Основные методы олигофренопедагогики как науки
материал
Основные методы олигофренопедагогики как науки.
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_metody_oligofrenopedagogiki_kak_nauki.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные методы олигофренопедагогики как науки
Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые можно условно разделить на 3 блока:
1. Медицинские науки помогают увидеть биологические причины умственной отсталости, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его образовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.
2. Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов. К этому блоку относятся общая психология, возрастная психология, специальная психология, олигофренопсихология.
3. Педагогические науки определяют цели, задачи, принципы, содержание обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. К этим наукам относится общая педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дидактика.
Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи
- Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
- Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
- Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
- Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
- Разработка моделей педагогической помощи и сопровождения детей, подростков и молодых людей с нарушением интеллекта в процессе их социализации.
Основные методы олигофренопедагогики как науки.
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.
- Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
- Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
- Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
- Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.
- Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
- Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:
- теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
- методический - разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов;
- собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;
аналитический - количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией...
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...
Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс
Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Вопросы являются основным методом познания всего, художественный текст - не исключение.
В работе приведены вопросы, которые дают приток свежих мыслей на урок, открывают в произведении тайные течения, дают возможность ученикам высказаться свободно, доверительно. Это, вероятно, один из под...