Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ, 5 класс.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Никифорова Кристина Артуровна

Методический материал для учителей, обучающих детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»

            Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета.

       Протокол №1 от 26.08.2019 г.

                                 «Согласовано»:

                                _____________

                                  зам. директора по УВР

                                   Майзнер Е.С.

 

                 

                                                                         «Утверждено»:

                            _________________

                                                                        директор школы

                                                                            Ю.Д. Козырь

                                                   Приказ №130 от 26.08.2019 г.

                                                                         

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уровень обучения (класс):                            ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ  (5 КЛАСС)

Программу составила: учитель русского языка и литературы Погосова Кристина Артуровна.

Срок реализации:1 год.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) п. 2.9.5. и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году.
  • Учебный план МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области на 2019−2020 учебный год.

При планировании использован материал учебника русского языка для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова (4-е изд. М.: Просвещение, 2019).

Выбор мотивирован тем, что он:

  • соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу; построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
  • конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе.

Цель: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Задачи:

  • формирование достаточно прочных навыков грамматического письма;
  • формирование умения последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • развитие речи учащихся, обогащение её словаря;
  • воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха, памяти.
  2. Коррекция артикуляционного аппарата.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Коррекция познавательных процессов.
  6. Коррекция грамматического строя речи.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, анализа письменных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями обучающейся 5 класса.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе изучения русского языка у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учитывая особенности детей с ОВЗ, ценностные ориентиры курса мы направляем на развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа рассчитана на 140 часов в год (4 учебных часа в неделю).

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса для  выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) опознавание и анализ основных единиц языка.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение.

Практические  упражнения в составлении  и распространении  предложений. Связь слов в предложении. Главные  и второстепенные члены предложения. Различение  предложений  по интонации.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание парных согласных на конце слов. Буквы е, ё, я на конце слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Состав слова. Текст.

Состав слова.

Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании слов.

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

Правописание  приставок. Приставка и предлог.

Разделительный Ъ.

Части речи. Текст.

Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение различать их по вопросам и значению.

Имя существительное.

Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Изменение существительных по числам.

Род имен существительных, умение его различать.

Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о склонении имен существительных.

Падежные окончания  имен  существительных. Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к разным склонениям.

Изменение прилагательных по родам.

Изменение глаголов по временам.

Предложение. Текст.

Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Повторение.

  Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Предложение.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Сочинение

Изложение

Формы промежуточной аттестации и итогового контроля

Повторение.

36

Выполнение практических упражнений в составлении и распространении предложений. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по серии картинок, по вопросам. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с деформированным текстом. Сравнение понятий текст и не текст. Запись слов, подчёркивание слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягких согласных буквами: ь, е, ё, ю, ы. Сравнение текста с набором предложений. Составление предложений из данных в разбивку слов. Расстановка ударения в словах, вставка пропущенных букв. 

1

В/к - 1

К/д - 1

Состав слова. Текст.

27

Составление предложений по плану. Вставить пропущенные слова в текст. Игра «Собери слово». Разбор слова по составу. Образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Вставить слова в предложение. Подбор проверочных слов. Выбрать проверяемые слова и проверочные. Выделение в слове корня, подбор однокоренных слов. Образование слов с помощью приставок. 

1

К/д - 1

Части речи. Текст.

47

Ответить на вопросы, используя рисунки. Замена глаголов и прилагательных существительными. Работа с иллюстрацией. Составление небольшого рассказа по ней. Подобрать к существительным прилагательные. Найти существительные заданного рода. Найти существительные и указать их род. Распространение предложения существительными. Выделение падежных окончаний.

1

К/д - 3

Предложение. Текст.

13

Соблюдать порядок слов в предложении. Определение границ предложений. Работа по восстановлению и распространению текста. Вставить в текст пропущенные сказуемые. Постановка вопроса к подлежащему. Дополнения предложений подлежащими. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.

1

К/д - 1

Повторение.

15

Дифференциация предлогов и приставок. Составление устного рассказа по картинке. Восстановление текста записки. Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения. Выполнение упражнений и заданий из рабочей тетради.

И/к - 1

Резерв.

2

Итого:

140

2

2

8

Условные обозначения: В/к – входная контрольная, К/д – контрольный диктант, И/к – итоговая контрольная.

  1. УЧЕБНОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебник: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019.

Рабочая тетрадь: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019.

Оборудование класса: ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактические материалы, доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 5 класс

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоци...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ЗПР 7 вида

Адаптированная Рабочая  программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ

Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса с ОВЗ

Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с ОВЗ

Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.

Адаптированная рабочая  программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н). Класс: 9.

Адаптированная рабочая программа составлена  для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью....