Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
материал по русскому языку (9 класс) по теме
В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые приемы компрессии , последовательность операций при сжатии текста. Даны схема работы над обучающим изложением с комплексным анализом текста и инструкция "Как писать сжатое изложение".Рекомендуются упражнения для учащихся по сокращению и трансформации текста. К разработке прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_-osnovnoy_metod.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом – один из методов подготовки к сжатому изложению.
Учитель русского языка и литературы СОШ№12 «Центр образования – Сойкина Л.М.
(Слайд 1). Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, то они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Из-за тотального нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается языковая культура. Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников, т.к. всем понятно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Умения воспринимать и обрабатывать информацию прослушанного или прочитанного текста – одни из важнейших в современной жизни. И не менее важным для учебной и практической деятельности является умение создавать собственное связное высказывание на основе воспринятой информации. (Слайд 2, 3)
Уже привычной формой государственной итоговой аттестации в 9 классе стало сжатое изложение, т.е. передача в письменной форме содержания прослушанного текста. Новая форма экзамена позволяет оценить уровень владения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Выбор в качестве итогового экзамена сжатого изложения понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности. (Слайд3,4)
1 часть итоговой экзаменационной работы – сжатое изложение - направлена на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста. При выполнении 1 части экзаменационного задания учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки: (Слайд 5)
- верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
- правильно выделять – макро - и – микротемы;
- владеть навыками компрессии (сжатия) текста;
- логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
- выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
- строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.
Несмотря на кажущуюся простоту, сжатое изложение довольно сложно для учеников, поэтому к данному виду работы их необходимо тщательно готовить. Ведь ученики должны не переписать куски чужого текста, а творчески переработать его, создав его сокращенный вариант, в котором, тем не менее, сохранялись бы все отличительные черты исходного текста. Перед словесниками, таким образом, стоит определенная «сверхзадача», чтобы в итоге «сжатого пересказа» получился узнаваемый текст, к примеру, Паустовского в пересказе ученика Сидорова, а не текст ученика Сидорова «по мотивам» Паустовского (О.М.Безымянная). Перед написанием изложения я даю ученикам установку: « Перед вами стоит ответственная и сложная задача – не просто написать изложение, а стать как бы соавторами писателей, журналистов; тактично сохраняя дух и смысл их творений, воспроизвести свой вариант произведения». (Слайд 6).
Именно к такой сверхзадаче и направлена работа, связанная с анализом текстов, предлагаемых учащимся для написания изложений. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению, т.к. он помогает до конца понять текст, его особенности и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.
Работа над текстом делится на 3 этапа: - подготовительная домашняя работа (познавательная и аналитическая), - аналитическая классная работа, - заключительная синтетическая (творческая) как классная, так и домашняя. К 9 классу учащиеся должны хорошо понимать, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора (Т.М.Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью.
Опыт показывает, что немаловажной проблемой при подготовке учеников к изложению является способность правильно определять тему, основную мысль текста. Многие ребята не могут сделать это сразу, поэтому, готовя их на протяжении нескольких лет к такому виду изложения, словесник должен учить детей грамотно задавать вопросы к тексту. Часто дети не могут после прослушивания текста ответить на вопрос «О чем этот текст?». Этот вид работы активизирует внимание учеников при прослушивании (в методике русского языка как иностранного этот вопрос задается перед прослушиванием текста для активизации внимания).
Предварительная работа учащихся над текстом изложения представляет собой анализ текста с целью определение его темы, проблематики, идеи, композиционных особенностей, характера образной системы, жанровой специфики и стилистического своеобразия. Существенное внимание должно уделяться языку текста. Цель классного занятия состоит в том, чтобы проверить и оценить наблюдения учащихся над текстом, скорректировать и развить их, закрепить и отработать языковые навыки, углубить лингвистические представления учеников, активизировать их речь, побудить к творческой работе над текстом и подготовить к креативной деятельности. Конечная цель комплексного анализа текста:
- возможно более адекватное восприятие текста учениками,
- усвоение учащимися определенных речевых и лингвистических моделей, т.е. развитие речевой и языковой грамотности,
- грамотное воспроизведение данного текста своими словами (как устное, так и письменное)
Большую роль при подготовке к изложению играет словарная работа (лингвистический комментарий). Слово должно закрепиться в сознании, т.е. быть полезным, активным участником речевой коммуникации. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значений, особенности сочетаемости слова. Словеснику необходимо обращать внимание учащихся на яркие слова и выражения, которые автор использует в тексте.
- Почему автор выбрал именно их?
- Какой колорит они придали тексту?
- Попробуйте заменить эти слова нейтральными.
- Подберите синонимы к слову и т.д.
Так у учеников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему.
Дело в том, что в текстах для изложений мы порой встречаемся « с такими словами и выражениями, с такими формами и категориями, которые для нашего обыденного общения совершенно не характерны», а « для того, чтобы уяснить идейное содержание какого-либо произведения, определить художественные особенности, отличающие его от других произведений, это произведение надо прежде всего понимать» (Л.С.Степанова). Отсюда следует, что в центре лингвистического комментирования должны быть такие языковые явления, которые по тем или иным причинам непонятны... читателю. В ходе проведения практического занятия по лингвистическому комментированию текста необычайно важна роль преподавателя: учитель должен быть готов дать ответ на все те вопросы, которые появятся у школьников в процессе работы, помочь учащимся в использовании словарей и пособий. Трудная для читательского восприятия ситуация, описанная автором текста, существует в словесной форме, дана через язык, а значит, может быть объяснена, прокомментирована лингвистически. То есть параллельно смысловому истолкованию ситуации должно осуществляться выяснение того, как данная ситуация воссоздана в тексте средствами языка.
Не секрет, что лексические средства, словообразовательные модели, различные свойства частей речи, синтаксические построения зачастую остаются для учащихся ненужным грузом, а вся теоретическая часть школьного курса русского языка представляется им набором придуманных схем и понятий. Суть проблемы в том, что школьники не видят средств языка в действии. И как раз аналитическая работа с текстом дает возможность ощутить, увидеть это действие, прикоснуться к жизни языка.
Как я уже говорила, сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринимаемой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Т.о, учитель должен сформировать у учащихся следующие коммуникативно-речевые умения: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли; умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной. Важна не степень сжатия текста, важно то, может ли экзаменуемый передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом тексте должны быть отражены основные мысли автора и соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки. Наиболее распространены 3 способа сжатия текста: (Слайд 7)
- исключение подробностей, деталей, однородных явлений
- обобщение
- сочетание исключения и обобщения
Основные языковые приемы компрессии (Слайд 8):
ЗАМЕНЫ:
-однородных членов обобщающим наименованием,
- фрагмента предложения синонимичным выражением,
- предложения или его части указательным местоимением,
- предложения определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,
-СПП простым,
- прямой речи косвенной
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
-отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,
- повторов,
-фрагментов предложения, имеющего менее существенное значение,
- одного или нескольких синонимов,
-предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.
СЛИЯНИЯ:
-образование СП путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся. Тренировочные задания по обучению компрессии текста и методика их проведения даны во многих учебных пособиях для подготовки к ГИА по русскому языку. (Подготовка к ГИА, под ред.Н.А.Сениной,2009г, изд. Легион, Ростов-на-Дону). Сокращая текст, учащимся необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В противном случае получится набор отдельных предложений. (Слайд 9)
При работе с текстом необходимо также обращать внимание учащихся на абзацное членение текста. Абзацем чаще всего считают отрезок, фрагмент текста от одной красной строки до другой. Академик Л.В.Щерба писал: «Абзац... углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мысли». Мысль не исчерпывается одним предложением. Для ее развития, наиболее полного раскрытия требуется несколько предложений. Т.о, «группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль,- это языковая единица, сложная по составу, устройству. Абзац и призван оформлять на письме эту единицу». Абзац выделяется в письменной речи. Можно ли услышать его? Да, можно. В устной речи абзац обозначается более глубокой паузой по сравнению с паузами между предложениями. ( Темп чтения текста для изложения 250 слов- 10 минут). При работе с текстом мы с ребятами подробно разбираем, что абзац имеет определенную композицию. (Слайд 10) Предложения, входящие в него, не одинаковы по своей роли. Внутри абзаца так же, как и в тексте, есть зачин, содержащий посыл, начало масли, темы и концовка, своеобразная логическая точка, которая подводит итог микротемы (узкой темы). Необходимо выделить и записать эти микротемы, соотнести с главной темой и идеей текста. Необходимо помнить, что микротемы тоже могут члениться, поэтому если абзац большой, необходимо разбить его на более мелкие части.
В последнее время большинство экзаменационных текстов являются рассуждениями, а классическая структура текста-рассуждения, как мы с вами знаем, тезис- аргументы- вывод. Следовательно, план такого текста тоже трехчастен. Важную роль при составлении плана могут играть «ключевые слова», и если они выделены правильно, восстановить текст очень просто. В качестве примера в методической литературе очень часто приводятся опорные слова к сказке «Курочка Ряба»: дед и баба, курочка Ряба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое. Нет сомнения, что эти слова, несущие на себе содержательную нагрузку, расположенные в определенной последовательности, помогут нам написать текст подробно. (Слайд 11)
Довольно часто учащиеся выбирают вместо плана опорный конспект. Такой способ фиксирования информации также возможен. Наиболее эффективен тот, (мы его часто используем на занятиях), при котором лист делится пополам вертикальной чертой, на одной стороне после первого чтения записываются опорные слова, на другой- после (во время ) второго чтения делаются уточнения, дополнения, фиксируются яркие авторские слова и выражения.
Записывая названия пунктов плана, нужно оставлять место для записи ключевых слов. При составлении плана необходимо учитывать тип речи (описание, повествование, рассуждение), т.к. функционально - смысловые типы речи строятся по-разному.
Развивая речь учащихся, школа ориентируется на четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки устных и письменных высказываний, первостепенными из которых является точность и лаконичность. Нарушения точности речи наблюдаются в основном из-за недостаточного знания особенностей русского языка, чаще всего неверной сочетаемости слов. Наиболее типичными ошибками являются следующие: употребление слов в несвойственном им значении, неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность восприятия; смешение паронимов, омонимов, неразличение синонимов. Лаконичность речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать ее наименьшим количеством слов, а нарушение лаконичности ведет к многословию (использование лишних слов, тавтология, «слова-паразиты» Д.Э.Розенталь).
В обучении сжатому изложению помогут задания, основой которых является трансформация, дополнение, моделирование текста (Добротина). Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, помогают совершенствовать умения, выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, отбирать лексические и грамматические средства для краткой передачи полученной информации. (Слайд 12)
Организация работы по совершенствованию умений информационной переработки текста позволяет предотвратить возможные неудачи учащихся при понимании и воспроизведении текста на экзамене.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующий план работы с текстом для написания сжатого изложения:
- Определение главной темы текста (О чем этот текст?)
- Составление плана текста (Разделение на смысловые части)
- Какие основные образы вы встретили в тексте? На что необходимо обратить внимание, слушая его?
- Словарная работа (Лингвистический комментарий)
- Ключевые слова (Опорные слова)
- Контекстуальные синонимы.
- Тип речи.
- Синтаксические конструкции (безличные конструкции, инверсии, обращения)
- Как соотносятся части текста? Что указывает на это смысловое отношение?
- Какова идея этого текста? Ради чего оно написано?
- Определите настроение этого произведения и постарайтесь его сохранить.
Таким образом, проблема анализа текста для изложения в настоящее время остается весьма актуальной для школьной практики преподавания русского языка. (Слайд 13).
В день проведения экзамена очень важным для детей является эмоциональный настрой взрослых – учителей. Выпускники интуитивно ищут у нас поддержки. Улыбка, доброе слов («у вас все получится», «не волнуйтесь») должны настроить девятиклассников на позитивную волну. Это является очень важным фактором успешной сдачи экзамена. Я предлагаю настроиться на позитивную волну и вам, сегодня. ( Слайд 13) Я желаю вам всем успехов в подготовке девятиклассников к ГИА! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.
Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...
Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...
Работа с текстом при обучении сжатому изложению
Работа с текстом при обучении сжатому изложению...
Обучение сжатому изложению текста-повествования
Обучение сжатому изложению текста-повествования (Презентация)...
Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень»
Обучение сжатому изложениютекста-повествования «Старый пень»...
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Обучение сжатому изложению по тексту публицистического стиля
обучение изложению текста публицистического стиля от третьего лица....