Конспект открытого занятия по ОО "Речевое развитие" (модуль "Коррекция речи") "Обувь"
план-конспект

Клинцова Ирина Петровна

Расширение представлений и обогащение словарного запаса по лексической теме «Обувь» для детей логопедической дошкольной группы 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:  расширение представлений и обогащение словарного запаса по лексической теме «Обувь».

Коррекционно-обучающие задачи:  

1. Актуализировать знания детей об обуви, её назначении, деталях, материалах, из которых она сделана, учить группировать обувь по определённому признаку.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование относительных прилагательных, согласование падежных окончаний существительных и прилагательных).

3. Познакомить детей с многозначными словами на примере слова «нос».

Коррекционно-развивающие задачи:  

1. Закреплять навык образования однокоренных слов.

2. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа.

3.Упражнять в развитии слухового внимания, зрительного восприятия, двигательной активности через работу c изографом  и перкуссию.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать отзывчивость, желание помочь тому, кто просит о помощи.

2.Учить взаимодействовать в парах.

3. Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Оборудование: письмо от девочки Наташи с заданиями, предметные картинки с изображением обуви, картинки с классификацией обуви по различным признакам (по сезонам, по признаку пола, по профессиональной принадлежности),  массажная можжевеловая палочка, изображение предметов, у которых есть нос, изограф «Туфли», костюм почтальона Печкина, обувная коробка со звуковой схемой слова «туфли», азбука.

Ход:

1.Организацинный момент. 

Приветствие гостям:

            Осень в природе, осень в природе

            Ветер и дождь за окном

            Мы вас согреем назло непогоде

            Нашим душевным теплом.

2. Основная часть.

Вчера в детский сад «КАЛИНКА» пришло письмо. Оно адресовано детям подготовительной к школе группы. К нам обращается девочка Наташа с просьбой, помочь выполнить, как ей кажется, сложные задания про обувь. Поможем Наташе? (Дети говорят «Да»).

Письмо начинается стихотворением «Обувь»:

             Обувь носим на ногах.

             Часто ходим в сапогах,

              Если снежно и бело

              И дождём всё залило.

         Летом носим мы сандалии,

         Чтобы ноги не устали.

         Туфли в праздник примеряем,

         В них на утренник шагаем.

               В чешках ходим мы на танцы,

               Чтобы делать реверансы.

               В бутсах мы по полю скачем

               И гоняем круглый мячик.

           Жить без обуви не можем,

           В непогоду нам поможет

           Быть здоровыми она.

           Обувь всякая нужна.

Наташа просит ответить на вопросы:

- О какой обуви говорится в стихотворении? Назовите.

- Для чего нужна обувь человеку?

- Как надо выбирать обувь по сезону? (Летняя, демисезонная, зимняя).

- По признаку пола (мужская, женская, детская).

- Для разных видов деятельности (спортивная, танцевальная, военная и т.п.)

- Как надо ухаживать за обувью? Почему?

Наташа просит вас подобрать предметы обуви к сезону, профессии, роду деятельности. Работа с карточками (в парах) «Подбери обувь».

Наташа хочет поделиться с вами историей, которая произошла с ней на днях. Игра «Закончи предложение».

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его словами «тёплые сапоги», изменяя окончания, если нужно:

Приближалась зима. Наташе очень хотелось гулять, но мама её не пускала, потому что у Наташи не было (тёплых сапог). И вот Наташа с мамой отправились в магазин за (тёплыми сапогами).   По дороге в магазин Наташа мечтала о новых, красивых (тёплых сапогах).  Когда они пришли в магазин, то удивились, как много в нём (тёплых сапог).  Наташа увидела те самые, о которых мечтала. Наташа была очень рада новым (тёплым сапогам).  

Наташа предлагает вам вспомнить, из каких материалов изготавливают обувь. Игра с массажной можжевеловой палочкой «Какая обувь?»

После ответа вы должны передать палочку тому, кто стоит рядом.

Туфли из кожи –  кожаные туфли    

галоши из резины – резиновые галоши      

босоножки из бархата -  бархатные босоножки

ботинки из нубука – нубуковые ботинки

тапочки из вельвета –  вельветовые тапочки          

унты из меха – меховые унты          

пуанты из атласа -  атласные пуанты      

лапти из бересты – берестяные лапти

 сапоги из замши - замшевые сапоги              

валенки из войлока -  войлочные валенки    

кеды из текстиля – текстильные кеды  

башмаки из дерева – деревянные башмаки.

Наташа предлагает игру «Семейка слов».

Будем подбирать слова, похожие на слово «сапог».

-Как мы скажем, если их два? Сапоги.

- Как можно назвать очень большие сапоги? Сапожищи.

- Как называют человека, который чинит обувь, сапоги? Сапожник.

- Какой  у сапожника молоток? Сапожный.

- Что делает сапожник? Сапожничает.

- Как можно назвать маленькие сапоги? Сапожки.

Физкультминутка с элементами перкуссии

на слова песни «Сапожки русские» муз. Кудрина Н., сл. Щербань А.

Наташа не знает, у каких предметов есть нос. А вы?

Игра «У каких предметов бывает нос?» Многозначность слова: у человека, у чайника, у самовара, у корабля, у обуви (картинки на доске).

Следующее задание Наташа никак не может выполнить сама.

Игра «Разгадай изограф». Дети разгадывают изограф «Туфли».

         

Раздаётся громкий стук в дверь. Входит быстрым шагом почтальон Печкин. Здоровается.

- Вам посылка. (Читает на посылке: «Детский сад «КАЛИНКА», группа №4).Только я вам её отдать не могу, потому что у вас документов нет. Логопед спрашивает Печкина:

- Не знаете ли Вы, дорогой Печкин, что в посылке.

- Нет у меня такого права, смотреть, что в посылке лежит. Моя обязанность быстро её доставить.

- А отдадите нам посылку, если дети сейчас отгадают, что лежит в коробке, не заглядывая внутрь. Вот по этим значкам.

Игра «Весёлые звуки».

На обувной коробке прикреплена звуковая схема слова «туфли»:

- Ребята, как вы думаете, используя звуковую схему слова, в коробке лежат туфли или сапоги? (Дети отвечают на вопрос, пояснив, почему туфли).

Печкин удивляется, охает и ахает:

- Как же это без букв?! Вот чудеса! Хвалит детей и дарит им азбуку.

- Чтобы вы могли читать не только звуковые схемы, но и слова.

Прощается и уходит.

3. Рефлексия.

- Кому мы сегодня помогали?

- Какие игры и упражнения вам особенно понравились?

- Какие игры вызвали затруднения (Ответы детей).

Дети прощаются с гостями. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

конспект урока по СБО по теме «Виды обуви и её назначение. Уход за обувью».

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи урока:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону, знать правила ухода за обувью-способствовать ...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Слайдовая презентация по развитию устной речи"Обувь"

Этот материал хорошо использовать на уроке по развитию устной речи во 2 классе....

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...

Конспект открытого занятия по ОО "Речевое развитие" (модуль "Коррекция речи") "Обувь"

Расширение представлений и обогащение словарного запаса по лексической теме «Обувь» у детей логопедической дошкольной группы 6-7 лет...

Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи

Данные занятия разработаны для ребенка 4,5 лет (девочки), с тяжелым нарушением речи (моторная алалия (в языковом подходе)). Основная цель коррекционного блока из 8 занятий - активизация и обогащение р...