«Особенности развития и воспитания детей-сирот дошкольного возраста с синдромом материнской депривации»
по теме
Проблема социального сиротства одна из острейших в России. С каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Катастрофически растет в следствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения проблема сирот при живых родителях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О материнской депривации | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) № 31 Московского района Санкт –Петербурга «Особенности развития и воспитания детей-сирот дошкольного возраста с синдромом материнской депривации» Из опыта работы воспитателя ГОУ Детского дома № 31 Московского района Санкт-Петербурга Поповой Ольги Евгеньевны
Санкт-Петербург 2008 год |
Проблема социального сиротства одна из острейших в России. С каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Катастрофически растет в следствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения проблема сирот при живых родителях.
В результате в детских домах и в школах – интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны – ярко выраженным депривационным синдромом. Г.С. Красницкая (1997г) считает, что в структуре ценностей детей-сирот семья остается незыблемой. При желании иметь близких, потребность в семье и сотворение идеала семьи у детей-сирот выражены острее, чем у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Так. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, учиться. Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Тип личности, формирующийся в условиях материнской депривации, называют безэмоциональным. Такой ребенок отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. У ребенка развивается низкая самооценка, чувство неполноценности. Нарушение эмоциональной связи с матерью является главной причиной эмоциональной депривации. Разрыв, ослабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка, порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. В условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам. Дефицит опыта общения усугубляет его эмоциональную и социальную депривацию.
Уже с дошкольного возраста у детей-сирот отмечаются особенности в развитии общения как со сверстниками, так и со взрослыми. В детском доме ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между детьми складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных.
Такую безусловность в общении между собой в детском доме можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно освоить качества, необходимые для избирательного дружеского общения. В детском доме у детей дошкольного возраста контакты выражены гораздо слабее, чем у их ровесников из детского сада. Они очень однообразны, мало эмоциональны и сводятся к простым обращения и указаниям. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии.
Трудности в общении со взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок-сирота с раннего детства сталкивается с большим количеством людей, так как перемещается с одного воспитательного или медицинского учреждения в другое (дом ребенка, больница, детский дом). В результате чего, у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях. Между тем, американские исследователи обнаружили, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт со взрослыми не более 4- х раз. После чего он перестает стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушным. У детей формируется базовое недоверчивое отношение к миру. Многие дети-сироты ощущают себя неудачниками лишь по обстоятельствам своего рождения.
Учитывая выше перечисленные особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих депривационными синдромами, детский дом № 31, в котором я работаю, всю свою работу строит на преодолении и коррекции нарушений, присущих этим детям, на их комплексную социальную адаптацию и интеграцию в социум.
На протяжении нескольких лет я работаю в группе «Колосок -1», которая состоит из детей дошкольного возраста. В работе со всей группой я выделяю основные направления, которые способствуют реализации задач, являющимися первостепенными для детского дома:
- успешная адаптация ребенка в группе;
- сохранение и восстановление психического здоровья ребенка;
- решение социально - эмоциональных проблем ребенка;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его психологических особенностей состояние его здоровья, с использованием методов педагогической коррекции;
- создание в группе эмоциональной теплой домашней обстановки, необходимой для проявления активности ребенка ( двигательной, интеллектуальной, познавательной) для ощущения ребенком комфортности и защищенности.
Конечно, работа по реализации этих задач непроста и осложняется именно спецификой детского дома.
В детском доме в отличие от детского сада, состав групп часто меняется. Много детей уходят на усыновление, некоторые родители восстанавливаются в родительских правах, на кого – то оформляют опекунство. На место выбывших детей поступают другие дети. Так В течение 2006 –2007 уч.года в нашей группе произошли изменения: выбыло 5 детей, поступило 4 детей. Если учесть, что в списочном составе 9-10 человек, то такое обновление состава нашей семьи вносит большие сложности в работе.
На смену ушедшим, адаптированным психологически и физически «реабилитированным» детям, с которыми была проведена большая педагогическая коррекционная работа и преодолена педагогическая запущенность, поступали новые дети. И опять работа начинается с самого начала. Ребенку требуется период для адаптации, ведь перемещение из одного сиротского учреждения в другое или отрыв от семьи, пусть даже неблагополучной, эта большая психологическая травма для ребенка. И как пройдет эта адаптация полностью зависит от людей, находящихся рядом. У каждого ребенка при этом индивидуально его прошлое, настоящее и будущее. Рослый может помочь тому, у кого трагическое прошлое, сместив вместе с ним эмоциональный акцент на другое время. Воспитатель должен организовать индивидуальное настоящее для каждого ребенка в зависимости от его способностей, склонностей. Физического и психического развития. А поступают дети, как правило, с разным уровнем развития. Почти всегда с социально- педагогической запущенностью, очень часто с психическим и физическим недоразвитием. У многих проблемы со здоровьем, обусловленные внутриутробной алкогольной и наркотической интоксикацией, неудовлетворительными условиями жизни в семье, почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, обусловленные психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей. Дети дошкольного возраста, как правило, страдают материнской депривацией.
Еще одна особенность, присущая детскому дому, состоит в том, что в группу поступают дети разного возраста. Очень часто поступившие дети являются родственниками – братьями и сестрами, и разлучать мы их не может, чтоб не разрывать те тонкие невидимые нити, которые связывают их с семьей, и не наносить детям дополнительную психологическую травму. Разновозрастное комплектование групп с учетом родственных связей воспитанников решает много задач. Если в одновозрастной группе дети не проявляют заботу друг о друге,, а только ждут заботу о себе, то в разновозрастной происходит взаимная забота старших о младших и младших о старших. При этом происходит взаимообогащение. Для детей не менее важен постоянный обмен мнениями и знаниями. В разновозрастном коллективе значительно интенсивнее идет процесс накопления и пополнения знаний. И главное сохраняются поддерживаются в повседневном общении родственные связи.
Однако, такое комплектование групп вносит большие сложности в учебно-образовательный процесс. Учитывая разный возраст детей, разный уровень интеллектуального развития, особенности физического и психического состояния ребенка, требуется индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, подбирается программа, соответствующей ему возрастной группы с учетом его уровня знаний и возможностей. Для занятий мы делим группу на подгруппы от 2-3 до 4-х детей, в зависимости от вышеперечисленных факторов. Группы динамичны: при определенных успехах, хорошей динамики и психологической готовности к усвоению более сложного материала, ребенок может перейти в другую подгруппу.
В учебно-воспитательном процессе особое внимание мы уделяем экологическому воспитанию. Цель которого- формирование начал экологической культуры: правильного отношения к окружающей его природе, к себе и людям, как и к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Еще одно направление наше работы- это интегрированные занятия логопеда, психолога и воспитателя в психологическом центре. Тема еженедельных занятий: «Развитие пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста с ранней материнской депривацией в процессе проведения интерактивной игры».
Большое внимание мы уделяем играм драматизациям, инсценировкам.
Кроме групповых и подгрупповых занятий с каждым ребенком группы ведется индивидуальная работа, которая строится на основе ведения и анализа карты индивидуального развития ребенка. Карта заведена на каждого ребенка группы и в нее вносят свои наблюдения воспитатели, начиная с первых месяцев пребывания ребенка в детском доме. Кроме этого, свои выводы вносят все подразделения педагогического персонала, работающие с детьми. Это логопед, психолог, преподаватель физкультуры, муз. работник, педагог по ИЗО –деятельности. Социальный педагог указывает сведения о семье и родственниках, условиях проживания ребенка в семье врач – сведения о состоянии здоровья, хронических заболеваниях, указывают группу здоровья.
На основе работы с картами индивидуального развития, ее анализа, планируется и проводится индивидуальная работа с детьми. В конце учебного года собирается медико- педагогический консилиум. На котором подводят результаты работы с каждым ребенком на основе анализа карт. В конце карты индивидуального развития воспитатель графически изображает процесс развития ребенка за год. Сравнивая этот график с графиков предыдущего года, можно судить о том, как развивается ребенок, есть ли динамика в его развитии, какие проблемы присутствуют. В случае, если имеются проблемы в развитии или со здоровьем, то на медико-педагогическом консилиуме принимается решение как помочь ребенку и каких специалистов к этому привлечь. Кроме этого анализируется на сколько ребенок социально адаптирован.
Останавливаясь на дошкольном возрасте, могу сказать, что любой ребенок в процессе развития движется от беспомощности к зрелости и независимости. Кроме физических потребностей необходимо обеспечить и удовлетворение и социальных потребностей, которые дают ощущение комфорта, уверенности в своих силах и хорошие взаимоотношения с другими людьми. Одним из важнейших параметров человеческого развития является социальное поведение и спонтанная игра в процессе которых и происходит добровольное принятие положительных социальных стандартов как непосредственного общения так и общественных требованиях.
Ранняя социализация детей – сирот дошкольного возраста предполагает создание основы для владения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, процессе их школьного обучения.
Следует подчеркнуть, что ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки.
Обучение и социальное развитие ребенка –сироты дошкольного возраста включает в себя:
- овладение социальными способами обращения с предметным миром;
- последовательное формирование основных форм общения со взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение форм человеческих взаимоотношений;
- формирования адекватного отношения ребенка к самому себе и окружающим, выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление системы «Я»;
- обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания;
- ознакомление с трудом взрослых, осознание необходимости трудовой деятельности для обеспечения материальных потребностей человека.
Работа по социализации ребенка- дошкольника ведется непрерывно и включает в себя все виды деятельности. Это и воспитательно-образовательный процесс, и бытовая деятельность, и общение с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, и игровая деятельность (особенно совместная с воспитателем сюжетно-ролевая игра), индивидуальное общение со взрослыми, просмотр видео и телепрограмм, ежедневные наблюдения, ознакомление с художественной литературой, с миром за пределами детского дома ( прогулки, поездки по городу, в театр, на концерты, в музеи). Огромное внимание уделяется организации самостоятельной деятельности детей в группе. Мы создали благоприятные условия для возникновения и развертывания сюжета разнообразных игр. В группе имеются отдельные зоны (пространства, комнаты), в которых каждый ребенок может найти себе интересное занятие, а то и просто уединиться, чтобы побыть одному, реализуя тем самым потребность в своем жизненном пространстве.
Необходимо отметить, что за последние годы практически исчезла перегруженность групп. В таких условиях более успешно формируются взаимоотношения между детьми, между воспитателем и ребенком. Ведь наши дети, особенно дошкольного возраста, нуждаются в любви, которую не получили от своих родителей, и которая является естественной потребностью каждого ребенка. Мерой любви воспитателя к ребенку является понимание, терпение, уважение. Во взаимодействии «ребенок-взрослый» важно создать психологический комфорт, психологически благоприятный климат, обеспечивающие психическое здоровье детей, их психологическую защиту. Воспитатель должен установить между собой и ребенком тесную эмоциональную связь, он обязан реализовать потребность ребенка в любви и признании, создавая при этом эмоциональную стабильность ребенка. Ребенок должен понять , что наше чувство к нему безусловно, оно не зависит от его поведения, внешности, успеваемости, личных качеств. Да, мы , взрослые бываем огорчены, когда ребенок совершает неблаговидные поступки, когда у него что-то не получается, когда он бывает непослушен, но наше огорчение не должно влиять на наше отношение к этому ребенку. И он должен знать это. Контакт глаз, физический контакт, это то, что устанавливает невидимые связи между воспитателем и воспитанником, это то, в чем нуждается каждый ребенок, а особенно ребенок детского дома. Маленькие дети ежедневно говорят о своих желаниях, потребностях: « Я хочу Вас поцеловать, посидеть рядом, на коленях, хочу рассказать Вам………, я люблю Вас и т.д.». И в этот момент взрослый должен дать ребенку именно то, что он ждет от него. Кроме того, воспитатель должен нести в себе заряд оптимизма, уверенности, юмора, эмоциональности. Это помогает увлечь детей разнообразным занятиям, сконцентрировать внимание, создать в группе благоприятную эмоциональную обстановку, дать им ощущение защищенности. Воспитатель детского дома несет ряд бытовых обязанностей, которые у домашних детей выполняют родители. Как выглядит наш ребенок, со вкусом ли одет, аккуратно ли причесан, достаточно ли теплая, удобная у него одежда и обувь. Об этом должен позаботиться воспитатель. Как выглядят наши дети- это тоже показатель нашей работы. Именно от воспитателя зависит , будет ли данная группа аналогом семьи, или останется казенным учреждением, будет ли теплой, уютной, домашней атмосфера «семьи». Поэтому, в отличие от детского сада, мы стараемся придать группе вид квартиры. И это тоже то, положительное, что с годами изменилось к лучшему. У нас все как в обычной квартире: прихожая, гостиная, спальня малышей, комната для более старших детей на 1-2 ребенка, кухня- столовая, игровые комнаты. Есть и просто небольшие комнаты, где ребенок может уединиться и заняться чем-то личным, отдохнуть от детей и взрослых. И, конечно, немаловажен интерьер «квартиры». Дети, лишенные домашнего уюта и тепла, должны видеть и знать каков же должен бать дом, ведь в дальнейшем у них будет свой дом, семья, и надо сформировать у них представление о доме, об уюте.
Мы вместе заботимся о чистоте, украшаем свой дом, учим бережно относиться к тому, что нас окружает. В каждой группе есть своя стиральная машина и дети видят как становятся чистыми и красивыми их вещи, принимают участие в развешивании и складывании белья. На первый взгляд это кажется незначительным, но для детей, живущих в детском доме, все это имеет очень большое значение. Это их мир, и все что окружает наших детей в стенах нашего учреждения- все значимо, все направлено на коррекцию и формирование личности ребенка, его социальную адаптацию. Как пример успешной адаптации, хочу привести историю воспитанницы нашей группы, которая поступила к нам в этом году.
Коломеева Алиса ( 29.06.2001 г.р., поступила в группу «Колосок» из Дома ребенка , куда поступила из больницы им. Цымбалина в возрасте 3,5 лет).
Мать, Коломеева Нина Савельевна ребенка не посещала и через год дала согласие на усыновление. В настоящее время мать лишена родительских прав. На данный момент девочка находится в детском доме уже четвертый год. Мать практически не посещает ребенка.
По характеристике из «Дома ребенка» Алиса характеризуется как девочка нервная. Часто плачет, боится оставаться одна, сделать что-то не так. При конфликтных ситуациях возникали аффективные вспышки, истерики. Запас знаний и представлений ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое. Сон неспокойный: часто просыпается среди ночи, громко кричит, плачет (просится на горшок).
Диагноз: смешанные специфические расстройства развития, ЗПР, ОНР III, функциональный систолический шум.
Когда Алиса поступила в группу, сведения из характеристики подтвердились: девочка боялась ходить в туалет, боялась и не могла пользоваться унитазом, были проблемы с умыванием. У ребенка были не развиты культурно-гигиенические навыки, нарушен сон. Алиса практически не спала ни днем, ни ночью. Постоянно вскрикивала, плакала, без конца просилась на горшок, но позывы были ложными. Нарушена координация движений: девочка с трудом, даже с помощью взрослых спускалась и поднималась по лестнице. Взрослых называла «тетя», запоминать имен не могла. Навыки самообслуживания развиты очень слабо. На занятиях показывала отставание от возрастной нормы, память развита плохо. Повторить фразу за воспитателем не могла (только окончание последнего слова). У ребенка на лицо депривационные синдромы ( материнский, и как его следствие социальный и психологический синдромы).
Благодаря коррекционно –педагогической работе, проведенной с Алисой в течение 4- х месяцев (с июня по сентябрь) картина резко изменилась – видна явная динамика в развитии ребенка.
Алиса самостоятельно, без страха, даже ночью пользуется общим туалетом, не боится воды, нормализовался сон, по ночам не плачет, не просыпается, если нет необходимости в туалете, научилась чистить зубы, высмаркиваться, умываться, вытирать насухо лицо и руки, сама одевается, заправляет кровать, собирается на прогулку, убирает на место свои вещи, игрушки и т.д. Алиса запомнила имена взрослых, заучивает наизусть небольшие стихи и старается рассказывать их выразительно. Она привязалась ко взрослым группы, говорит о своих чувствах, о желаниях. На занятиях, конечно, Алиса еще значительно отстает от своих сверстников, но уже не отмалчивается, а старается выполнять задания, отвечает на поставленные вопросы, пусть даже не всегда правильно. Улучшилась координация: по лестнице поднимается и спускается без помощи взрослых. Очень любит музыку, любит танцевать и петь. На Новогоднем празднике исполняла роль гномика и справилась с ней.
Конечно, с Алисой надо еще много работать – индивидуально и в группах по всем направлениям, но мы видим уже сейчас результаты своего труда: социальная адаптация пройдена ребенком очень успешно и в короткие сроки, несмотря на такие значительные отклонения в развитии. Этому способствовала система работы и условия, окружающие детей: проживание детей маленькими группами, открытый тип детского дома, способствующий широким связям детей с окружающей средой, с социумом, повышение комфортности жилья, создание вокруг детей теплой, уютной, эмоциональной и доброжелательной «домашней» атмосферы.
В конце хочется отметить еще один положительный момент. За последние годы детский дом стал для подавляющего большинства детей временным пристанищем. Благодаря работе социальных служб и соответствующих подразделений, изменению Российского законодательства, дети определяются в семьи: усыновляются, государство дает возможность людям, желающим взять в семью ребенка, оформить опекунство, есть возможность родителям восстановиться в родительских правах. А наша работа направлена на коррекцию, восстановление (физическое и психическое) этих детей, на их комплексную социальную адаптацию и интеграцию в социум.
И основным показателем нашей работы является то, каким уйдет ребенок в семью, какими останемся в его памяти мы, люди, оказавшиеся рядом в самый трудный момент его жизни.
(Прим. автора: имя, фамилия, дата рождения ребенка и его матери умышленно изменены)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- «Лишенные родительского попечительства» Хрестоматия; «Просвещение» Москва 1991г.
- Курган П.О., Курган Б.А., Савиных В.Л. и др.
«Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов»; Исеть, 1997г.
- Шипицина Л.М., Казакова Е.И.
«Комплексное сопровождение и коррекция развития детей- сирот: социально-эмоциональные проблемы», Санкт-Петербург, 2000г.
- Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Е.М. «Возрастные стандарты социализации детей-сирот», Москва, 1999г.
- Рясова Г.И. «Воспитание семьянина в условиях детского дома», Москва 2005г.
6. Росс Кэмбл «Как на самом деле любить детей», Москва «Знание» 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
В разработке ......
Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях
Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....
Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...
особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста
выступление на родительском собрании в 7 классе...
Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".
В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....
статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ" учитель- логопед Курусь Е.Н. первая квалификационная категория.
Данная статья раскрывает особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Служит консультативным материалом для педагогов дошкольного возраста. Память ребёнка тесно связана с его личнос...
Особенности развития гибкости детей младшего школьного возраста.
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах дл...