Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква С"
план-конспект
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в группе для детей 6-7 лет с ОВЗ, обусловленными ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_s.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по подготовке к обучению грамоте в
группе коррекционной направленности для детей с ТНР 6-7 лет.
Тема: « Звуки (С), (СЬ) и буква С.
Цель: Познакомить детей со звуками «С,Сь» и буквой «С».
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- Уточнить правильную артикуляцию звуков «С», «СЬ».
- Учить выделять звук «С» из слов, давать его характеристику.
- Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий).
- Закрепить умение определять место звука «с» в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов.
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 3-х звуков
- Совершенствовать навыки фонематического синтеза.
- Закрепить образ буквы «С»
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие (умение выделять звук в слове)
1. Развивать мелкую моторику.
2. Стимулировать речевую активность.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать умение работать в коллективе,
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками (с), (сь); домики с тремя окошками, кассы букв и слогов, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения.(3 раза)
А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путешествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия).
Логопед: Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».
2.Постановка цели занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие, выручим подарки. Будьте внимательны! Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.
Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? (Снеговик)
Очень любят детки
Морозные конфетки,
Только пьют потом пилюльки
Те, кто скушал что? (Сосульки)
Ты под маской скрылась ловко,
В шубке рыженькой, плутовка,
Хвост твой - гордость и краса,
Кто ж ты, хитрая? (Лиса)
Белый-белый, словно мел -
К нам он с неба прилетел.
Лес укрыл, поля, лужок.
Что за кружево? (Снежок)
Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звук С)
3. Знакомство со звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков С,СЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)
Произнесите ещё раз звук: губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, голос «спит».
Дайте характеристику звука «С» - (согласный, твёрдый, глухой).
Дайте характеристику звука «СЬ» - (согласный, мягкий, глухой).
Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «С, СЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют, какой звук «С» или «СЬ» в этом слове. Выставляют на мольберт к квадрату соответствующего цвета.
4.Определение количества слогов в словах.
Игра «Поселим зверей».
Логопед выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2 и 3 этажа, которые помогут детям наглядно дифференцировать слова с разным числом слогов. Показывая детям несколько изображений разных животных, логопед предлагает помочь ему правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, снегирь, сорока, гусак, свинья, сом, судак, оса, стрекоза, ласточка и пр. После того как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.
5.Составление слов типа СГС (Дети садятся за столы)
Из первых звуков этих слов составьте новое слово и выложите его в кассе.
Картинки: самолет, овощи, кот (СОК) и т.д
6. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
7.Составление предложений из данных слов.
Вьюга закружила, замела все в зимнем лесу. И слова в предложениях тоже все перепутались. Давайте расставим их по местам:
Синица, куст, сидеть, на.
Соня, в, падать, сугроб.
Самолет, лес, лететь, над.
Самолет, лес, высоко, лететь, над.
Саня, кататься, санки, на.
Собака, скамейка, спать, под.
Итог занятия.
Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.
Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.
Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)
1.Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения.(3 раза)
А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путешествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия).
Логопед: Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».
2.Постановка цели занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие, выручим подарки. Будьте внимательны! Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.
Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? (Снеговик)
Очень любят детки
Морозные конфетки,
Только пьют потом пилюльки
Те, кто скушал что? (Сосульки)
Ты под маской скрылась ловко,
В шубке рыженькой, плутовка,
Хвост твой - гордость и краса,
Кто ж ты, хитрая? (Лиса)
Белый-белый, словно мел -
К нам он с неба прилетел.
Лес укрыл, поля, лужок.
Что за кружево? (Снежок)
Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звук С)
3. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков С,СЬ, их характеристика и обозначение.
Произнесите ещё раз звук: губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, голос «спит».
Дайте характеристику звука «С» - (согласный, твёрдый, глухой).
Дайте характеристику звука «СЬ» - (согласный, мягкий, глухой).
Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «С, СЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют, какой звук «С» или «СЬ» в этом слове. Выставляют на мольберт к квадрату соответствующего цвета.
4.Определение количества слогов в словах.
Игра «Поселим зверей».
Логопед выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2 и 3 этажа, которые помогут детям наглядно дифференцировать слова с разным числом слогов. Показывая детям несколько изображений разных животных, логопед предлагает помочь ему правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, снегирь, сорока, гусак, свинья, сом, судак, оса, стрекоза, ласточка и пр. После того как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.
5.Составление слов типа СГС (Дети садятся за столы)
Из первых звуков этих слов составьте новое слово и выложите его в кассе.
Картинки: самолет, овощи, кот (СОК) и т.д
6. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
7.Составление предложений из данных слов.
Вьюга закружила, замела все в зимнем лесу. И слова в предложениях тоже все перепутались. Давайте расставим их по местам:
Синица, куст, сидеть, на.
Соня, в, падать, сугроб.
Самолет, лес, лететь, над.
Самолет, лес, высоко, лететь, над.
Саня, кататься, санки, на.
Собака, скамейка, спать, под.
Итог занятия.
Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.
Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.
Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"
Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.
На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: Звук к.Буква К
Тема занятия: Звук к.Буква К....