занятие по развитию связной речи в старшей группе
план-конспект урока по теме
В данном занятии активизируются знания детей о весне, перелетных птицах через умение составлять рассказ описание с помощью мнемокарточек, в игровой форме отрабатываются предложно-падежные конструкции, закрепляется навык составления связного рассказа по картинно-графическому плану, пальчиковые игры и речь с движением способствуют активизации речемыслительной деятельностии стимулируют межполушарное взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_66.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по развитию связной речи
«Обучение связной речи старших дошкольников»
Учитель-логопед Миргородская Ю.А., г.Мытищи
Коррекционно-образовательные цели.
- Закрепить представления детей о весне и ее приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна».
- Закрепить навык самостоятельного смыслового программирования с опорой на картинно-графический план.
- Cформировать представление о сохранности смысловой связи предложений при изменении их лексической наполняемости.
Коррекционно-развивающие цели.
- Развивать зрительную и вербальную линейную память.
- Развивать синтаксический строй речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
Коррекционно-воспитательные цели.
- Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, картинки-мнемокарточки по теме «Весна», картинно-графический план для составления рассказа; силуэты птиц, прищепки, мячи, контейнер с пластмассовыми камешками; музыкальное сопровождение «Прилет птиц» для ритмичного отхлопывания.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Скворечник». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».
Ход деятельности
- Оргмомент. Речь с движением (дети на каждый ударный слог ударяют пальцами по ладошке, начиная с указательного пальца, затем меняют руки).
- Звонко с крыши капли скачут,
- Над окном сосульки плачут.
- Скачут капли мне в ладошку,
- И на бабушкину кошку,
- На ступеньки, на перила.
- Кошка даже рот открыла.
- Звонко скачут капли с крыши.
- К нам весна идет.
- Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
На столе тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.
- Л: Посмотрите, как много капелек набралось. Скажите как можно больше слов: Что делает капель? (звенит, плачет, стучит, бренчит, барабанит, трезвонит, капает).
(дети передают друг другу капельки-камешки).
Л: Назовите как можно больше слов про капель, какая она? (звенящая, звонкая, хрустальная, чистая, хрупкая, капающая, бренчащая, мокрая, тихая, громкая, шумная).
(дети передают друг другу капельки-камешки).
- Л: «Соберем наши капельки и расскажем о весне». «Что бывает весной?»
(дети берут капельки, с обратной стороны изображены предметы, с их помощью дети рассказывают о весне).
- Весной солнце светит ярче и теплее.
- В поле и в лесу тает снег.
- Появляются первые проталинки и бегут звонкие ручьи.
- На крышах тают сосульки и капает звонкая капель.
- На деревьях набухают почки и зеленеют листочки.
- В лесу из-под снега появляются первые цветы – подснежники.
- Из теплых краев возвращаются перелетные птицы и начинают строить гнезда
- В лесу просыпаются животные после зимней спячки.
(дети рассказывают по цепочке)
Л: Молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?
Р:. Весной солнце светит ярче и теплее. В поле и в лесу тает снег. На крышах тают сосульки и капает звонкая капель. Появляются первые проталинки и бегут ручьи. В лесу из-под снега появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и зеленеют листочки. В лесу просыпаются животные после зимней спячки. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы и начинают строить гнезда.
4. Л: Ребята,
- Теперь весна-красавица
- Зовет со всех концов
- Кого?
- Дети: Гусей, стрижей и аистов,
- Кукушек и скворцов.
Ритмика «Птицы». Покажем, как птицы спешат к нам, торопятся.
5. Л: Ребята, кого же позвала к нам весна. Дети берут картинки и говорят. – Весна позвала грачей и т.д.
Игра «Рассели птиц» (дети берут силуэты птиц и расселяют их)
- Аист живет в гнезде на крыше дома
- Скворец в лесу живет в дупле, а в городе на дереве в скворечнике.
- Ласточка живет в гнезде под крышей дома.
- Грачи живут в гнезде на дереве.
- Соловей живет в гнезде на земле.
- Лебедь строит гнездо в камышах.
- Утка строит гнездо возле водоема.
- Гусь строит гнездо на болотной кочке.
- Л: Молодцы! Всех птиц расселил правильно.
6. Л: Ребята, посмотрите, какая поговорка-загадка здесь спряталась? (дети проговаривают хором, индивидуально, объясняют ее, мнемотаблица).
- Не нужна птице золотая клетка, а нужна ей зеленая ветка.
(дети проговаривают хором, индивидуально, объясняют ее).
7. Л: Не будем птице строить клетку, а построим скворечник.
Пальчиковая гимнастика:
- Мы построили скворечник –
- Дом весело скворца.
- Мы повесили скворечник
- Возле самого крыльца.
- Все семейство вчетвером
- Проживает в доме том:
- Мать, отец и скворушки –
- Черненькие перышки.
- Кормит матушка скворчат,
- Целый день птенцы кричат:
- Мы хотим добавку - муху и козявку!»
8. Л: Ребята, послушайте какую историю хотел рассказать про скворцов Карлсон Малышу .
Весной скворцы вернулись в скворечник. Старый, любопытный кот упал с дерева и бросился наутек.
Вы поняли, о чем хотел рассказать Карлсон, почему? Рассказ не получился, потому что предложения не дружат друг с другом. Рассказ не получился, потому что в нем мало предложений.
Давайте научим Карлсона придумывать истории. Посмотрите, нам кто-то поломал наш рассказ (правая сторона с картинками перевернута), но все равно попробуем.
Составление рассказа по предметно-графическому плану:
- Весной скворцы вернулись в скворечник.
- Скоро в скворечнике появились маленькие птенцы.
- Писк маленьких птенцов услышал старый, любопытный кот.
- Старый любопытный кот захотел посмотреть на птенцов.
- Маленьких птенцов спас отважный папа-скворец.
- Он стал клевать старого любопытного кота.
- Старый любопытный кот упал с высокого дерева и бросился наутек.
(дети рассказывают по цепочке, затем индивидуально)
Л: Теперь Карлсон знает, как нужно придумывать рассказ.
9. Л: А сейчас каждый из вас сделает свою птицу (силуэты птиц, прищепки), но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
- Птичка веток набрала,
- Крепко гнездышко свила, -
- И снесла яичко
- Умница – скворчиха, -
- Ты яичко покатай,
- Но из рук не выпускай:
- Очень хрупкое оно –
- Так у птиц заведено.
(Затем дети делают под музыку птиц.)
10. Итог. Л: Молодцы, ребята. Что мы сегодня делали? Во что играли? Чему научили Карлсона?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»
Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».
Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...
Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского
В процессе занятия дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....
Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».
Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....
Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....