Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)
презентация к уроку
Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.
Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modeley.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет: Улучшить качество обучения и воспитания Обеспечивает наглядную основу изучаемого Способствует развитию фонематического слуха мыслительных операций и более прочного запоминания материала
Схема постановки звуков Формы нарушения звукопроизношения Звук отсутствует Звук заменяется Звук искажается Модель артикуляции отсутствующего звука Модель отсутствует Модель артикуляции заменяемого звука Модель артикуляции замены Упражнения с опорой на модели в слуховой дифференциации заменяемых звуков Модель артикуляции заменяемого звука
Модели артикуляции звуков Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата.
Применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ'] и [ч']
Свистящий парасигматизм Губы. При произнесении звука [с] губы в улыбке - на модели , а при произнесении звука [ш] губы округлены - на модели . Язык. При произнесении звука [с] кончик языка у нижних резцов - под , а при произнесении звука [ш] язык поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх. Звуки [с] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
Губно-зубной парасигматизм Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели , а при произнесении звука [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов - на модели фигура, напоминающая дугу. Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад - на модели ниже фигуры. Звуки [ф] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
Призубный парасигматизм Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели , а при произнесении звука [т] губы принимают нейтральное положение - на модели . Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [т] кончик языка у верхних резцов - на модели над Звуки [т] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
Шипящий парасигматизм Губы. При произнесении звуков [ш] и [щ'] губы округлены, на моделях . Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы, в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [щ'] кончик языка ниже, у альвеол, на модели ниже, направление показывает движение языка вверх. Звуки [щ'] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.
Постановка звука [ж] На модели показано, что звуки [ж] и [ш] похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [ж] включен голос, обозначенный на модели .
Замена звука [ж] на звук [з] Губы. При произнесении звука [з] губы в улыбке, на модели , а при произнесении звука [ж] губы округлены - на модели . Язык. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов - под , а при произнесении звука [ж] язык поднят за альвеолы - на модели движение вверх. Звуки [з] и [ж] звонкие, на моделях
Постановка звука [щ'] означает, что при произнесении звука [щ'] губы округлены, вверх - язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] Постановка звука [ч'] Звук [ч'] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т'] с последующим щелевым звуком [щ']. На модели означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами - в низу . В следующий момент кончик языка поднимается к небу, показывает движение языка вверх, а следующее положение кончика языка.
Замена звука [щ'] на звук [ч'] Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка выдвинуты вперед - на моделях . Язык. При произнесении звука [щ'] кончик языка поднят к альвеолам - на модели в середине , а показывает движение языка вверх. Звук [ч'] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т'] и [щ']. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов - на модели в низу , а во второй момент кончик языка отходит к альвеолам - на модели движение вверх.
Замена звука [р] на звук [л] Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка совершает колебательные движения – на модели , а при произнесении звука [л] боковые края языка опущены и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву [л].
Модель артикуляции звука [а] Модель артикуляции звука [у] Модель артикуляции звука [о] Модель артикуляции звука [ы] Модель артикуляции звука [и] Модель артикуляции звука [э] Гласные звуки
Модели артикуляции звуков - это не просто буквы алфавита, которые надо учить. Каждая модель дает практически полную наглядную характеристику звука во всем его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Постановка звука ж".
План занятия .Тема: Постановка звука ж.Цель: Учить правильно произносить звук ,развивать фонематический слух, слуховое вни...
«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при постановке звуков пров...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ж"
Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; 2) учить изолированному произношению звука; ...
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»
Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...
Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям по развитию речи детей....
Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [к]».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22209392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"491","width":"1037"}}]]...
Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»
Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука....