Конспект урока "Простое предложение с однородными членами"
план-конспект урока (8 класс)

Конспект урока с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_predlozhenie_s_odnorodnymi_chlenami.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Простое предложение с однородными членами

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционные:

- формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;

- формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;

- формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;

- учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;

- учить составлять предложения с однородными членами;

- совершенствовать грамматический строй речи учащихся;

- уточнить и обогатить лексику по теме «Зима»;

Развивающие:

- развивать умение грамотно выражать свои мысли;

- развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;

- развивать умение формулировать ответы на вопросы;

- развивать речевую моторику и зрительное восприятие;

- развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

- воспитывать желание активно работать на занятии;

- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришли гости.

- Присаживайтесь.

- Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Сергея Есенина «Берёза», внимательно послушайте его:

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинке в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

- Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

- Давайте вспомним зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

- Какие изменения в природе происходят зимой?

- И вот как раз сейчас на улице такая прекрасная зимняя пора, когда деревья окутаны снегом. Посмотрите, такое зимнее дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет сиять новогодними шарами по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

- Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

- А для начала давайте проверим домашнее задание.

- Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про зиму)

- Проверим, как вы справились:

1.Береги нос в большой мороз.

2.Синицы -весёлые птицы.

3.Сшила Саша Саше шубу.

4.У ёлки иголки колки.

5.Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

6.В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

7.У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

- Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашей ёлочке появляется первый шар.

3. Нахождение логических ошибок в предложениях.

-Ребята, послушайте предложения. Поправьте меня, если я скажу неправильно.

1. Маленький Саша весело плакал.

2. Земля освещается солнцем.

3. По дороге полз колючий гладенький ёжик.

4. Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики, сосны.

5. Мальчик умывает лицо.

6. Крепко спит медведь под снегом.

7. Утро клонилось к вечеру.

- Молодцы, вы хорошо поработали. И вот наша ёлочка засверкала ещё одним шариком.

4. Работа над предложением и текстом.

- Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

- Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

- Давайте раскроем конверты.

- Чтобы наша ёлочка засияла ещё одним шариком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

- Все справились?

- Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

- А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

Задание:

1. красивый, после, метели, и, стоит, удивительный, лес. (После метели лес стоит красивый и удивительный).

2. шапками, сосны, пушистыми, ели, накрыты, и. (Пушистыми шапками накрыты сосны и ели).

3. ёлочки, снегом, занесло, маленькие. (Маленькие ёлочки занесло снегом).

4. берёзки, вьюга, и, осинки, инеем, посеребрила. (Вьюга посеребрила инеем берёзки и осинки).

5. гибкие, над, дорогами, кружевными, лесными, стволы, согнулись, арками. (Гибкие стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками).

6. ковром, покрыты, дорожки, мягким. (Дорожки покрыты мягким ковром).

7.по, лесу, мороз, ходит, по, деревьям, постукивает. (Ходит по лесу мороз, постукивает по деревьям!)

- Прочитаем получившийся рассказ. Читает… , остальные внимательно слушают.

- Давайте дадим название нашему рассказу. (Зима. Зимний лес.)

- Мы отлично справились с заданием, и на ёлочке появляется третий шар.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

- А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

-Найдите глазами снежинку белого цвета, голубого цвета и синего цвета.

-Поморгайте глазками;

-Посмотрите вправо-влево;

-Посмотрите вверх-вниз;

-Зажмурьте глаза и поморгайте ими.

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

- Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

- Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

- Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

- Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

- Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости.Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

- На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

- На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

- Заметку необходимо исправить.

- Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

- Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированную заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в январе был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

- Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается шар).

7.Физкультминутка.

Как живёшь? - Вот так! (С настроением показать большой палец)

А плывёшь? - Вот так! (Любым стилем)

Как бежишь? - Вот так! (Бег на месте)

Вдаль глядишь? - Вот так! (Руку козырьком)

Ждёшь обед? - Вот так! (Подпереть щёку рукой)

Машешь вслед? - Вот так! (Жест)

Утром спишь? - Вот так! (Руки под щёку)

А шалишь? - Вот так! (Надуть щёки хлопнуть по ним пальцами)

- Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места, продолжаем занятие.

8. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

- Послушайте предложения.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

-Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

- Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

- Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

  1. По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.
  2. У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.
  3. Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.
  4. В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.
  5. Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.
  6. Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

- А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас

получилось.

- Молодцы! И на нашей ёлочке появляется очередной шар.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

- В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

- Прочитайте предложения.

  1. У тётушки была медленная походка и медленная речь.

(Неторопливый)

  1. Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри.

(Микроскопический, крошечный)

  1. Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали.

(Печальный)

  1. Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек.

(Рассмешить, мрачный, остроумный)

- Ребята, верно ли составлены данные предложения?

- Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

- Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

- Как называются такие слова? (Синонимы)

- Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

  1. Среди маленьких животных своими микроскопическими размерами отличается крошечная птичка колибри.
  2. Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.
  3. Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

- Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

- Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний шар). Наша ёлочка преобразилась шарами ваших знаний.

- Давайте подведём итог и вспомним, что мы делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

- Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

- Что больше всего понравилось?

- Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Сейчас вы оцените свою работу на занятии, раскрасив шары, которые я вам раздам:

- если вы считает, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 - раскрасьте шар красным карандашом;

- если вы считаете, что заслужили оценку 4 - раскрасьте шар оранжевым карандашом;

- если вы заслужили оценку 3, то шар вам нужно закрасить жёлтым карандашом.

- Давайте посмотрим, как вы сами себя оценили. Поднимите шары.

-Я полностью согласна с вашими оценками.

- Урок окончен. Возьмите тетради с домашним заданием и можете пойти на перемену в ваш класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...