Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа (10 класс)

Ильясова Римма Алексеевна

Адаптиировання рабочая программа для корррекционных классов 8 вида в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_rus._10_i_klass.docx24.79 КБ
Файл pz_rus._10i_klass.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по русскому языку   для 10 «И» (коррекционного) класса

Дата план

Дата факт

Тема урока

 Примечание

Введение (1ч)

1

Слово о русском языке

Лексика. Фразеология. Орфография (14)

2

Слово и его значение

3

Однозначность и многозначность слов

4

Изобразительно - выразительные средства языка

5

Омонимы и их употребелние

6

Паронимы и их употребление

7

Синонимы и их употребление

8

Антонимы и их употребление

9

Происхождение лексики современного русского языка

10

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

11

Употребление устаревшей лексики неологизмы

12

Фразеологизмы

13

Лексикография

14

Проверочная работа по разделу: «Лексика. Фразеология. Орфография»

Проверочная работа

15

Контрольный диктант №1 по теме: «Лексика»

Диктант

Фонетика. Графика. Орфография.(5+1)

16

Звуки и буквы

17

Орфоэпия

18

Ударение.

19

Самостоятельная работа по теме: Фонетика. Графика. Орфография»

Самостоятельная работа

20

Диктант на тему « Звуки и буквы»

Диктант

21

Р.р. Обучающее подробное изложение с элементом сочинения

Изложение

Морфемика и словообразование (9+1)

22

Состав слова

23

Морфемы

24

Основа слова

25

Морфемный разбор слова

26

Проверочная работа по разделу: «Морфемика»

Проверочная работа

27

Р.р. Сочинение - описание по картине

сочинение

28

Словообразование.

29

Способы образования слов

30

Формы образования слов

31

Контрольный диктант№2 по разделу «Морфемика и словообразование» 

Диктант

Морфология и орфография(18+1)

32

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

33

Чередующиеся гласные в корне слова

34

Чередующиеся гласные в корне слова

35

Чередующиеся гласные в корне слова

36

Употребление гласных после шипящих

37

Употребление гласных после ц

38

Правописание звонких и глухих согласных

39

Правописание непроизносимых согласных

40

Правописание двойных согласных

41

Правописание гласных и согласных в приставках

42

Приставки пре- и при-

43

Приставки пре- и при-

44

Гласные И и Ы  после приставок

45

Употребление Ь И Ъ

46

Употребление прописных букв

47

Правила переноса слов

48

Проверочная работа по разделу: « Морфология и орфография»

Проверочная работа

49

Р.р. Работа с текстом. Комплексный анализ текста.

Анализ текста

50

 Контрольный диктант №3 по разделу: « Морфология и орфография»

Диктант

Самостоятельные части речи (50)

Имя существительное (11+1)

51

Имя существительное как часть речи

52

Грамматические признаки имени существительного

53

Грамматические признаки имени существительного

54

 Морфологический разбор имени существительного

55

Р.р  Сочинение- рассуждение с опорой на текст

Сочинение

56

Работа над ошибками сочинения. Правописание падежных окончаний имен существительных

57

Правописание падежных окончаний имен существительных

58

Гласные в суффиксах имен существительных

59

Гласные в суффиксах имен существительных

60

Правописание сложных имен существительных

61

Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

Проверочная работа

62

Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное»

Диктант

Имя прилагательное (11+1)

63

Имя прилагательное как часть речи

64

Грамматические признаки имени прилагательного

65

Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных.

66

Краткие имена прилагательные

67

Морфологический разбор имени прилагательного

68

Р.р. Сочинение – описание  картины

Сочинение- описание

69

Правописание окончаний имен прилагательных

70

Правописание суффиксов имен прилагательных

71

Правописание Н И НН в суффиксах имен прилагательных

72

Правописание сложных имен прилагательных

73

Проверочная работа по теме: « Имя прилагательное»

Проверочная работа

74

Контрольный диктант№5 по теме: « Имя прилагательное»

Диктант

Имя числительное ( 6+1)

75

 Имя числительное как часть речи

76

Склонение имен числительных

77

Правописание имен числительных

78

Употребление имен числительных в речи

79

Р.р Изложение с использованием  имен числительных

Изложение

80

Проверочная работа по теме: «Имя числительное»

Проверочная работа

81

Контрольный диктант№6 по теме « Имя числительное»

Диктант

 Местоимение (5)

82

Местоимение  как  часть речи

83

Местоимение как часть речи

84

Правописание местоимений

85

Проверочная работа по теме « Местоимение»

Проверочная работа

86

Контрольный диктант №7по теме « Местоимение»

Диктант

Глагол (7+2)

87

 Глагол как часть речи

88

Грамматические признаки глагола

89

Грамматические признаки глагола

90

Р.р. Изложение   с продолжением

Изложение

91

Правописание  глаголов. Употребление ь в глаголах

92

Правописание суффиксов глаголов

93

Р.р. Сочинение - рассуждение

Сочинение

94

Работа над ошибками сочинения. Правописание суффиксов глаголов

95

Проверочная работа по теме « Глагол»

Проверочная работа

Наречие (5)

96

Наречие как часть речи

97

Правописание наречий

98

Правописание наречий

99

Проверочная работа по теме «Наречие»

Проверочная работа

100

Контрольный диктант №8 по теме «Наречие»

Диктант

Повторение изученного (5)

101

Повторение изученного. Самостоятельные части речи

102

Повторение изученного. Служебные части речи

103

Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация

104

Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация

105

Итоговый контрольный диктант №9

Диктант

Всего 105 часов

                                                                                         Учебно-методический комплекс

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.

Русский язык 9кл.

Н.Г.Галунчикова, ЭВ.Якубовская

М. Просвещение 2006г.

Рабочие тетрадипо русскому языку. Учебные пособия для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. М.: Просвещение:

№1 «Состав слова», 2004

№2 «Имя существительное», 2003

№3 «Имя прилагательное», 2003

№4 «Глагол», 2004.

Методика обучения русскому языку в  специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов/ А.К.Аксенова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

-Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.— Санкт – Петербург: Каро, 2006.

-Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе;

-А.Г. Зикеев

Практическая грамматика на уроках русского языка. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Наглядные пособия: таблицы по русскому языку,

образцы деловых бумаг (план, памятки, бланки),

памятки по развитию речи, основных орфографических правил.

Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ.

Презентации, слайды по темам.

Карточки для индивидуальной дифференцированной работы.

-И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.

О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.;

И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.

Корректировка календарно-тематического планирования

Учитель: Ильясова Р.А.

Предмет: Русский язык

10 «И» класс

Четверть

Тема

По программе (план)

Фактическое время проведения

Причина корректировки (б/л, праздничный день, отпуск, курсы)

За счет, каких часов проведена корректировка программы (часов элективных, развивающих курсов, дополнительные часы по приказу)

Примечание



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель русского языка и литературы - Ильясова Р.А

              Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

              Основная цель обучения деловому и творческому письму в 10 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

             Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного в 5 – 9 классах. В 10 классе он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, основные виды учебной деятельности, формы и методы организации учебной деятельности, содержание учебного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2019 г.

Председатель методического совета_________________И.В.Сосновская        

                                                                               (подпись)        (Ф.И.О.)

Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников,

протокол № ____ от «____» __________ 2019 г.

Руководитель методического объединения _____________ Р.А. Ильясова

                                                                             (подпись)                        (Ф.И.О.)

Пояснительная записка

Цель обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – подготовка их к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место.

Задачи:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;

- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.

- познакомить с образцами деловых бумаг;

- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;

- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.

Общая характеристика учебного предмета

Большое значение имеет речевая направленность предмета, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

        Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

 Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

        Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки.

        Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы.

Место учебного предмета в учебном плане

          Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 10 классе отведено 105 часов в год (3 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материла.  

        Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного по русскому языку в 5 – 9 классах. В 10 классе он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основные виды учебной деятельности

Программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На учебных занятиях практикуются различные виды деятельности:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку

зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

        В коррекционных классах особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

Формы и методы организации учебной деятельности

        Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

        Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Методы урока:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

Несмотря на тип урока, могут использоваться:

-ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции.

Содержание учебного предмета

Введение (1ч) Слово о русском языке

Лексика. Фразеология. Орфография (14ч) Слово и его значение. Однозначность и  многозначность слов. Изобразительно - выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмы. Фразеологизмы. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфография (6ч) Звуки и буквы. Звуки и буквы Орфоэпия. Ударение.

Морфемика и словообразование (10ч) Состав слова. Морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Способы и формы образования  слов.

Морфология и орфография (19ч) Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.  Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные И и Ы  после приставок. Употребление прописных букв. Употребление Ь И Ъ. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи (50ч)

Имя существительное (12ч)Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

Имя прилагательное(12ч) Имя прилагательное как часть речи Грамматические признаки имени прилагательного Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. Краткие имена прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н И НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное (7ч) Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

Местоимение (5ч) Местоимение  как  часть речи. Правописание местоимений.

Глагол (9ч) Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола. Правописание  глаголов. Употребление ь в глаголах. Правописание суффиксов глаголов.

Наречие (5ч) Наречие как часть речи Правописание наречий.

Повторение изученного (5ч) Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис и пунктуация.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;

-составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;

-пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- части речи, использование их в речи;

- наиболее распространённые правила правописания слов.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Задания по русскому языкудля 5 класса.

В помощь учителям 5 класса. Карточки. Можно распределить по уровням сложности....

Доклад на городской конференции почитателей русского языка по теме «Варваризация и вульгаризация русского языка обучающимися школы».

Текст доклада на городской конференции почитателей русского языка по теме «Варваризация и вульгаризация русского языка обучающимися школы»....

Самостоятельная работа по русскому языкудля 9 класса.

Данная работа поможет проверить знания по различным изученным темам, подготовить учащихся к ОГЭ....

Классификация грамматических ошибок. Учебно-методический материалдля ППК и ЭК по русскому языкудля 9 и 11 классов

Классификация грамматических ошибок. Учебно-методический материал для ППК и ЭК по русскому языку для 9 и 11 классов...