнуть, загребая “снег”, мышцы напряжены.) Ну, а летом… от –ды -хаю. (Выпрямиться, руки свободно опустить, расслабиться.) |
∙Развитие связной речи | Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок с продолжением сюжета. Формировать навык соблюдения последовательности изложения. | - Е. Бортникова “Составляем рассказы по картинкам” стр. 32 Цель: воспитывать детей эмоциональную активность при передаче текста. |
Январь/ 2-3 неделя | ||
Тема: «Продукты питания» | ||
№ п/п | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Формировать умение правильно употреблять несклоняемые существительные (кофе, какао). Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов (колбаса-колбаска). Развивать у детей словарь антонимов (горячий-холодный). | 1). “Разрежь пирог” Цель: развитие логического мышления; 2). “Хлопни” Цель: развитие внимания; 3). “ Ругаемся овощами” Цель: снятие детской агрессии. |
Развитие моторики | Пальчиковая и артикуляционная игра “Ватрушки” | 1). “Арбуз” (самомассаж головы и лица) Вот какой у нас арбуз: Замечательный на вкус. (Пальцами рук проводить от середины верхней части головы до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.) Даже нос и щёки Все в арбузном соке. (Массировать пальцами рук крылья носа, а затем щёки лица.) |
Развитие связной речи | Учить составлять предложения из 4-5 слов. Учить пересказывать маленький рассказ близко к тексту. Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Январь/ 4 неделя | ||
Тема: «Животные жарких стран и севера | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить согласовывать слова с предлогами. Учить образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад). Учить согласовывать числительные с существительными | 1). “Животные” Цель: подвести детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости, верности; 2). “Изобрази животное жарких стран” Цель: развивать воображение детей, выразительность их движений; 3). “Заклинатели Змей” Цель: обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей принимать роли, соответствующим новым ситуациям; 4). “Доброе слово Змею” Цель: оптимизировать общение детей со сверстниками, способствовать снижению страха перед животными. |
Развитие моторики | Самомассаж лица «Слон» Артикуляционная сказка «Приключение пингвиненка». | 1). “Жираф” Я – жираф, высокий очень, С длинной-длинной шеей. (Стоять, спина прямая, голову поднять, вытянуть шею.) С дерева любую ветку Я достать сумею. (Подняться на носки, руки вверх, посмотреть на них.) |
Развитие связной речи | Формировать навык соблюдения последовательности изложения. Учить пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на предметные картинки. | Е. Бортникова “Составляем рассказы по картинкам”, стр.20 – “Позвал бегемотик своих друзей …” Цель: продолжать учить передавать характерные реакции животных, находить их аналогии в человеческом поведении. |
Январь/ 5 неделя | ||
Тема: «Транспорт» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже. Учить согласовывать слова с предлогами. | 1). “Веселый светофорчик” Цель: положительно влияет на тонкости восприятия; 2). “Ветер и парусники” Цель: развитие ассоциативного мышления и способствует образно воспроизводить свои чувства; 3). “Внимание светофор” Цель: развитие внимания, научить ребенка сравнивать и анализировать, находить решение различных проблем; 4). “Кораблекрушение” Цель: развитие повышения самооценки ребенка, сплочения детского коллектива. |
Развитие моторики | “Пальчиковая гимнастика «Колеса» Дыхательная гимнастика «Самолет» «Ракета» Самомассаж лица «Поезд» | 1). “Машины” На улице нашей мчатся машины, Машины-малютки, машины большие. (Растирать ладони друг о друга прямолинейными движениями.) Скорая помощь спешит, грузовик, Мчится пожарная напрямик. Это такси пассажира везёт, Это трамвай, что по рельсам идёт. (На каждое название машины загибать по одному пальцу одной руки, надавливая на него пальцами другой руки.) |
Развитие связной речи | Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Февраль/ 1 неделя | ||
Тема: «Профессии» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Закреплять у детей употребление существительных в дательном падеже. Учить согласовывать слова с предлогами. | 1). “Я взрослый” Цель: закреплять у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга; 2). “Мое будущее” Цель: развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям;; 3). “Поварята” Цель: преодолевать трудности в общении, развивать групповую сплоченность; 4). “Профессии” Цель: |
Развитие моторики | Пальчиковая и артикуляционная игра “Профессии разные есть” | 1). “Шофёр” Качу, лечу во весь опор. Я сам – шофёр. И сам – мотор. (Двигать глазами влево, затем вправо за пальчиком-тренажёром, не поворачивая головы.) Нажимаю на педаль – (Указательный палец поднести к носу и последить за ним взглядом.) И машина мчится вдаль! (Отвести палец далеко вперёд и перевести взгляд на дальнюю точку |
Развитие связной речи | Формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий. Учить составлять подробные описательные рассказы. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Февраль/ 2 неделя | ||
Тема: «Моя Родина Россия» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Закрепить знания детей о стране, в которой они живут: название, символика. Упражнять в изменении существительных по падежам. | 1). “Море волнуется раз…” Цель: учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; 2). “Кто, где живет?” Цель: развитие мышления; 3). “Путешествие по городу Выдумляндия” Цель: развивать творческое воображение. |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика «Дом» Дыхательная гимнастика «Самолет» | 1). “Ждём вас на дорожке…” Козоньки рогатые, козоньки бодатые, Ждём вас на дорожке, разомните ножки. (Ходить на пятках, держа руки перед собой, опустив кисти-“копытца”.) Гусь по лугу важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Ходить, сведя ноги вместе, руки на поясе.) Эту птицу звать индюк, Хвост как веер, клюв как крюк. (Ходить, приподнимая ноги и оттягивая носки вниз, руки вдоль туловища, кисти перпендикулярно руке – “крылышки”.) |
Развитие связной речи | Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что). Развивать у детей связную диалогическую речь. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Февраль/3 неделя | ||
Тема: «День Защитника Отечества» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме. Расширять знания детей о военных профессиях. | 1). “Встань по порядку” Цель: помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности, дать понять, что каждый ребенок уникален и неповторим; 2). “Помоги раненому…” Цель: развивать чувства сплоченности группы, помогать ребенку поверить в свои силы; 3). Этюд “Представь себе, что ты - солдат” Цель: коррекция негативных характера, развития эмоциональной сферы, закрепление об окружающем мире. |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика “Пальчики - солдатики” | 1). “СОЛДАТ” (снятие зрительного напряжения) Солдат, как мотылёк, принеси нам ветерок. (Поднести ладони к глазам, моргать ресницами, ощущая “ветерок”.) От ворот – поворот, а потом – наоборот. (Двигать зрачками вправо, а затем влево за пальчиком-тренажёром.) Вей, вей, ветерок, натяни парусок, (Снова моргать ресницами, подставляя ладони рук.) Гони кораблик в ручеёк! (Проследить взглядом движение пальца от ближней точки к дальней.) |
Развитие связной речи | Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Февраль/ 4 неделя Март/1 неделя | ||
Тема: «Цветы» Тема «8 Марта» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать и употреблять существительные в ед. и мн. числе. Учить согласовывать слова с предлогами. | 1). “Цветы и пчелки” Цель: развивать навык общения мальчиков и девочек; 2). “Солнечный зайчик” Цель: помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения; 3). “Ромашка с настроением” Цель: способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей; 4). “Клеевой дождик” Цель: формировать у детей адекватную самооценку. |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика “Деревья” Артикуляционная гимнастика «Такие разные цветы» Мимическая гимнастика «Представь, что…» | “Бабочка” Бабочка над цветком летает И порхает, и порхает… (Прослеживать взглядом “полёт” бабочки от “цветка к цветку” по кругу за пальчиком-тренажёром сначала в одну, затем в другую сторону.) |
Развитие связной речи | Учить рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения. Учить составлять предложения используя союзные слова «для того чтобы». | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Март/ 1-2 неделя | ||
Тема: «Весна» «Неживая природа» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Учить образовывать относительные прилагательные. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. | 1). “Имя - цветок” Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; 2). “Березки” Цель: формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты; 3). “Лужа” Цель: развивать навыки общения мальчиков и девочек; 4). “Радуга” Цель: развивать общение детей со сверстниками, формировать о значении взаимопомощи, способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей. |
Развитие моторики | Самосассаж лица «Весна», «Водичка» Артикуляционная игра «Что происходит?» Пальчиковая гимнастика «Природа». | 1). “Почки-листочки” Почки, почки, зелёные листочки, К солнышку тянитесь, солнцу улыбнитесь! (Присесть, затем, медленно вставая, прогнуться, руки выпрямить вверх, ладони наружу, улыбнуться.) |
Развитие связной речи | Развивать у детей связную диалогическую речь. Учить составлять предложения используя союзные слова «для того чтобы». Учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Март/ 4 неделя | ||
Тема: «Морские, речные и аквариумные обитатели» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Расширять словарь по теме, ввести в акт.словарь новые слова. Закрепить навык преобразования слов; продолжать развивать глагольный и прилагательный словарь. | 1). “Рыбки в сети” Цель: развитие навыков совместных действий; 2). “На рыбалке” Цель: тренировка мимики и пантомимики, выразительности и образности движений |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика “Рыбки”. Артикуляционная игра «Рыбки и кот» | 1). “Рыбки” Рыбки плывут, плавничками гребут. (Моргать ресницами.) Влево, вправо поворот, а потом наоборот. (Двигать глазами вправо, влево, не поворачивая головы, за пальчиком-тренажёром.) |
Развитие связной речи | Учить рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения. Учить составлять рассказ-описание используя мнемосхему. | - Е. Бортникова “Тетрадь. Составляем рассказы по картинкам”, стр. 11; Цель: учить придумывать окончание деформированного текста. |
Апрель/1 неделя | ||
Тема: «Экзотический птицы» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Упражнять в подборе признаков. Учить согласовывать слова с предлогами. Упражнять в изменении существительных по падежам. | 1). “Большой -маленький ” Цель: закрепить знания о повадках птиц; 2). “Аист, жаворонок, лягушка” Цель: развитие внимания; 3). “Что было бы, если я бы стал птичкой…?” Цель: развитие воображения. |
Развитие моторики | Н. Нищева “Упражнения на развитие мелкой моторики рук “Сколько птиц…” | 1). “Ласточка” (нормализация тонуса глазных мышц) Где ты, где ты, ласточка целый день летала? (Двигать глазами влево, а затем вправо за пальчиком-тренажёром.) Солнцу золотому косу заплетала. (Вращать глазами по кругу в одну, а затем в другую сторону вслед за пальчиком-тренажёром.) Где ты, где ты, ласточка, ночью пропадала? (Следить за движением пальца от носа к носу.) Месяцу седому двор подметала. (Поднести ладони рук к глазам и моргать, касаясь их ресницами.) |
Развитие связной речи | Учить детей пересказывать маленькие рассказы близко к тексту. Развивать у детей связную монологическую речь. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Апрель/2 неделя | ||
Тема: «Космос» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Расширять словарь по теме. Познакомить с новыми понятиями по теме. Упражняться в согласовании различных частей речи в предложении по теме, расширять глагольный словарь. | 1). “Ракета” Цель: положительно влияет на тонкости восприятия; 2). “Звезда” Цель: развитие ассоциативного мышления и способствует образно воспроизводить свои чувства; 3). “Полет” Цель: развитие внимания, научить ребенка сравнивать и анализировать, находить решение различных проблем; |
Развитие моторики | САмомасаж лица «Полет» Артикуляционная гимнастика «Язычок – космонавт». | 1). “Машины” На улице нашей мчатся машины, Машины-малютки, машины большие. (Растирать ладони друг о друга прямолинейными движениями.) Скорая помощь спешит, грузовик, Мчится пожарная напрямик. Это такси пассажира везёт, Это трамвай, что по рельсам идёт. (На каждое название машины загибать по одному пальцу одной руки, надавливая на него пальцами другой руки.) |
Развитие связной речи | Учить детей состав творческий рассказ «Если…». Учить составлять предложения используя союзные слова «для того чтобы». | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Апрель/ 3 неделя | ||
Тема: «Семь чудес света» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Закреплять умения образовывать сложные прилагательные. Упражняться в согласовании различных частей речи в предложении по теме, расширять глагольный словарь. | 1). “Море волнуется раз…” Цель: учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; Цель: развитие мышления; 2). “Путешествие по городу Выдумляндия” Цель: развивать творческое воображение. |
Развитие моторики | Артикуляционно-звуковая игра «Путешествие» | 1). “Ждём вас на дорожке…” Козоньки рогатые, козоньки бодатые, Ждём вас на дорожке, разомните ножки. (Ходить на пятках, держа руки перед собой, опустив кисти-“копытца”.) Гусь по лугу важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Ходить, сведя ноги вместе, руки на поясе.) Эту птицу звать индюк, Хвост как веер, клюв как крюк. (Ходить, приподнимая ноги и оттягивая носки вниз, руки вдоль туловища, кисти перпендикулярно руке – “крылышки”.) |
Развитие связной речи | Развивать активную речь, включение в общение. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Учить детей пересказывать текст, выделяя главную мысль текста. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Апрель/ 4 неделя | ||
Тема: «Комнатные растения» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Расширять, активизировать словарь по теме «комнатные растения» за счёт имён существительных-названий комнатных растений (роза, кактус). Закреплять умение использовать в речи предлоги. | 1). “Цветы и пчелки” Цель: развивать навык общения мальчиков и девочек; 2). “Цветик - семицветик” Цель: формировать у детей адеватную самооценку; 3). “Заяц и одуванчики” Цель: учить детей позитивным способам общения со сверстниками. |
Развитие моторики | Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять …», «Кактус». | 1). “Одуванчик” Как воздушный шар на ножке, Одуванчик у дорожки. Одуванчик – шарик белый. Дунул я. И улетел он! (Сделать спокойный вдох, не поднимая плеч, и продолжительный выдох: “Ф –ф -ф-ф-ф…”) |
Развитие связной речи | Формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом. Развивать активную речь, включение в общение. Учить распространять предложения прилагательными. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Май/ 1 неделя | ||
Тема: «День Труда» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Познакомить детей с праздником Весны и Труда, как общественном событии России. Упражнять в образовании сложных слов. Упражнять в образовании существительных с суффиксом - щик. | 1). “Цветок - имя” Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; 2). “Рисунок радости” Цель: формировать положительные эмоции, чувства |
Развитие моторики | Артикуляционно- звуковая игра “Как у нас на нашей грядке …” | 1). “Одуванчик” Как воздушный шар на ножке, Одуванчик у дорожки. Одуванчик – шарик белый. Дунул я. И улетел он! (Сделать спокойный вдох, не поднимая плеч, и продолжительный выдох: “Ф -ф-ф-ф-ф…”) |
Развитие связной речи | Учить детей составлять короткие описательные рассказы о людях разных профессий по картинкам и вопросному плану. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Май/ 2 неделя | ||
Тема: «День Победы» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Закрепить навык правильного подбора прилагательных, числительных к определенному слову, совершенствовать навыки словообразования и составления предложений. Вводить в активный словарь новые слова по теме. | 1). “Встань по порядку” Цель: помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности, дать понять, что каждый ребенок уникален и неповторим; 2). “Помоги раненому…” Цель: развивать чувства сплоченности группы, помогать ребенку поверить в свои силы; 3). “Военные действия” Цель: развитие адекватной самооценки. |
Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика “Барабанщики”. | 1). Игра с песком Цель: снятие психомышного напряжения Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. |
Развитие связной речи | Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Май/ 3 неделя | ||
Тема: «Насекомые» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Закреплять умение использовать в речи предлоги. Упражняться в согласовании различных частей речи в предложении по теме, расширять словарь прилагательных. | 1). “Бабочки и слоны” Цель: развитие выразительности движений, пантомимики; 2). “Жужа” Цель: активизация группы, снятия общей коллективной агрессии; 3). “Игра с муравьем” Цель: снятие психомышечного напряжения. |
Развитие моторики | Смирнова Л.Н. “Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи” - “Жук”, “Комарик”. | 1). “Улитки” Улитки ползут, свои домики везут. Рожками шевелят, на рыбок глядят. (Указательными пальцами растирать крылья носа и массировать ноздри сверху вниз и снизу вверх.) |
Развитие связной речи | Учить рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения. Учить составлять рассказ-описание используя мнемосхему. | Цель: работа с деформированным текстом, развитие воображения. |
Май/ 4 неделя | ||
Тема: «Лето» | ||
№ | логопед | психолог |
Лексико-грамматические категории | Упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот. | 1). “Цветок - имя” Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; 2). “Рисунок радости” Цель: формировать положительные эмоции, чувства |
Развитие моторики | Самомассаж лица «Лето» Пальчиковая гимнастика «Вот и лето….» | 1). “Одуванчик” Как воздушный шар на ножке, Одуванчик у дорожки. Одуванчик – шарик белый. Дунул я. И улетел он! (Сделать спокойный вдох, не поднимая плеч, и продолжительный выдох: “Ф -ф-ф-ф-ф…”) |
Развитие связной речи | Учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ. Воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства. | Инсценировка текста по теме. Цель: развитие мимики и пантомимики, эмоциональности движений. |
Май/ 5 неделя | ||
Тема: Повторение. | ||
№ | логопед Повторение. | психолог Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье представлены игры, которые помогают согласовать работу учителя-логопеда и педагога-психолога, позволяющие скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, сформировать социально-комм...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...
Памятка по проекту взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Работа велась в три этапа:1.диагностика2.коррекция3.анализ...
Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе....
План взаимодействия учителя - логопеда с педагогами ДОУ
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ 2021-2022 г...
Выступление на II Региональном педагогическом форуме «Детский сад – 2023. Траектория развития в современных условиях» с докладом «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в работе с детьми с ОВЗ»
Представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с педагогами ДОО...