занятие по развитию связной речи в старшей группе
план-конспект урока по теме

В данном занятии активизируются знания детей о весне, перелетных птицах  через умение составлять рассказ описание с помощью мнемокарточек, в игровой форме отрабатываются предложно-падежные конструкции, закрепляется навык составления связного рассказа по картинно-графическому плану, пальчиковые игры и речь с движением  способствуют активизации речемыслительной деятельностии стимулируют межполушарное взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_66.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию связной речи

 «Обучение связной речи  старших дошкольников»

Учитель-логопед Миргородская Ю.А., г.Мытищи

Коррекционно-образовательные цели.

  1. Закрепить представления детей  о весне и ее приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна».
  2. Закрепить навык самостоятельного смыслового программирования с опорой на картинно-графический план.
  3. Cформировать представление о сохранности смысловой связи предложений при изменении их лексической наполняемости.

Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развивать зрительную и вербальную линейную память.
  2. Развивать синтаксический строй речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).
  3. Развивать чувство ритма и координацию движений.

Коррекционно-воспитательные цели.

  1. Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитная доска, коврограф, картинки-мнемокарточки по теме «Весна»,  картинно-графический план для составления рассказа; силуэты птиц, прищепки, мячи, контейнер с пластмассовыми  камешками; музыкальное сопровождение «Прилет птиц» для ритмичного отхлопывания.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Скворечник». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».

Ход деятельности

  1. Оргмомент. Речь с движением (дети на каждый ударный слог ударяют пальцами по ладошке, начиная с указательного пальца, затем меняют руки).
  1. Звонко с крыши капли скачут,
  2. Над окном сосульки плачут.
  3. Скачут капли мне в ладошку,
  4. И на бабушкину кошку,
  5. На ступеньки, на перила.
  6. Кошка даже рот открыла.
  1. Звонко скачут капли с крыши.
  2. К нам весна идет.
  3. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

На столе  тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.

  1. Л: Посмотрите, как много капелек набралось.  Скажите как можно больше слов: Что делает капель? (звенит, плачет, стучит, бренчит, барабанит, трезвонит, капает).

(дети передают друг другу капельки-камешки).

Л: Назовите как можно больше слов про капель, какая она? (звенящая, звонкая, хрустальная, чистая, хрупкая, капающая, бренчащая, мокрая, тихая, громкая, шумная).

(дети передают друг другу капельки-камешки).

  1. Л: «Соберем наши капельки и расскажем о весне». «Что бывает весной?»

(дети берут капельки,  с обратной стороны изображены предметы, с их помощью дети рассказывают о весне).

  1. Весной солнце светит ярче и теплее.
  2. В поле  и в лесу тает снег.
  3. Появляются первые проталинки и бегут звонкие ручьи.
  4. На крышах тают сосульки и капает  звонкая капель.
  5. На деревьях набухают почки и зеленеют листочки.
  6. В лесу из-под снега появляются первые цветы – подснежники.
  7. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы и начинают строить гнезда
  8. В лесу просыпаются животные после зимней спячки.

(дети рассказывают  по цепочке)

Л: Молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?

Р:. Весной солнце светит ярче и теплее. В поле и в лесу тает снег. На крышах тают сосульки и капает  звонкая капель. Появляются первые проталинки и бегут ручьи. В лесу из-под снега появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и зеленеют листочки. В лесу просыпаются животные после зимней спячки. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы и начинают строить гнезда.

4. Л: Ребята,

  1. Теперь весна-красавица
  2. Зовет со всех концов
  3. Кого?
  4.  Дети: Гусей, стрижей и аистов,
  5. Кукушек и скворцов.

  Ритмика «Птицы».  Покажем, как птицы спешат к нам, торопятся.

5. Л: Ребята, кого же позвала к нам весна. Дети берут картинки и говорят. – Весна позвала грачей и т.д.

Игра «Рассели птиц» (дети берут силуэты птиц и расселяют их)

  1. Аист живет в гнезде на крыше дома
  2. Скворец в лесу живет в дупле, а в городе на дереве в скворечнике.
  3. Ласточка живет в гнезде под крышей дома.  
  4. Грачи живут в гнезде на дереве.
  5. Соловей живет в гнезде на земле.
  6. Лебедь строит гнездо в камышах.
  7. Утка строит гнездо возле водоема.
  8. Гусь строит гнездо на болотной кочке.
  9. Л: Молодцы! Всех птиц расселил правильно.

6. Л: Ребята, посмотрите, какая поговорка-загадка здесь спряталась?  (дети проговаривают хором, индивидуально, объясняют ее, мнемотаблица).

  1. Не нужна птице золотая клетка, а нужна ей зеленая ветка.

(дети проговаривают хором, индивидуально, объясняют ее).

7. Л: Не будем птице строить клетку, а построим  скворечник.

Пальчиковая гимнастика:

  1. Мы построили скворечник –  
  2. Дом весело скворца.
  3. Мы повесили скворечник
  4. Возле самого крыльца.
  5. Все семейство вчетвером
  6. Проживает в доме  том:
  7. Мать, отец и скворушки –
  8. Черненькие перышки.
  9. Кормит матушка скворчат,
  10. Целый день птенцы кричат:
  11. Мы хотим добавку - муху и козявку!»

8. Л: Ребята, послушайте какую историю хотел рассказать про скворцов Карлсон Малышу .

Весной скворцы вернулись в скворечник. Старый, любопытный кот упал с дерева и бросился наутек.

Вы поняли, о чем хотел рассказать Карлсон, почему? Рассказ не получился, потому что предложения не дружат друг с другом. Рассказ не получился, потому что в нем мало предложений.

Давайте научим Карлсона придумывать истории. Посмотрите, нам кто-то поломал наш рассказ (правая сторона с картинками перевернута), но все равно попробуем.

Составление рассказа по предметно-графическому плану:

  1. Весной скворцы вернулись в скворечник.
  2. Скоро в скворечнике появились маленькие птенцы.
  3. Писк маленьких птенцов услышал старый, любопытный кот.
  4. Старый любопытный кот  захотел посмотреть на птенцов.
  5. Маленьких птенцов спас отважный папа-скворец.
  6. Он стал клевать старого любопытного кота.
  7. Старый любопытный кот  упал с высокого дерева и бросился наутек.

(дети рассказывают по цепочке, затем индивидуально)

Л: Теперь Карлсон знает, как нужно придумывать рассказ.

9. Л: А сейчас каждый из вас сделает свою птицу (силуэты птиц, прищепки), но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

  1. Птичка веток набрала,
  2. Крепко гнездышко свила, -
  3. И снесла яичко
  4. Умница – скворчиха, -
  5. Ты яичко покатай,
  6. Но из рук не выпускай:
  7. Очень хрупкое оно –
  8. Так у птиц заведено.

(Затем дети делают под музыку птиц.)

10. Итог.  Л: Молодцы, ребята. Что мы сегодня делали? Во что играли? Чему научили Карлсона?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»

Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».

Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....