Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ, 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Методический материал для учителей, обучающих детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета. Протокол №1 от 26.08.2019 г. | «Согласовано»: _____________ зам. директора по УВР Майзнер Е.С.
| «Утверждено»: _________________ директор школы Ю.Д. Козырь Приказ №130 от 26.08.2019 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень обучения (класс): ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5 КЛАСС)
Программу составила: учитель русского языка и литературы Погосова Кристина Артуровна.
Срок реализации:1 год.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) п. 2.9.5. и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году.
- Учебный план МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области на 2019−2020 учебный год.
При планировании использован материал учебника русского языка для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова (4-е изд. М.: Просвещение, 2019).
Выбор мотивирован тем, что он:
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу; построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе.
Цель: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
- формирование достаточно прочных навыков грамматического письма;
- формирование умения последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- развитие речи учащихся, обогащение её словаря;
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция фонематического слуха, памяти.
- Коррекция артикуляционного аппарата.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Коррекция познавательных процессов.
- Коррекция грамматического строя речи.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, анализа письменных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями обучающейся 5 класса.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения русского языка у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учитывая особенности детей с ОВЗ, ценностные ориентиры курса мы направляем на развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
- МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 140 часов в год (4 учебных часа в неделю).
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание парных согласных на конце слов. Буквы е, ё, я на конце слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова. Текст.
Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании слов.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный Ъ.
Части речи. Текст.
Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение различать их по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Изменение существительных по числам.
Род имен существительных, умение его различать.
Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о склонении имен существительных.
Падежные окончания имен существительных. Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к разным склонениям.
Изменение прилагательных по родам.
Изменение глаголов по временам.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Повторение.
Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Предложение.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Сочинение | Изложение | Формы промежуточной аттестации и итогового контроля |
Повторение. | 36 | Выполнение практических упражнений в составлении и распространении предложений. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по серии картинок, по вопросам. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с деформированным текстом. Сравнение понятий текст и не текст. Запись слов, подчёркивание слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягких согласных буквами: ь, е, ё, ю, ы. Сравнение текста с набором предложений. Составление предложений из данных в разбивку слов. Расстановка ударения в словах, вставка пропущенных букв. | 1 | В/к - 1 К/д - 1 | |
Состав слова. Текст. | 27 | Составление предложений по плану. Вставить пропущенные слова в текст. Игра «Собери слово». Разбор слова по составу. Образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Вставить слова в предложение. Подбор проверочных слов. Выбрать проверяемые слова и проверочные. Выделение в слове корня, подбор однокоренных слов. Образование слов с помощью приставок. | 1 | К/д - 1 | |
Части речи. Текст. | 47 | Ответить на вопросы, используя рисунки. Замена глаголов и прилагательных существительными. Работа с иллюстрацией. Составление небольшого рассказа по ней. Подобрать к существительным прилагательные. Найти существительные заданного рода. Найти существительные и указать их род. Распространение предложения существительными. Выделение падежных окончаний. | 1 | К/д - 3 | |
Предложение. Текст. | 13 | Соблюдать порядок слов в предложении. Определение границ предложений. Работа по восстановлению и распространению текста. Вставить в текст пропущенные сказуемые. Постановка вопроса к подлежащему. Дополнения предложений подлежащими. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем. | 1 | К/д - 1 | |
Повторение. | 15 | Дифференциация предлогов и приставок. Составление устного рассказа по картинке. Восстановление текста записки. Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения. Выполнение упражнений и заданий из рабочей тетради. | И/к - 1 | ||
Резерв. | 2 | ||||
Итого: | 140 | 2 | 2 | 8 |
Условные обозначения: В/к – входная контрольная, К/д – контрольный диктант, И/к – итоговая контрольная.
- УЧЕБНОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019.
Рабочая тетрадь: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019.
Оборудование класса: ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактические материалы, доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 5 класс
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоци...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ЗПР 7 вида
Адаптированная Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ
Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса с ОВЗ
Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с ОВЗ
Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н). Класс: 9.
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью....