Основные методы решения тригонометрических уравнений (профильный уровень)
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы. Сопровождается мультимедийной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Osnovnye_metody_resheniya__trigonometricheskih_uravneniy.doc | 214.5 КБ |
Osnovnye_metody_resheniya_trigonometricheskih.ppt | 364.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5. Основные методы решения тригонометрических уравнений.
Урок рассчитан на 45 минут. Количество заданий и уровень их сложности учитель может изменить с учетом подготовленности класса.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данной темы.
Цели.
1. Образовательные: обобщение ЗУН, приобретенных при изучении данной темы.
2. Воспитательные: воспитывать культуру речи, аккуратность записей, самостоятельность.
3. Развивающие: развитие мышления, воображения, творческих способностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; карточки для основной части урока и домашнего задания.
Ход занятия.
| |
Вопросы учащимся:
| Слайд 2 презентации. Слайды 3-7. Приложение 1. Опорную таблицу стоит раздать учащимся (желательно каждому) с целью повторения необходимого материала. |
Задача. Решите уравнение различными способами. Решение. 1 способ. Путем введения вспомогательного аргумента. , , , Так как , то существует такое значение , что , тогда последнее уравнение может быть переписано в виде , . Поскольку функция - четная, то , . Ответ: . | Данное уравнение написано на доске. Класс разбивается на 4 группы (состав каждой группы определяется учителем по его усмотрению) по количеству способов решения уравнения, предложенных учителем. Для дальнейшего обсуждения плюсов и минусов каждого способа необходимо вызвать к доске по одному представителю от группы. |
2 способ. С помощью универсальной подстановки.
. Учитывая, что , , , обозначим . Получим рациональное уравнение относительно t. , , , ни при каких значениях t. , , . Вернемся к исходной переменной. , , . Проверим, являются ли числа вида , решениями заданного уравнения: , , - неверное числовое равенство, значит числа вида на являются корнями заданного уравнения. Ответ: . | Учащиеся должны понимать, что ответы, полученные в первом случае и во втором случаях, одинаковы. |
3 способ. Выражение и через половинный аргумент и приведение к однородному. , , , . Разделим обе части равенства на . Потери корней не произойдет, так как синус и косинус одного аргумента одновременно в ноль не обращаются. . Обозначим . , , . Вернемся к исходной переменной. , , . Ответ: . | |
4 способ. Возведение обеих частей равенства в квадрат. , , , , . Разделим обе части равенства на . Потери корней не произойдет, так как синус и косинус одного аргумента одновременно в ноль не обращаются. , Обозначим . , , . Вернемся к исходной переменной. , . Проверка сложна. Решение тригонометрических уравнений возведением обеих частей в квадрат нецелесообразно (только в крайних случаях является рациональным). Этот метод пытаются обходить. | При обсуждении этого способа решения необходимо обратить внимание на то, что возведение обеих частей равенства в квадрат не является равносильным преобразованием, поэтому может привести к появлению посторонних корней. Следовательно, необходима проверка. Вывод ученики должны записать в тетрадях. |
Какие из основных методов решения тригонометрических уравнений не были использованы на уроке? Перечислите. | |
Домашнее задание состоит из двух обязательных блоков. В первом блоке метод решения уравнений предложен, а во втором блоке ученики должны сами его определить. | Приложение 2. Предложить ребятам просмотреть задания домашней работы и при необходимости прокомментировать некоторые моменты. |
Приложение 1.
Основные методы решения тригонометрических уравнений.
Метод разложения на множители | |
Функционально-графический метод |
Метод введения новой переменной |
Метод | Необходимо помнить ! | |
1. Разложение на множители | Разложение на множители с использованием формул тригонометрии или алгебраических приемов. | Из полученных значений неизвестного надо исключить те, для которых выражения, входящие в заданное уравнение, не имеют смысла. |
Введение вспомогательного аргумента. | Применяется в уравнениях, содержащих сумму . | |
2. Введение новой переменной | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим уравнениям относительно одной тригонометрической функции | |
Однородные тригонометрические уравнения и уравнения, приводящиеся к ним. | При делении обеих частей однородного уравнения на (или ) область определения сужается, но потери корней не происходит, так как синус и косинус одного аргумента одновременно в нуль не обращаются. | |
Универсальная подстановка. , , | Посредством универсальной подстановки могут быть найдены все решения данного уравнения, за исключением тех, для которых не существует, т.е. . Наличие или отсутствие решений этого вида может быть установлено непосредственной проверкой. | |
Уравнения, рациональные относительно выражений . Новая переменная: | Уравнения, где левая часть является рациональной функцией относительно может быть сведено к рациональному уравнению относительно неизвестного. | |
3. Функционально-графический | Уравнения вида. | Если при решении уравнения удается установить разный характер монотонности функций и , и угадать каким-либо образом один корень, то уравнение решено – найденный корень – единственный. |
Приложение 2.
Домашнее задание.
I. Решите уравнения указанным способом.
- Решите уравнение сведением к алгебраическому относительно какой-нибудь тригонометрической функции:.
- Решите уравнение способом разложения на множители: .
- Решите уравнение с помощью введения вспомогательного аргумента: .
- Решите уравнение сведением к однородному: .
II. Решите уравнения:
- .
- .
- .
- .
- .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе (профильный уровень) по теме «Решение показательных уравнений».
План -конспект урока алгебры в 11 классе...
контрольная работа"Логические уравнения" 11 класс (профильный уровень)
данная контрольная работа охватывает многообразие видов логических уравнений и систем, а соответственно способов решения данных уравнений....
Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс
Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Решение уравнений и неравенств в плане подготовки к ЕГЭ (профильный уровень)
Урок отработки навыков решения различных уравнений и неравенств, содержащихся в примерных вариантах профильного уровня ЕГЭ....
Обобщающий урок в 10 классе (профильный уровень) по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений»
Обобщающий урок в 10 классе (профильный уровень)по теме «Приемы решения тригонометрических уравнений»...
Подготовка к ЕГЭ. Математика профильный уровень № 1 Уравнения
Подготовка к ЕГЭ. Математика, профильный уровень № 1 Уравнения. Предназначен для тематической подготовки к экзамену. Составлен по типовым вариантам экзаменационных заданий автор И.В.Ященко, математика...