Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 7класс
методическая разработка (7 класс)
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_russkiy_7_klass.docx | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от
| «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) | «Утверждено» приказом директора гимназии от |
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
по русскому языку
7 класса
Количество часов: 140
Программа составлена на основе
ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и Программы для общеобразовательных учреждений линии учебников Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. для 5-9 классов в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования (Рабочие программы «Русский язык предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих 5-9 классы». М.: Просвещение, 2014 г.)
Программа реализуется в двух книгах, которые образуют учебный комплекс:
- Т.А. Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова.Учебник «Русский язык» 5 класс. В 2 ч.Ч.1. – М.: Просвещение, 2014г
- Т.А. Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова.Учебник «Русский язык» 5 класс. В 2 ч.Ч.2. – М.: Просвещение, 2014г
Составитель: Давиденко К.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы линии УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ гимназии, утверждённой приказом от 31.08.2019 г. №324 «Об утверждении основных образовательных программ».
Характеристика обучающихся с задержкой психического развития.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. В основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Обучающимся с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке заключается в:
- рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;
- выборе цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение обучающихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Из-за невозможности таких детей постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач, учитель использует приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.
Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.
В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в-третьих - повторение и систематизация усвоенного.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и обучающегося. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность обучающихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей обучающихся. Из-за неравномерной деятельности обучающихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности обучающегося. У обучающегося с особенными образовательными потребностями слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
При подготовке к уроку учитывается:
- Тема урока.
- Тип урока.
- Основная цель урока.
- Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
- Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
- Формы и методы обучения.
- Оценка обучающихся.
- Анализ урока.
Типы уроков для обучающихся с ЗПР.
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике по работе с обучающимися с ЗПР различают: урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
В практике работы с обучающимися с ЗПР чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:
- корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
- коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
- коррекцию и развитие связной письменной речи;
- коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекцию и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекцию и развитие тактильного восприятия;
- коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- коррекцию и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
С учетом динамики работоспособности детей с задержкой психического развития применяются следующие этапы организации деятельности на уроке: организационно- подготовительный; основной; заключительный.
- Организационно-подготовительный этап.
У детей с ЗПР создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей работой.
По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.
Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обеспечивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованности в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями обучающихся, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обучение своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.
Сначала осуществляется показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной подготовки обучающихся к учебной деятельности.
- Основной этап.
На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению основной задачи урока, чтобы обучающиеся соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После подготовлений приступают к изучению нового материала или повторению предыдущего материала.
На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: коррекционно-развивающие упражнения.
Главное требование в этом звене урока - обеспечить у обучающихся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.
- Заключительный этап.
Заключительный этап состоит в организационном завершении урока. Подготовительную часть урока соотносится с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока). Основной этап осуществляется до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), проводятся физкультурные минутки. При самостоятельной работе обучающихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.
На уроках с обучающимися с ЗПР используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания.
2. Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значения.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком – надёжная защита каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Для детей с особыми образовательными потребностями, по результатам исследований медиков и психологов, характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень. Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
На первое место при преподавании русского языка в классах коррекции, на наш взгляд, должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире. При работе с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо также придерживаться ряда принципов, одним из которых является индивидуальная дозированная нагрузка обучающихся. В процессе реализации данного принципа необходимо подбирать индивидуальные дидактические задания с дозированной поэтапной помощью, стимулирующие познавательную активность обучающихся, учитывающие индивидуальные темпы работы каждого из них.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку.
Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
- Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.
Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
3. Содержание учебного курса.
Раздел 1.Повторение пройденного в 5 – 6 классах. 9ч
Русский язык как развивающееся явление. Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Обобщение знаний по теме «Повторение пройденного в 5 – 6 классах». Р/Р. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью».Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Понимать, что русский развивающийся, знать место русского языка в языковом древе.
- Знать отличие между простым предложением и сложным.
- Уметь выполнять синтаксический разбор.
- Производить изученные виды разборов.
- Характеризовать изученные части речи.
Раздел 2.Причастие.35ч
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Практическая работа по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». Понятие о причастном обороте. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Закрепление темы «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.». Р.р. Описание внешности человека. Р.р. Сочинение «Моя мама». Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Действительные и страдательные причастия. Закрепление темы «Действительные и страдательные причастия». Краткие и полные страдательные причастия. Закрепление темы «Краткие и полные страдательные причастия». Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». Действительные причастия прошедшего времени. Закрепление темы «Действительные причастия прошедшего времени». Практическая работа по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени». Р.р. Изложение с использованием причастий. Анализ ошибок, допущенных в изложении. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Закрепление темы «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени». Страдательные причастия прошедшего времени. Закрепление темы «Страдательные причастия прошедшего времени». Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н и НН в отглагольных прилагательных. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Закрепление темы «Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных». Р.р. Выборочное изложение. Анализ ошибок, допущенных в изложении. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Обобщение и систематизация по теме «Причастие».
Характеристика основных видов деятельности обучающегося.
- Знать определение причастия, грамматические признаки.
- Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи.
- Определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму.
- Выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
- Конструировать предложения, употребляя причастия в речи.
- Производить морфологический разбор деепричастия.
Раздел 3. Деепричастие.14ч.
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Практическая работа по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме».
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Закрепление темы «Раздельное написание НЕ с деепричастиями».
Деепричастия несовершенного вида.
Закрепление темы «Деепричастия несовершенного вида»
Деепричастия совершенного вида.
Закрепление темы «Деепричастия совершенного вида»
Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
Морфологический разбор деепричастия.
Обобщение знаний по теме «Деепричастие».
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий.
- Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного действия.
- Выделять деепричастный оборот.
- Составлять предложения с деепричастными оборотами.
Производить морфологический разбор деепричастия.
Раздел 4.Наречие. 23ч.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Закрепление темы «Разряды наречий». Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». Анализ сочинений. Степени сравнения наречий. Закрепление темы «Степени сравнения наречий». Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. Практическое занятие по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е». Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Закрепление темы «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий». Н и НН в наречиях на –о и –е. Закрепление темы «Н и НН в наречиях на –о и –е». Р/Р. Описание действий. Сочинение по упр. 262.Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Закрепление темы «Дефис между частями слова в наречиях». Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Обобщение знаний по теме «Наречие».
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Знать морфологические признаки наречия.
- Понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении
- Распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.
- Относить наречия к разным разрядам.
- Образовывать степени сравнения наречий.
- Анализировать роль наречий в связных текстах.
Раздел 5. Категория состояния. 6ч.
Категория состояния как часть речи. Закрепление темы «Категория состояния как часть речи». Морфологический разбор категории состояния. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Самостоятельные части речи». Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи». Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Отличать категорию состояния от других частей речи.
- Находить слова категории состояния в художественном тексте.
- Воспроизводить морфологический разбор слов категории состояния.
Раздел 6.Служебные части речи. 1ч.
Самостоятельные и служебные части речи.
Раздел 7. Предлог. 10ч.
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Употребление производных предлогов в речи. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Р.р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Анализ сочинений. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Обобщение по теме «Предлог».
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении.
- Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок;
- Писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями;
- Знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями.
- Отличать однозначные и многозначные предлоги
- Различать предлоги по разрядам
- Выполнять морфологический разбор предлога.
Раздел 9. Союз. 12ч.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Закрепление темы «Сочинительные союзы». Подчинительные союзы. Закрепление темы «Подчинительные союзы». Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Закрепление темы «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ». Обобщение по теме «Союз».
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Отличать союз от других частей речи
- Определять роль союзов в предложении.
- Различать союзы по разрядам
- Разграничивать сочинительные и подчинительные союзы,
- сложносочинённые и сложноподчинённые предложения,
- правильно ставить знаки препинания,
- выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями.
Раздел 10. Частица. 21ч.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Закрепление темы «Смыслоразличительные частицы». Практическая работа по теме «Определение разряда частиц». Раздельное и дефисное написание частиц. Закрепление темы «Раздельное и дефисное написание частиц».Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Закрепление темы «Отрицательные частицы НЕ и НИ». Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.Закрепление темы «Различение частицы НЕ и приставки НЕ-».Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. Закрепление темы «Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ».Подготовка к контрольному диктанту по теме «Служебные части речи». Контрольный диктант по теме «Служебные части речи». Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Знать особенности частицы как служебной части речи.
- Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи;
- понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образований наклонений глагола;
- употреблять частицы для выражения смысловых оттенков.
- Понимать смысловое значение частиц.
- Использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи,
- различать НЕ – НИ на письме,
- безошибочно употреблять с разными частями речи.
- Различать частицу НЕ и приставку НЕ.
Раздел 11. Междометие. 3ч.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Закрепление темы «Междометие».
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
- Знать, что междометие – это особая часть речи.
- Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них;
- употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями,
- конструировать предложения с междометиями,
- отличать их от самостоятельных и знаменательных частей речи.
- Знать условия дефисного написания междометий,
- Уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия.
- Понимать что такое «производные междометия».
- Находить междометия среди других частей речи.
Раздел 12. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. 3ч.
Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося:
определять принадлежность языковых единиц к тому или иному разделу языка; делать различные разборы слов; пользоваться толковым словарём (находить общеупотребительные слова, профессионализмы и т.п.); находить фразеологизмы в тексте; употреблять их в речи; определять способы образования слов; делать морфемный разбор слов несложной структуры; делать словообразовательный разбор слов несложной структуры; писать сочинение на заданную тему; применять на письме орфограммы, грамотно писать; классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.
Резерв.4ч
4.Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | |
2 | Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. | 1 | |
3 | Лексика и фразеология. | 1 | |
4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | |
5 | Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | |
6 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | |
7 | Обобщение знаний по теме «Повторение пройденного в 5 – 6 классах». | 1 | |
8 | Р/Р. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | 1 | |
9 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 | |
10 | Причастие как часть речи. | 1 | |
11 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | |
12 | Практическая работа по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». | 1 | |
13 | Понятие о причастном обороте. | 1 | |
14 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | |
15 | Закрепление темы «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.» | 1 | |
16 | Р.р. Описание внешности человека. | 1 | |
17 | Р/Р. Сочинение «Моя мама». | 1 | |
18 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |
19 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | |
20 | Закрепление темы «Действительные и страдательные причастия». | 1 | |
21 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | |
22 | Закрепление темы «Краткие и полные страдательные причастия». | 1 | |
23 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | |
24 | Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». | 1 | |
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | |
26 | Закрепление темы «Действительные причастия прошедшего времени». | 1 | |
27 | Практическая работа по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени». | 1 | |
28 | Р.р. Изложение с использованием причастий. | 1 | |
29 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 | |
30 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | |
31 | Закрепление темы «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени». | 1 | |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | |
33 | Закрепление темы «Страдательные причастия прошедшего времени». | 1 | |
34 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | |
35 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н и НН в отглагольных прилагательных. | 1 | |
36 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | |
37 | Закрепление темы «Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных». | 1 | |
38 | Р.р. Выборочное изложение. | 1 | |
39 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 | |
40 | Морфологический разбор причастия. | 1 | |
41 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | |
42 | Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». | 1 | |
43 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | |
44 | Обобщение и систематизация по теме «Причастие». | 1 | |
45 | Деепричастие как часть речи. | 1 | |
46 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | |
47 | Практическая работа по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме». | 1 | |
48 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | |
49 | Закрепление темы «Раздельное написание НЕ с деепричастиями». | 1 | |
50 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | |
51 | Закрепление темы «Деепричастия несовершенного вида». | 1 | |
52 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | |
53 | Закрепление темы «Деепричастия совершенного вида». | 1 | |
54 | Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь». | 1 | |
55 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |
56 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | |
57 | Обобщение знаний по теме «Деепричастие» | 1 | |
58 | Наречие как часть речи. | 1 | |
59 | Разряды наречий. | 1 | |
60 | Закрепление темы «Разряды наречий». | 1 | |
61 | Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». | 1 | |
62 | Анализ сочинений. | 1 | |
63 | Степени сравнения наречий. | 1 | |
64 | Закрепление темы «Степени сравнения наречий». | 1 | |
65 | Морфологический разбор наречия. | 1 | |
66 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. | 1 | |
67 | Практическое занятие по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е». | 1 | |
68 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | |
69 | Закрепление темы «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий». | 1 | |
70 | Н и НН в наречиях на –о и –е. | 1 | |
71 | Закрепление темы «Н и НН в наречиях на –о и –е» | 1 | |
72 | Р/Р. Описание действий. Сочинение по упр. 262. | 1 | |
73 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |
74 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | |
75 | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | |
76 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | |
77 | Закрепление темы «Дефис между частями слова в наречиях». | 1 | |
78 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | |
79 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | |
80 | Обобщение знаний по теме «Наречие». | 1 | |
81 | Категория состояния как часть речи. | 1 | |
82 | Закрепление темы «Категория состояния как часть речи». | 1 | |
83 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | |
84 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Самостоятельные части речи». | 1 | |
85 | Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи». | 1 | |
86 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |
87 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |
88 | Предлог как часть речи. | 1 | |
89 | Употребление предлогов. | 1 | |
90 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | |
91 | Употребление производных предлогов в речи. | 1 | |
92 | Простые и составные предлоги. | 1 | |
93 | Морфологический разбор предлога. | 1 | |
94 | Р.р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | 1 | |
95 | Анализ сочинений. | 1 | |
96 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | |
97 | Обобщение по теме «Предлог». | 1 | |
98 | Союз как часть речи. | 1 | |
99 | Простые и составные союзы. | 1 | |
100 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | |
101 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | |
102 | Сочинительные союзы. | 1 | |
103 | Закрепление темы «Сочинительные союзы». | 1 | |
104 | Подчинительные союзы. | 1 | |
105 | Закрепление темы «Подчинительные союзы». | 1 | |
106 | Морфологический разбор союза. | 1 | |
107 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | |
108 | Закрепление темы «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ». | 1 | |
109 | Обобщение по теме «Союз». | 1 | |
110 | Частица как часть речи. | 1 | |
111 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | |
112 | Смыслоразличительные частицы. | 1 | |
113 | Закрепление темы «Смыслоразличительные частицы». | 1 | |
114 | Практическая работа по теме «Определение разряда частиц». | 1 | |
115 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | |
116 | Закрепление темы «Раздельное и дефисное написание частиц». | 1 | |
117 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | |
118 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |
119 | Морфологический разбор частицы. | 1 | |
120 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | |
121 | Закрепление темы «Отрицательные частицы НЕ и НИ». | 1 | |
122 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. | 1 | |
123 | Закрепление темы «Различение частицы НЕ и приставки НЕ-». | 1 | |
124 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | |
125 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |
126 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 1 | |
127 | Закрепление темы «Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ». | 1 | |
128 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Служебные части речи». | 1 | |
129 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи». | 1 | |
130 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | |
131 | Междометие как часть речи | 1 | |
132 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | |
133 | Закрепление темы «Междометие». | 1 | |
134 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | |
135 | Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. | 1 | |
136 | Морфемика. Словообразование. Морфология. | 1 | |
137 | Орфография. Синтаксис и пунктуация. | 1 | |
138 | Резервный урок. | 1 | |
139 | Резервный урок. | 1 | |
140 | Резервный урок. | 1 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 5 класс
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоци...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ, 5 класс.
Методический материал для учителей, обучающих детей с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ЗПР 7 вида
Адаптированная Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ
Адаптиировання рабочая программа для корррекционных классов 8 вида в 10 классе...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с обновленными ФГОС
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленно...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ
Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021...