Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа (10 класс)
Адаптиировання рабочая программа для корррекционных классов 8 вида в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_rus._10_i_klass.docx | 24.79 КБ |
pz_rus._10i_klass.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 10 «И» (коррекционного) класса
Всего 105 часов
Учебно-методический комплекс
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год. | Русский язык 9кл. Н.Г.Галунчикова, ЭВ.Якубовская М. Просвещение 2006г. Рабочие тетрадипо русскому языку. Учебные пособия для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. М.: Просвещение: №1 «Состав слова», 2004 №2 «Имя существительное», 2003 №3 «Имя прилагательное», 2003 №4 «Глагол», 2004. | Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов/ А.К.Аксенова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. -Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.— Санкт – Петербург: Каро, 2006. -Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе; -А.Г. Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г. | Наглядные пособия: таблицы по русскому языку, образцы деловых бумаг (план, памятки, бланки), памятки по развитию речи, основных орфографических правил. Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ. Презентации, слайды по темам. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы. -И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г. | О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.; И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.; О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г. |
Корректировка календарно-тематического планирования
Учитель: Ильясова Р.А.
Предмет: Русский язык
10 «И» класс
Четверть | Тема | По программе (план) | Фактическое время проведения | Причина корректировки (б/л, праздничный день, отпуск, курсы) | За счет, каких часов проведена корректировка программы (часов элективных, развивающих курсов, дополнительные часы по приказу) | Примечание |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель русского языка и литературы - Ильясова Р.А
Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.
Основная цель обучения деловому и творческому письму в 10 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного в 5 – 9 классах. В 10 классе он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, основные виды учебной деятельности, формы и методы организации учебной деятельности, содержание учебного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа одобрена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2019 г.
Председатель методического совета_________________И.В.Сосновская
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников,
протокол № ____ от «____» __________ 2019 г.
Руководитель методического объединения _____________ Р.А. Ильясова
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Цель обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – подготовка их к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место.
Задачи:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;
- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.
- познакомить с образцами деловых бумаг;
- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
Общая характеристика учебного предмета
Большое значение имеет речевая направленность предмета, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки.
Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 10 классе отведено 105 часов в год (3 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материла.
Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного по русскому языку в 5 – 9 классах. В 10 классе он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные виды учебной деятельности
Программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На учебных занятиях практикуются различные виды деятельности:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В коррекционных классах особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Формы и методы организации учебной деятельности
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
Несмотря на тип урока, могут использоваться:
-ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч) Слово о русском языке
Лексика. Фразеология. Орфография (14ч) Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно - выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмы. Фразеологизмы. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфография (6ч) Звуки и буквы. Звуки и буквы Орфоэпия. Ударение.
Морфемика и словообразование (10ч) Состав слова. Морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Способы и формы образования слов.
Морфология и орфография (19ч) Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление прописных букв. Употребление Ь И Ъ. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи (50ч)
Имя существительное (12ч)Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Имя прилагательное(12ч) Имя прилагательное как часть речи Грамматические признаки имени прилагательного Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. Краткие имена прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н И НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное (7ч) Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.
Местоимение (5ч) Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Глагол (9ч) Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола. Правописание глаголов. Употребление ь в глаголах. Правописание суффиксов глаголов.
Наречие (5ч) Наречие как часть речи Правописание наречий.
Повторение изученного (5ч) Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис и пунктуация.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- писать изложение и сочинение после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
-составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
-пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространённые правила правописания слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.
Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе «Программы общеобразо...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Задания по русскому языкудля 5 класса.
В помощь учителям 5 класса. Карточки. Можно распределить по уровням сложности....
Доклад на городской конференции почитателей русского языка по теме «Варваризация и вульгаризация русского языка обучающимися школы».
Текст доклада на городской конференции почитателей русского языка по теме «Варваризация и вульгаризация русского языка обучающимися школы»....
Самостоятельная работа по русскому языкудля 9 класса.
Данная работа поможет проверить знания по различным изученным темам, подготовить учащихся к ОГЭ....
Классификация грамматических ошибок. Учебно-методический материалдля ППК и ЭК по русскому языкудля 9 и 11 классов
Классификация грамматических ошибок. Учебно-методический материал для ППК и ЭК по русскому языку для 9 и 11 классов...