Адаптированная рабочая программа обучение на дому 6 кл.
рабочая программа
Адаптированная рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkachyov_sasha_6_klass_aop_2022-23_-_kopiya.docx | 104.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа
им. Героя России И. Кропочева»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
Зам.директора по УВР _________ Н.В.Шмидт | Директор МБОУ Таятская ООШ _______________ В.А.Ткачёв |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для ребёнка 6 класса
с тяжёлым и множественным нарушением развития
обучающегося индивидуально на дому
на 2022-2023 учебный год
Ткачёва Надежда Михайловна - учитель
с.Таяты Каратузского района Красноярского края
2022 год
Пояснительная записка адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа разработана и адаптирована на основе программы «Обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011, индивидуализирована для учащегося 6 класса ФИ.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Учебный план МБОУ Таятской ООШ;
- Образовательная программа МБОУ Таятской ООШ.
- Устав МБОУ Таятской ООШ
Адаптированная рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Данная индивидуальная программа была составлена для обучения ФИ. ФИ, ученик 6 класса (8 лет обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью), соматически ослабленный мальчик в силу имеющихся заболеваний: ограничение поражения ЦНС эпилепсия, плохо развита речь и мелкая моторика. Движение рук неловкое, несогласованное. Всегда нуждается в помощи взрослого.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:
- Русский язык (графика и письмо) – 1 ч. в неделю;
- Литературное чтение (альтернативное чтение – 1 ч. в неделю;
- Математика (математические представления и конструирование) – 1 ч. в неделю;
- Технология (ручной труд) – 1 ч. в неделю;
- Окружающий мир – 1 ч. в неделю;
- Музыка – 0,5 ч. в неделю;
- ИЗО – 1ч. в неделю.
- Физическая культура (адаптивная физическая культура) – 0,5 ч. в неделю;
- СБО – 1 ч. в неделю.
Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащегося.
Форма обучения – обучение на дому.
Методы и формы обучения.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.
Основные виды организации учебного процесса:
- урок;
- индивидуальная форма работы;
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения.
Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.
Краткая характеристика ребенка с тяжёлой умственной отсталостью.
Диагноз: Спастический церебральный паралич. Локализованная (фокальная) (парциальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с комплексными судорожными припадками.
Ребёнок не понимает обращённую речь. Собственная речь отсутствует или представлена в виде звукокомплексов. Не хочет смотреть на знакомые предметы окружающей обстановки, не показывает части тела: руки, ноги, глаза.
Способен реагировать на шумовые предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.
Организация образовательного процесса.
Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным годовым календарным графиком. Программа рассчитана на 8 часов в неделю.
Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными психофизическими возможностями глубоко умственно отсталых детей, с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки школьников.
Дети с тяжелой степенью умственной отсталости нуждаются в большом индивидуальном и дифференцированном подходе.
При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью безотметочная система обучения. Продвижение определяется результатами их продуктивной деятельности (поделки, рисунки) и познавательной (уровень развития речи, формирование умений и навыков счета, социально-бытовой ориентации и навыков самообслуживания).
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по четвертям.
Продолжительность урока –
10 мин. – основная тема урока,
5 мин. – игровая деятельность, физ. пауза,
10 мин. – основная тема, смена вида работы,
5 мин. – игровая деятельность, физ. пауза.
5-10 мин. – адаптация к школьной среде.
Все занятия проводятся в 1 половине дня. Их продолжительность 35-40 мин.
Таким образом, данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей, обеспечивает коррекцию развития этих детей с целью дальнейшей социализации, реабилитации детей в обществе.
«Русский язык (графика и письмо)»
Основные задачи реализации содержания:
Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования письма.
Развитие и коррекция мелкой моторики, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Формирование умения пользоваться карандашом и ручкой. Выполнение инструкций.
Литературное чтение.
Основные задачи реализации содержания:
Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему. Развитие у учащихся слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, слушать учителя.
Математика.
Основные задачи реализации содержания:
Развитие умения работать с учителем, слушать учителя, выполнять инструкции. Обучение организуется на практической, наглядной основе. Учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова.
Окружающий мир.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Изобразительное искусство.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам, фиксировать взор, внимание.
Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.
Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция дефектов физического развития моторики, укрепление здоровья. Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.
СБО
Основные задачи реализации содержания:
Формирование положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности. Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
Все учебные предметы имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение ведется в игровой форме, строится на основе предметно-практической деятельности с использованием наглядностей. Такой подход позволяет познать окружающий мир, используя все анализаторы.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Требованию к уровню подготовки обучающихся
Методы и приемы, используемые в обучении:
- Совместные действия педагога и ученика.
- Выполнение действий по подражанию и образцу.
- Работа по шаблонам и трафарету.
- По словесной инструкции через применение игровых приемов.
Литература.
1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
2. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Москва. 2003.
3. Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова «Обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
- Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5, 2011.
- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- «Игровые упражнения» Узоровой О.В., Нефедовой Е.А., 2020.
- Янушко Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
- Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - Москва «Просвещение» 2003.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми». – М.: Дрофа, 2007.
- Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.
- Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. «Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
- Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» –СПб., Паритет, 2003 г.
Программа по учебному предмету русский язык (графика и письмо)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
При разработке программы учитывались следующие особенности развития учащегося с тяжёлой умственной отсталостью.
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
- воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
- воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;
- понимать соотносящие и указательные жесты;
- контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
- обследовать предмет и выделять его формы;
- показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
- правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д.;
- закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
- располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
- проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально) различными изобразительными средствами;
- пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
- наклеивать предмет по образцу, соотносить его с реальными объектами.
Ученик научится:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- Определять название, назначение и приёмы использования изобразительных средств;
- Ориентироваться в названии и содержании различных упражнений.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Материал для лепки: цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования на песке; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков; скалки разного размера; демонстрационный материал; наглядный материал; мольберт, индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые; материалы для аппликации; наборы белой бумаги; трафареты (внутренние и внешние), наборы игрушек
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
(графика и письмо) – 34 часа
№ | тема | Коррекционно-развивающая составляющая образованности | Дата по плану | Дата по факту |
1 | «Лягушата» | Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички- «лягушата) | 05.09 | |
2 | 12.09 | |||
3 | Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа») | 19.09 | ||
4 | 26.09 | |||
5 | Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички-«лягушата», руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа»). | 03.10 | ||
6 | «Пианино» | Учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию («игра» на детском пианино) | 10.10 | |
7 | «Курочка зовет цыплят» | Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий, познакомить ребёнка с названием этого пальца — указательный (игра «Курочка зовет цыплят — ко-ко-ко») | 17.10 | |
8 | 24.10 | |||
9 | Захват мелких предметов. | Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью) | 07.11 | |
10 | 14.11 | |||
11 | «Кашка для куклы» | Учить захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы») | 21.11 | |
12 | 28.12 | |||
13 | Упражнения с карандашом. | Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно) | 05.12 | |
14 | 12.12 | |||
15 | Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой) | 19.12 | ||
16 | «Молоточек» | Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек — тук-тук») | 26.12 | |
17 | «Рыбка плывет» | Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию («Рыбка плывёт») | 09.01 | |
18 | «Поезд едет» | Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игра «Поезд едет — ту-ту») | 16.01 | |
19 | Игра «Зайчики» | Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра «Зайчики»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании | 23.01 | |
20 | Игра «Очки» | Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра «Очки»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании | 30.01 | |
21 | «Пальчики поздоровались» | Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра «Пальчики поздоровались»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании | 06.02 | |
22 | «Спрячем игрушку» | Учить брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку») | 21.02 | |
23 | 13.02 | |||
24 | Выделение указательного пальца. | Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев | 20.02 | |
25 | 27.02 | |||
26 | Упражнения для рук. | Продолжать формировать размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать тряпкой с доски в направлении сверху вниз, слева направо | 06.03 | |
27 | Проведение прямой линии на бумаге. | Учить выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию) | 13.03 | |
28 | Учить выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (самостоятельно) | 03.04 | ||
29 | «Сварим кашу для куклы» | Продолжать захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы») | 10.04 | |
30 | 17.04 | |||
31 | Упражнения для выделения указательного и большого пальца. | Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев | 24.04 | |
32 | 15.05 | |||
33 | Упражнения с карандашом. | Продолжать учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой) | 22.05 | |
34 | 29.05 |
Программа по учебному предмету литературное чтение
(альтернативное чтение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
В связи с тем, что учащиеся с тяжёлой умственной отсталостью обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть, как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка.
Для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью возможно использование методики «Альтернативное чтение», предложенной Л.Б. Баряевой. Цель данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. В качестве системы символов для вступления в коммуникацию с неговорящими детьми с ДЦП используют методику «Лёб-система», разработанную Р. Лёб в Германии. Данная методика охватывает всего 60 символов (пиктограмм) и используется для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения.
Выбор альтернативных методов коммуникации детей с ДЦП должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Цель: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.
В рабочей программе определены следующие задачи:
- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- развивать фразовую речь;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений;
- использовать систему знаков в социальном окружении;
- устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
- самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных.
Ученик научится:
- узнать членов своей семьи и ближнего окружения;
- узнавать и показывать птиц, школьные и гигиенические принадлежности;
- различать профессии людей (воспитатель, врач);
- содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского…
- графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.
Информационное сопровождение
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (альтернативное чтение) – 34 часа
№ | Тема урока | Часы | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Зрительная стимуляция. Пальчиковая гимнастика. | 1 | 06.09 | |
2 | Реагирование на собственное имя. Упражнения в раскрашивании. | 1 | 13.09 | |
3 | Различение звуков окружающей действительности. Воспроизведение простых комбинаций из прямых линий. | 1 | 20.09 | |
4 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама – папа – дядя). Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий. | 1 | 27.09 | |
5 | Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами | 1 | 04.10 | |
6 | Слушание сказки «Теремок». Произвольное рисование наклонных линий. | 1 | 11.10 | |
7 | Слушание сказки «Репка». Рисование наклонных линий по двум точка «Ёлочка». | 1 | 18.10 | |
8 | Понимание обобщающих понятий «Овощи и фрукты». Конструирование простых предметов | 1 | 25.10 | |
9 | Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови) | 1 | 08.11 | |
10 | Понимание слов, обозначающих действия предметов (пить, есть, сидеть, стоять). Рисование вертикальных линий из начальной точки. | 1 | 15.11 | |
11 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо). Рисование горизонтальных линий разной длины. | 1 | 22.11 | |
12 | Понимание слов обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Рисование горизонтальных и вертикальных линий «Забор», «Лестница». | 1 | 29.11 | |
13 | Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый. Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий. | 1 | 06.12 | |
14 | Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы» Упражнения в раскрашивании. | 1 | 13.12 | |
15 | Понимание обобщающих понятий «Игрушки». Рисование прямых наклонных линий (ёжик). | 1 | 20.12 | |
16 | Слушание потешек. Рисование наклонных линий в разных направлениях «Солнышко». | 1 | 27.12 | |
17 | Слушание Сказка «Зимовье зверей» Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя «нарисуй линии такого же цвета», «нарисуй столько же линий», «нарисуй | 1 | 10.01 | |
18 | Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих действия предметов (рисовать, играть, гулять и др). Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке». | 1 | 17.01 | |
19 | «Кто и как голос подает?» на материале диких животных и птиц. Произвольное рисо15.02вание наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | 1 | 24.01 | |
20 | Рисование прямых наклонных линий по двум точкам «Ёлочка». Конструирование (ёлочка). | 1 | 31.01 | |
21 | «Кто и как голос подает?» на материале диких животных и птиц. Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные, прямые). | 1 | 07.02 | |
22 | Слушание стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя. Упражнения на закрепление умений изображать линии «Ручеек» (волнистые), «Травка зеленеет…» (прямые, вертикальные) | 1 | 14.02 | |
23 | Работа с парными картинками. Д/И «Что изменилось?» Рисование на манке – круги. | 1 | 21.02 | |
24 | Время года – весна. Основные признаки и наблюдения в природе. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка). Дорисовывание предметов знакомыми линиями. | 1 | 28.02 | |
25 | Слушание «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака. Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево» (дорисовка), «Дождь». | 1 | 07.03 | |
26 | Понимание обобщающих понятий «Животные». Выполнение штриховки (вертикальные, прямые). | 1 | 14.03 | |
27 | «Кто и как голос подает?» на материале домашних животных и птиц. Конструирование простых предметов. | 1 | 04.04 | |
28 | «Кто и как голос подает?» на материале диких животных. Выполнение штриховки горизонтальные прямые. | 1 | 11.04 | |
29 | Понимание обобщающих понятий «Транспорт». Обведение карандашом по трафаретам (круг). | 1 | 18.04 | |
30 | Узнавание различение имен членов семьи. Обведение карандашом фигур (квадрат). | 1 | 25.04 | |
31 | Понимание обобщающих понятий «Посуда». Обведение карандашом фигур (треугольник). | 1 | 02.05 | |
32 | Понимание обобщающих понятий «Посуда». Рисование прямых линий и предметов из них. | 1 | 16.05 | |
33 | Понимание обобщающих понятий «Одежда». Рисование прямых линий и предметов из них «Флажок». | 1 | 23.05 |
Программа по учебному предмету по математика (математическое представление и конструирование)
Пояснительная записка.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Актуальность предмета обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.
Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в величине (длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий);
- понимание количества предметов (один, много, ни одного, мало)
-узнавание предметов по форме (круг, квадрат, треугольник)
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)
Календарно-тематическое планирование по математике (математическое представление и конструирование) – 34 часа
№ | Тема урока | Часы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статистических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока» | 1 | 01.09 | |
2 | «Шар и кубик» | 1 | 08.09 | |
3 | Контрастные по величине предметы «Большой -маленький» | 1 | 15.09 | |
4 | «Один, много, мало» | 1 | 23.09 | |
5 | «Много, один, ни одного» | 1 | 29.09 | |
6 | Круг. | 1 | 06.10 | |
7 | «Длинный – короткий» | 1 | 13.10 | |
8 | Сравнивание предметов путём наложения. | 1 | 20.10 | |
9 | Квадрат. | 1 | 27.10 | |
10 | Круг и квадрат. | 1 | 10.11 | |
11 | Длинный – короткий, один – много. | 1 | 17.11 | |
12 | Количество форма, величина | 1 | 24.11 | |
13 | Правая, левая рука | 1 | 01.12 | |
14 | Сравнение 2 групп предметов (по количеству, по длине) | 1 | 08.12 | |
15 | Широкий -узкий | 1 | 15.12 | |
16 | Сравнивание предметов по ширине путём наложения. | 1 | 22.12 | |
17 | Повторение. Фигура треугольник. | 1 | 29.12 | |
18 | Повторение. Треугольник и квадрат. | 1 | 12.01 | |
19 | Определение пространственных направлений от себя и обозначение их словами вверху – внизу. | 1 | 19.01 | |
20 | Высокий – низкий, выше – ниже. | 1 | 26.01 | |
21 | Сравнение предметов по высоте. | 1 | 02.02 | |
22 | Количество величина | 1 | 09.02 | |
23 | Круг, квадрат, треугольник. | 1 | 16.02 | |
24 | Части суток: день, ночь. | 1 | 02.03 | |
25 | Сравнение двух предметов по длине и ширине. | 1 | 09.03 | |
26 | Повторение. | 1 | 16.03 | |
27 | Совершенствование умения различать и показывать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | 1 | 06.04 | |
28 | Пространственные направления от себя и обозначение их словами: впереди – сзади, слева – справа. | 1 | 13.04 | |
29 | Впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа | 1 | 20.04 | |
30 | Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. | 1 | 27.04 | |
31 | Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. | 1 | 04.05 | |
32 | Определение пространственного расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. | 1 | 11.05 | |
33 | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. | 2 | 18.05 | |
34 | 25,05 |
Программа по учебному предмету Окружающий мир
(человек, природа, общество)
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном и социальном мире.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
При ознакомлении с предметным миром, природой и социальными явлениями у интеллектуально неполноценных детей формируется понимание логических отношений: части и целого, причины и следствия, временной последовательности. На основе анализа реальных фактов и явлений (особенно наглядных в природе) дети учатся делать простейшие обобщения, умозаключения, выводы.
Обучающие задачи: в ходе ознакомления с окружающим, прежде всего, появляется возможность расширить представления ребёнка о том предметном мире, в котором он живёт, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут его окружать всю жизнь и во многом определять условия деятельности.
Коррекционные задачи:
- развивать наблюдательность и любознательность
- формировать нравственное поведение детей в природе
- воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы
- учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы
- развивать ощущения, восприятия, представления
- создать у детей предпосылки к развитию речи
- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики
- учить понимать обращённую речь
- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого
Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру
(человек, природа, общество) - 34 часа
№ | Тема урока | Часы | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | «Что растет на грядке» | 1 | 07.09 | |
2 | «Овощи, фрукты» | 1 | 14.09 | |
3 | «Осень наступила» | 1 | 21.09 | |
4 | Деревья. | 1 | 28.09 | |
5 | Камень, песок. | 1 | 05.10 | |
6 | Птицы | 1 | 12.10 | |
7 | Грибы, ягоды. | 1 | 19.10 | |
8 | Комнатные растения. | 1 | 26.10 | |
9 | Домашние животные. Кот, собака. | 1 | 09.11 | |
10 | Члены семьи | 1 | 16.11 | |
11 | Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери" | 1 | 23.11 | |
12 | Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). | 1 | 30.11 | |
13 | Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) | 1 | 07.12 | |
14 | Одежда. | 1 | 14.12 | |
15 | Мебель (назначение, виды) | 1 | 21.12 | |
16 | Двор. Игровая и спортивная площадки | 1 | 28.12 | |
17 | Секреты Снеговичка | 1 | 11.01 | |
18 | «Жизнь под снегом» | 1 | 18.01 | |
19 | Жизнь на подоконнике | 1 | 25.01 | |
20 | «Домашние животные и детеныши» | 1 | 01.02 | |
21 | «Конец зимы» | 1 | 08.02 | |
22 | Весна в неживой природе | 1 | 15.02 | |
23 | Кругом вода | 1 | 22.02 | |
24 | Секреты глины и песка | 1 | 01.03 | |
25 | О растениях весной | 1 | 15.03 | |
26 | Наземный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай). | 1 | 05.04 | |
27 | Воздушный транспорт. | 1 | 12.04 | |
28 | Водный транспорт. | 1 | 19.04 | |
29 | Продукты питания. | 1 | 26.04 | |
30 | Компьютерная презентация «Я-человек» | 1 | 03.05 | |
31 | Семья. Родители – мама, папа, дочь, брат. | 1 | 10.05 | |
32 | Узнавание себя на фотографии | 1 | 17.05 | |
33 | Домашний адрес. | 1 | 24.05 | |
34 | Повторение. | 1 | 31.05 |
Музыка.
Пояснительная записка.
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого цель педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях перед педагогом ставится задача развивать способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки
Календарно-тематическое планирование по Музыке - 17 часов
№ | Тема урока | Часы | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, в бубен) | 1 | 06.09 | |
2 | Исполнение песни «Жили у бабуси» | 1 | 20.09 | |
3 | Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка) | 1 | 04.10 | |
4 | Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни «Цыплёнок Пи" | 1 | 18.10 | |
5 | Слушание произведения П.И Чайковского «Времена года» (осень) | 1 | 08.11 | |
6 | Слушание музыкальных инструментов и нахождение их. Д/И «Найди такой же инструмент» | 1 | 22.11 | |
7 | Произведения П.И.Чайковского: «Времена года» (зима) | 1 | 06.12 | |
8 | Слушание и узнавание произведения с CD диска «Спокойной ночи малыши» (игра с куклой) | 1 | 20.12 | |
9 | Слушание произведения записи «Маленькой Ёлочке» О.Фельцман/И.Шаферан | 1 | 10.01 | |
10 | Слушание произведения «Белые снежинки» Г.Гладков | 1 | 24.01 | |
11 | Слушание произведения П.И Чайковского «Времена года». (Весна) | 1 | 07.02 | |
12 | Слушание песни «У всех мама есть» | 1 | 21.02 | |
13 | Развитие слухового внимания и интереса к предметному миру. Игра с сыпучими материалами: крупы. | 1 | 07.03 | |
14 | Слушание П.Чайковский «Танец маленьких лебедей» | 1 | 04.04 | |
15 | Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Веселый оркестр» | 1 | 18.04 | |
16 | Развитие слухового внимания и интереса к предметному миру. Игра с сыпучими материалами: крупы. | 1 | 02.05 | |
17 | Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, между предметами. | 1 | 23.05 |
ИЗО (рисование, аппликация).
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирование у детей наглядно-образное и логическое мышление.
Обучающими задачами является необходимость вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Это делает жизнь ребенка с ТМНР интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Основными задачами к занятиям на всех годах обучения являются: развитие заинтересованного отношения умственно отсталых детей к предлагаемым заданиям, создание соответствующего эмоционального состояния, обеспечение должной (чаще всего игровой) мотивации детской деятельности.
Планируемые результаты:
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
∙ Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
∙ Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
∙ Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
∙ Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
∙ Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
∙ Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
∙ Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО (34 часа)
№ | Тема урока | Часы | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Рисование «Червячки для цыпленка» | 1 | 01.09 | |
2 | Аппликация «Шарики катятся по дорожке» | 1 | 08.09 | |
3 | Рисование «У ежа иголки» | 1 | 15.09 | |
4 | Аппликация «Большие и маленькие мячи» | 1 | 23.09 | |
5 | Рисование «Яблоки» | 1 | 29.09 | |
6 | Рисование «Баранки» | 1 | 06.10 | |
7 | Рисование по замыслу | 1 | 13.10 | |
8 | Аппликация «Листопад» | 1 | 20.10 | |
9 | Рисование «Дождик» | 1 | 27.10 | |
10 | Рисование «Листопад» | 1 | 10.11 | |
11 | Рисование «Огурец» | 1 | 17.11 | |
12 | Рисование «Вкусный пирог» | 1 | 24.11 | |
13 | Рисование «Дорожки» | 1 | 01.12 | |
14 | Аппликация «Снеговик» | 1 | 08.12 | |
15 | Рисование «Пирожки для Машеньки» | 1 | 15.12 | |
16 | Рисование «Окошки в теремке» | 1 | 22.12 | |
17 | Рисование «Новогодняя елка с украшениями и шариками» | 1 | 29.12 | |
18 | Рисование «Мандарины и апельсины» | 1 | 12.01 | |
19 | Аппликация «Пирамидки» | 1 | 19.01 | |
20 | Рисование «Украсим рукавичку-домик» | 1 | 26.01 | |
21 | Рисование «Вкусные гостинцы на день рождения мишки» | 1 | 02.02 | |
22 | Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке» | 1 | 09.02 | |
23 | Рисование «Большие и маленькие птицы на кормушке» | 1 | 16.02 | |
24 | Рисование «Светит солнышко» | 1 | 02.03 | |
25 | Аппликация «Салфетка» | 1 | 09.03 | |
26 | Рисование «Окно для петушка» | 1 | 16.03 | |
27 | Рисование «Колеса поезда» | 1 | 06.04 | |
28 | Рисование «Самолет» | 1 | 13.04 | |
29 | Рисование «Мышонок в норке» | 1 | 20.04 | |
30 | Аппликация «Неваляшка» | 1 | 27.04 | |
31 | Рисование «Гусеница» | 1 | 04.05 | |
32 | Рисование «Праздничный салют» | 1 | 11.05 | |
33 | Рисование «Бусики» | 1 | 18.05 | |
34 | Рисование «Грибы» | 1 | 25.05 |
Программа по учебному предмету технология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиции психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развития мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами.
Обучение организуется с учетом традиций народного быта и художественных промыслов, а также современных и традиционных арт-терапевтических технологий. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащемуся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объемные и плоские модели, а затем и самостоятельно. На уроках постоянно подчеркивается значимость труда на доступном восприятию учащемуся уровне. Это возможно, учитывая индивидуальные особенности развития эмоционально-волевой сферы учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Особое внимание на уроках обращается на обеспечение безопасности труда учащегося, соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда.
На уроках ручного труда учат:
- выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом вместе с учителем, по образцу и по словесной просьбе учителя;
- подготавливать место для занятий;
- учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них;
- применять разнообразные предметы-орудия для изготовления поделок;
- бережно относится к результатам своего труда и других людей;
Уроки по предмету «Ручной труд» направлены на обучение доступным приемам труда, развитие их творческих способностей, формирование умения работать в коллективе и стремление доводить начатое дело до конца, положительное отношение к труду.
Занятия ручным трудом благоприятно влияет на развитие мышечной системы рук, глазомер, обменные процессы и т.д. В ходе уроков формируется и совершенствуется восприятие учащегося путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
Для учащегося эффективность этих уроков заключается в создании благоприятных возможностей для становления умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.
Учебный предмет «Ручной труд» успешно интегрируется с предметами «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», и другими учебными предметами и коррекционно-развивающимися занятиями.
Приемы работы.
Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики). Скатывание круговыми движениями в ладонях и на подкладной доске (шар). Вдавливание поверхности шара (яблоко). Отщипывание пальцами маленьких кусочков и скатывание мелких шаров (бусы, вишни, яички). Сплетение столбиков (кренделя, булочки). Скатывание круговыми движениями шара и раскатывание в ладонях овальной формы (огурец). Вытягивание одного конца у столбика (морковь, огурец). Соединение плоскостных деталей с объёмными (рыбка). Соединение деталей способом примазывания (чашка с ручкой). Прищипывание края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).
Практические работы.
Упражнение в подготовке материала к лепке.
Лепка столбиков различной длины и толщины.
Изготовление баранок, бубликов, кренделей, булочек.
Лепка по образцу и показу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мячи, куклы-неваляшки, снеговики (из двух шаров разной величины).
Лепка овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидор. Составление композиции из овощей и фруктов (овощи в тарелке, фрукты в корзине).
Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих овальную форму. Составление композиции (картофель, сливы, огурцы и т.д.).
Цель: Освоение практических навыков и умений работы с пластилином, бросовым материалом и другими материалами. Максимальное включение учащегося в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой, общения).
Задачи:
Учить выполнению простейших трудовых навыков;
Формировать мотивацию к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);
Улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер, образное мышление;
Воспитывать положительное отношение к труду, терпение, аккуратность.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные тиры уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомление с новым материалом, урок формирования умений учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный урок).
Форма работы на уроке: индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Технологии: здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые.
Инструментарий: рабочая программа, наглядные пособия, демонстрационный материал, тематический словарь в картинках, дидактические и развивающие игры, диагностическая карта наблюдений.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося.
Ученик получит возможность научиться:
Требования, предъявляемые у организации рабочего места, подготовке оборудования, инструментов и приспособлений.
- Назначение инструментов и приспособлений, используемых при ручных работах.
- Правила безопасной работы с пластилином
- Названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок.
- Последовательность изготовления изделий.
- Основные приемы лепки.
Ученик научится:
- Правильно организовать свое рабочее место, соблюдать требования безопасной работы и внутреннего распорядка.
- Пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, подбирать материалы по цвету.
- Ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту, определять приемы работы и инструменты, нужные для ее выполнения, сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
- С помощью учителя лепить из пластилина.
- Применять приобретенные навыки на практике.
Перечень оборудования и дидактического материала:
- материал для лепки: цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования на песке;
- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
- скалки разного размера;
- демонстрационный материал;
- наглядный материал;
- мольберт, индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые;
- материалы для аппликации;
- наборы белой бумаги;
- трафареты (внутренние и внешние), наборы игрушек.
Календарно-тематическое планирование по технологии
(ручной труд) – 34 часа
№ | Тема | Коррекционно-развивающая составляющая образованности | Дата по плану | Дата по факту |
Работа с пластилином | Воспитывать интерес к лепке. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко) | 05.09 | ||
Воспитывать интерес к лепке. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами (колобок) | 12.09 | |||
Работа с тестом | Учить наблюдать за действиями взрослого, оперирующего пластичным материалам | 19.09 | ||
26.09 | ||||
Работа с песком | 03.10 | |||
Действия –мять | Учить выполнять действие с пластичными материалами — мять кусок. | 10.10 | ||
Отрывание кусочков | Учить выполнять действие с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки | 17.10 | ||
24.10 | ||||
Отрывание кусочков и соединение | Учить выполнять различные действия с пластичными материалами — разрывать на кусочки и соединять их в целый кусок | 07.11 | ||
«Колбаска» | Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска»). | 14.11 | ||
«Конфеты» | Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Конфеты – палочки) | 21.11 | ||
28.12 | ||||
«Баранки» | Учить (в совместной деятельности со взрослым) соединять концы слепленной колбаски | 05.12 | ||
12.12 | ||||
Учить действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка») | 19.12 | |||
26.12 | ||||
«Конфеты-шарики» | Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты-шарики») | 09.01 | ||
16.01 | ||||
«Колобок» | Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Колобок») | 23.01 | ||
Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Мяч») | 30.01 | |||
«Лепёшки» | Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье») | 06.02 | ||
Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Блины») | 21.02 | |||
Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Пирожки») | 13.02 | |||
«Печенье» | Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье») | 20.02 | ||
«Пирожки» | Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Пирожки») | 27.02 | ||
Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Блины») | 06.03 | |||
«Бусы» | Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Бусы») | 13.03 | ||
03.04 | ||||
10.04 | ||||
«Миска» | Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Баранки к чаю») | 17.04 | ||
Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград») | 24.04 | |||
Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Катятся колобки») | 15.05 | |||
Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Рассыпались мячики») | 22.05 | |||
Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Угостим кукол печеньем») | 29.05 |
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Физкультурно-оздоровительная активность является действенным средством поддержания качества жизни, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской или протезом. У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека, способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Также адаптивная физкультура формирует компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных, способность преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок. Воспитывает потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни, осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества, желание улучшать свои личностные качества, стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Целью адаптивной физической культуры является повышение двигательной активности детей с ТМНР и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков, сохранение здоровья детей с тяжелыми и множественными нарушениями, профилактика возникновения вторичных заболеваний
Описание возможных результатов обучения:
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
- формирование действий с предметами доступными способами с помощью взрослого.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
(адаптивная физическая культура) – 17 часов
№ | Тема урока | Часы | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Массаж, пальчиковая гимнастика. | 1 | 13.09 | |
2 | Дыхательные упражнения. Греем ручки. Удлинённый выдох. | 1 | 27.09 | |
3 | Движения пальцами «жарко-холодно» с напряжением. | 1 | 11.10 | |
4 | Совместная игра в мяч | 1 | 25.10 | |
5 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Раскачивание рук». | 1 | 15.11 | |
6 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Погреми погремушкой» | 1 | 29.11 | |
7 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Постучи кубиком». | 1 | 13.12 | |
8 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Постучи погремушкой». | 1 | 27.12 | |
9 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. Разучивание развивающих упражнений под музыку. | 1 | 17.01 | |
10 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. Упражнения на координацию движений. | 1 | 31.01 | |
11 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. Упражнения на расслабление мышц. | 1 | 14.02 | |
12 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Переложи флажок»; «Подними флажок». | 1 | 28.02 | |
13 | Движения руками «Боксёр» | 1 | 14.03 | |
14 | Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Положи погремушку»; «Посмотри на погремушку». | 1 | 11.04 | |
15 | Наклоны головы вперед-назад. | 1 | 25.04 | |
16 | Движения под музыку (покачивания, похлопывания) | 1 | 16.05 | |
17 | Движения руками «Птички летят» | 1 | 30.05 |
СБО
Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.
Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Основная воспитательная задача по данному разделу работы - привить детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, учить решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене, детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию, аккуратному принятию пищи.
Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны взрослых, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.
Календарно-тематическое планирование по СБО -34 часа
№ | Тема урока | Часы | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Отождествление себя в зеркале | 1 | 02.09 | |
2 | Части тела человека. | 1 | 09.09 | |
3 | Руки, движение пальцев рук. | 1 | 16.09 | |
4 | Лицо человека. Основные части лица (глаза, рот, нос, уши). | 1 | 23.09 | |
5 | Внешний вид в зеркало. | 1 | 30.09 | |
6 | Пол, возраст, имя, фамилия. | 1 | 07.10 | |
7 | «Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек». | 1 | 14.10 | |
8 | Компьютерная презентация «Я - человек» | 21.10 | ||
9 | Повторение | 1 | 28.10 | |
10 | Узнавание предметов одежды. | 1 | 11.11 | |
11 | Одевание куклы Кати | 1 | 18.11 | |
12 | Чудо – носик! | 1 | 25.11 | |
13 | Таблетки растут на ветке. | 02.12 | ||
14 | «Чтобы уши слышали» | 1 | 09.12 | |
15 | Крепкие – крепкие зубы | 1 | 16.12 | |
16 | Наши ручки – чистые! Мыло и мыльная пена | 1 | 23.12 | |
17 | Узнавание себя на фотографии | 1 | 13.01 | |
18 | Рассматривание картинок, отображающих добрые поступки детей, используя приёмы, побуждающие детей выражать отношение к ним | 1 | 20.01 | |
19 | «Что случилось с куклой Машей?» | 1 | 27.01 | |
20 | Дифференциация одежды для девочки и мальчика. | 1 | 03.02 | |
21 | Узнавание (различение) головных уборов (шапка, платок, кепка). | 1 | 10.02 | |
22 | Приём пищи. Сообщение о желании пить. Питьё из кружки (стакана). | 1 | 17.02 | |
23 | Умение различать нужные для приёма пищи. | 1 | 03.03 | |
24 | Стихи А. Барто о правилах культурного поведения. | 1 | 10.03 | |
25 | Культура поведения. Формирование навыков здороваться, прощаться, благодарить. | 1 | 17.03 | |
26 | Узнавание предметов обуви. | 1 | 07.04 | |
27 | Самостоятельное обувание и снятие обуви. | 1 | 14.04 | |
28 | Умение различать предметы нужные для приема пищи. | 1 | 21.04 | |
29 | Учимся пользоваться ложкой, вилкой. | 1 | 28.04 | |
30 | Спокойной ночи | 1 | 05.05 | |
31 | Семья. Родители – мама, папа, дочь, брат. | 1 | 12.05 | |
32 | Охрана жизни и здоровья. | 1 | 19.05 | |
33 | Умение обозначать необходимость помощи (жестом, словом) в различных ситуациях. | 1 | 26.05 | |
34 | Безопасность при общении с животными | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Программа по математике для 5 класса рассчитана на 170 часов. В связи с индивидуальным обучением на дому учащегося 5В класса внесены изменения в количество часов по основным...
Рабочие программы обучения на дому ребёнка-инвалида (опорно-двигательный аппарат)
Рабочие программы основных предметов учебного плана для обучения на дому ребёнка-инвалида с сохранным интеллектом. Срок обучения 5 и 6 класс. Уроки технологии и физической культуры адаптированы для ра...
Рабочая программа обучение на дому 9 класс по иносторанному языку (английский язык)
Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа обучение на дому 8 класс по иностранному языку (английский язык)
Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Адаптированная рабочая программа (обучение на дому) 5 класс
Адаптированная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО, входит в образовательную область и позволяет получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средства...
Адаптированная рабочая программа (обучение на дому) 3 класс
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по м...