«Постановка звука Ш»
план-конспект

Ускова Ольга Николаевна

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука Ш» . 5-6 ЛЕТ

Цель: формирование артикуляционного уклада звука «ш»,

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Знакомство со звуком «ш», его артикуляционным укладом.
  • Добиваться (по возможности) правильного длительного произношения изолированного звука ш.
  • Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата
  • Развитие общей и мелкой моторики

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование положительной мотивации к занятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh_5-6_let_dokument_microsoft_office_word.docx104.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука Ш» . 5-6 ЛЕТ

Цель: формирование артикуляционного уклада звука «ш»,

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Знакомство со звуком «ш», его артикуляционным укладом.
  • Добиваться (по возможности) правильного длительного произношения изолированного звука ш.
  • Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата
  • Развитие общей и мелкой моторики

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование положительной мотивации к занятиям

Оборудование: кусочки ваты на нитке, игрушка Змейка, картинки для артикуляционной гимнастики, воздушны шарики.

Ход занятия

Этапы

Содержание

1. Орг. момент

Сегодня мы с тобой будем учить наш язычок шипеть.

А поможет нам наша гостья Змейка. Послушай, как она шипит: ш-ш-ш.

Основная часть

2. Речевая зарядка

Формирование сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

  • Поддувание легких предметов (кусочка ваты)

с ладони

«Фокусник»

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.

- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

- А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Давай поупражняем твой язык.

Артикуляционная гимнастика

http://images.myshared.ru/4/214048/slide_3.jpg

4. Формированиеа артикуляционного уклада звука «ш).

При артикуляции звука Ш

1. губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);
2. рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
3. широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба, но не прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При артикуляции звука Ш

Педагогом

Зрительно контролируется положение широкого языка, поднятого за верхние зубы.
Тактильно – наличие теплой воздушной струи, направленной по средней линии. 
Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.
После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука (сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

5. Речевая работа

Голосовое упражнение «Лес шумит»

  • Подними руки вверх. Это ветви деревьев. Вдохни и выдохни, затем на выдохе послушай, как лес шумит.

Игра «Шар лопнул»

Педагог и ребёнок берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку воспитателя шар лопается, все приседают, опуская руки, произнося звук ш.
После двух-трехкратного повторения игры все садятся.

Воспитатель спрашивает: «А как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?..

А как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «ш-ш-ш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «ш-ш-ш».

Давай произнесем  вместе звук ш...

 Что делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».)

Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».)

Что делал язык, когда мы произносили звук ш?» («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».)
Открой рот, покажи, где у нас находится язык, когда мы произносим ш-ш-ш. (Ребёнок выполняет упражнение, воспитатель проверяет качество выполнения — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.)
А какой воздух — теплый или холодный — выходит, изо рта, когда мы произносим ш-ш-ш?

Поднесем ладонь ко рту и скажем вместе ш-ш-ш. («Воздух теплый».)

Правильно, когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая.
А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш...

В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали».)

Заключение

Вот как хорошо мы с тобой сегодня занимались, даже Змейке понравилось. И она решила подарить нам воздушные шары.

Наш язычок тож очень рад такому подарку, он так хорошо произносил звук «ш».

Спасибо, что поиграл сегодня со мной. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...

Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)

Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент ...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...