Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
статья
В данной статье представлены игры, которые помогают согласовать работу учителя-логопеда и педагога-психолога, позволяющие скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, сформировать социально-коммуникативные навыки ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статью подготовили
педагог-психолог Волкова Е.С.
учитель-логопед Руденко О.В.
ГБДОУ детский сад № 30
Адмиралтейского района СПб
Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Наше дошкольное учреждение имеет определённую направленность, свою специализацию. К нам приходят дети с нарушением речи – ОНР., ФФНР. Как правило у этих детей нарушена не только речь, но и познавательные способности – внимание, память, логическое и криативное мышление; затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, агрессивность, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Наблюдая за детьми в группе, настораживает факт, что некоторые дети не смеются со всеми, когда воспитатель читает смешной рассказ, не грустят вместе с другом, который потерял любимую игрушку, не переживают, если заболело любимое животное, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, не умеют общаться друг с другом в игре и совместной деятельности. Это связано с тем, что дети часто находятся в «плену эмоций», так как не могут управлять своими чувствами, они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, тем самым мы помогаем ему по другому взглянуть на себя, по иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. Кроме этого на современных детей огромное влияние оказывает телевизор и компьютер, за экранами которых они проводят слишком много времени, ограничивая тем самым своё общение со взрослыми и сверстниками. А живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивая яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной, гармоничной.
«Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённых эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения» - отмечал отечественный физиолог П.К. Анохин.
В связи с этим мы считаем, что эмоциональная сфера является важнейшей составляющей в развитии дошкольников.
В начале учебного года все дети проходят логопедическую и психологическую диагностику, целью которой является выявить речевые и индивидуально- психологические особенности детей. По окончанию диагностики учитель-логопед и педагог-психолог обсуждают полученные результаты.
Исходя из этого планируются на учебный год следующие цели и задачи:
- Знакомить детей с эмоциями радости, горя, удивления, страха, гнева, интереса.
- Учить различать эмоции по их схематическим изображениям.
- Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
- Развивать у детей эмпатию (способность к переживанию).
- Учить контролировать свои эмоции.
- Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- Учить детей выражать свои эмоции социально-приемлемыми способами.
- Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание, используя различные упражнения.
- Работать над интонационной выразительностью речи.
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.
Учитывая цели и задачи логопед и психолог выработали общий подход к развитию эмоционального мира дошкольника, используя общие методические приёмы:
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
- Проигрывание этюдов и сказок.
- Рисование эмоций.
- Релаксационные упражнения.
- Музыкальное сопровождение.
Во многих играх психолога есть важное для логопеда- развитие физиологического и речевого дыхания у детей на занятиях. Поэтому, кроме игр на развитие эмоциональной сферы, мы используем игры на релаксацию. Совместное использование таких игр даёт положительный результат в постановке и автоматизации звуков.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр, используемых на наших занятиях.
- «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива; научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; формировать правильное физиологическое дыхание.
Описание: ведущий говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох через нос – все вместе делаем шаг вперёд. Выдох через рот – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно.»
- «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Цель: формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе, формировать правильное физиологическое дыхание.
Описание: Ребята, кто играл в мыльные пузыри? Сейчас мы с вами отправимся в праздничный, летний парк, где выступает клоун и выдувает мыльные пузыри. (Педагог - ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети, подняв руки вверх и сделав вдох, произвольно двигаются по комнате, кружатся, изображая полёт пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.)
Осторожно – пузыри…
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
После команды «Лопнули» дети опускают руки – выдох.
- «ОБЗЫВАЛКИ»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме, закрепить лексические темы.
Описание: Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами ( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковь!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»».
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.
Следует проводить её в быстром темпе.
- «Сосулька» (этюд на расслабление мышц)
Цель: расслабить мышцы рук, формировать правильное физиологическое дыхание, закрепление лексической темы «Зима»
Описание: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох через нос и поднимите руки над головой, а на третью, четвёртую – уроните расслабленные руки вниз (выдох через рот). Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»
- «ДУДОЧКА» (упражнение на релаксацию и дыхание)
Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
Описание: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе вытягивайте губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
- «МАРИОНЕТКА»
Цель: контролирование своего тела, а затем мыслей.
Описание: Ты никогда не ощущал себя марионеткой, которую дёргают за верёвочки?
Сейчас ты сможешь быть одновременно и марионеткой, и тем, кто ею управляет.
Встань прямо и замри в позе куклы. Ты стал твёрдым, как Буратино.
Напряги плечи, руки, пальцы, представь, что они деревянные.
Напряги ноги, колени и пройдись так. Твоё тело деревянное.
Напряги лицо и шею, наморщи лоб.
А теперь скажи себе: «Расслабься».
7. «ШАЛТАЙ – БОЛТАЙ»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди; формировать правильное физиологическое дыхание.
Описание: «Давайте поставим один маленький спектакль. Он называется «Шалтай – Болтай».
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно, как у тряпичной куклы. На слово «свалился» руки поднимаем вверх (вдох через нос); «во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз (выдох через рот).
8. Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя или любого животного»
Цель: способствовать самовыражению ребёнка, учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Описание: Давайте вспомним с вами какое – либо стихотворение. Вам нужно будет рассказать его голосом какого – либо сказочного героя (Золушка, Бармалей, Лиса Алиса…) или животного. Остальные внимательно послушают, затем постараются отгадать, голосом какого сказочного героя или животного было рассказано стихотворение.
9. «КОМПЛИМЕНТЫ»
Цель: учить детей быть доброжелательными друг к другу, создать положительно-эмоциональный фон в группе, способствовать открытому проявлению положительных эмоций.
Описание: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
10. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»
Цель: Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений.
Описание: Пусть каждый из вас возьмет любую из карточек с изображением настроений сказочных персонажей, не показывая ее остальным. Задача играющего – по схеме узнать эмоцию и изобразить ее с помощью голоса, движений лица и тела. Остальные дети отгадывают, какое настроение переживает, изображает ребенок, назвать его и обосновать свой ответ.
Таким образом, согласованность действий педагога – психолога и учителя – логопеда позволяют эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, сформировать социально – коммуникативные навыки ребенка, что в дальнейшем поможет ребенку легче адаптироваться в дошкольно – школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».
В работе раскрыты основные принцыпы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ в условиях ФГОС....
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...
Памятка по проекту взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Работа велась в три этапа:1.диагностика2.коррекция3.анализ...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога.
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога....
«Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения»
Консультация для родителей...
«Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения»
Консультация для родителей...