Урок-зачет по теме "Басни И.А. Крылова"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок в нестандартной увлекательной форме позволяет проверить знания учащихся по изученной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_rukovodstvo_uchitelyu.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-зачет в 5 классе
по теме «Басни И.А.Крылова»
Цели урока:
- для учителя: - контроль усвоения изученного по теме;
- для учеников: - показать свои знания в понимании смысла басен и их морали;
- показать умение выразительно читать и инсценировать басни;
- выбрать лучшего и присвоить ему звание «Знатока русской басни».
Оборудование: - интерактивная доска;
- презентация в редакторе Notebook;
- раздаточный материал для учащихся (кроссворд и тестовое задание);
- маски животных и птиц для инсценировки басен;
- медали «Знаток русской басни».
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Сообщение цели урока (целеполагание).
- Словарная работа (актуализация знаний).
- Просмотр мультфильма.
- Инсценировка и выразительное чтение басен.
- Тестовое задание.
- Подведение итогов.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО / СЛАЙД №1 ПОРТРЕТ КРЫЛОВА/
На предыдущем уроке мы узнали, что басня как литературный, жанр имеет давнюю историю. Баснописцы ещё с 6 века до н.э. рассказывали о том, что волновало общество. Вам стали известны имена Майкова, Сумарокова, Ломоносова, Лафонтена, Лессинга. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Я думаю, многие согласятся со словами русского поэта М. Исаковского
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ /СЛАЙД № 2 ЦЕЛИ УРОКА/
Сегодня, ребята, мы проведём заключительный урок-зачёт по теме «Басни И.А. Крылова». Вы покажите свои знания, умения понимать иносказательный смысл басен и их морали, умение выразительно читать, инсценировать басню, и ещё много интересного ждёт вас на уроке. По итогам работы на уроке мы выберем лучшего и присвоим ему звание «ЗНАТОКА РУССКОЙ БАСНИ»
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
/ СЛАЙД № 3 СЛОВАРНАЯ РАБОТА/
Группа «ТЕОРЕТИКОВ» поможет нам повторить необходимые для нашей темы слова. Давайте разгадаем кроссворд.
Учащиеся вписывают маркером ответы в кроссворд на доске и в своих тетрадях.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1.Логический, поучительный вывод. (Мораль)
4. Автор басен «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Мартышка и очки». (Крылов)
7. Несообразительность, бестолковость. (Глупость)
9. Писатель, создающий басни. (Баснописец)
10. Малообразованный человек, неуч. (Невежда)
М | О | Р | А | Л | Ь | |||||||
Л | ||||||||||||
Л | К | Р | Ы | Л | О | В | Э | |||||
И | Е | З | ||||||||||
С | Б | Г | Л | У | П | О | С | Т | Ь | |||
И | А | О | П | |||||||||
Ц | С | Р | Н | |||||||||
Б | А | С | Н | О | П | И | С | Е | Ц | |||
Я | Я | В | ||||||||||
Е | ||||||||||||
Н | Е | В | Е | Ж | Д | А | ||||||
А |
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Иносказание, изображение предмета или понятия, за которым скрывается другой предмет или понятие. (Аллегория)
3. Плутовка из басен Крылова. (Лисица)
5. Родоначальник басенного жанра. (Эзоп)
6. Короткое нравоучительное произведение. (Басня)
8. Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны.
- Проверить себя можно на следующей странице /СЛАЙД №4/
- Ребята, повторите ещё раз, что такое БАСНЯ?
-Краткий, стихотворный рассказ нравоучительного характера.
ТАК ЧЕМУ ЖЕ УЧИТ БАСНЯ? / СЛАЙД №5 ЧЕМУ УЧИТ БАСНЯ/
-Быть трудолюбивыми и добрыми, честными и справедливыми.
Хоть в баснях действуют звери, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки, высмеивает отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-В баснях писателя – живых, бытовых сценках представлены вечные конфликты, над которыми не властно время. Давайте сейчас посмотрим и послушаем любимые басни.
БАСНЯ «ВОРОНА И ЛИСИЦА» /СЛАЙД №6/
Предлагаю посмотреть мультфильм по басне «Ворона и лисица» (длительность 4 мин. 14 сек.) Сначала слушается мораль – СТОП КАДР
-Ребята, что вы сейчас прослушали?
-Мораль басни.
-А теперь смотрим мультфильм и обращаем внимание на то, как читается басня и как ведут себя герои.
Просмотр. После этого задается вопрос:
-Расскажите, как вы понимаете басню?
-Баснописец высмеивает ограниченность умственных способностей, несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость
Открывается шторка на доске
А сейчас посмотрим и послушаем любимые басни в исполнении ваших одноклассников и оценим инсценировку.
Учащиеся инсценируют басню «Ворона и лисица»
Ребята, как вы оцените выступление группы?
Слушаются отзывы учащихся
БАСНЯ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» /СЛАЙД №7/
-Прежде чем посмотреть следующую басню, вспомните, как читается басня?
-Не торопясь, артистично, делая паузы, чтобы вся ситуация басни возникла в воображении.
Учащиеся инсценируют басню «Свинья под дубом»
- Итак, определим, в чем состоит мораль этой истории?
-Обличает невежд, которые не понимают пользы учения.
- Басня «Свинья под дубом» обличает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.
- Что обозначают выражения «поступать по-свински», «подложить свинью». - Это значит: совершить подлость. На добро, вместо благодарности, ответить злом, сделать подлость, нанести вред.
- Ведь что делает Свинья? Воспользовавшись плодами дуба - желудями, наевшись, Свинья не просто уходит, не поблагодарив, а начинает подрывать корни.
БАСНЯ «ВОЛК И ЯГНЁНОК» /СЛАЙД № 8/
- Послушаем выразительное чтение басни (читает ученик)
-Что осуждает Крылов в басне?
- Осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор жалеет ягнёнка.
В басне «Волк и Ягнёнок» два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что ягненок так испугался, что онемел от страха? Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает её, и уже безнадежно произносит: «Ах, чем я виноват?..»
Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? Волк заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он, наконец, произносит: « Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»
Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила. Вот почему баснописец говорит, что « у сильного всегда бессильный виноват»…Эта басня – горькая правда о несправедливых порядках.
ПРЕДЛАГАЮ ПРОВЕСТИ АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ.
- Кто больше назовет пословиц, в которых бы упоминался волк.
Волк коню не товарищ
Волка ноги кормят
Волков боятся – в лес не ходить
Работа не волк – в лес не убежит
И волки сыты, и овцы целы
Сколько волка ни корми, всё в лес смотрит
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву
С волками жить по-волчьи выть
Отольются волку овечьи слёзки
Какие из названных пословиц близки басне Крылова.
ПРЕДЛАГАЮ НЕМНОГО ОТДОХНУТЬ И ПОИГРАТЬ
/СЛАЙД №.9. Соотнеси названия басен и персонажи/
У НАС В ГОСТЯХ ПОЧЕМУЧКА:
/СЛАЙД № 10. Из каких басен эти строки?/
Учащиеся у доски соединяют линиями СТРОКИ ИЗ БАСЕН С НАЗВАНИЯМИ БАСЕН
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, щука и рак»)
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»)
Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру им долой. («Волк на псарне»)
Эх, эх.… Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки, могу попасть в большие забияки. («Слон и Моська»)
/СЛАЙД № 11. Проверь себя/
- Посчитайте количество набранных вами жетонов, и мы определим победителя.
Награждение победителя
А чтобы оценки получили сегодня все, выполните тестовое задание. Задание выполняется всеми учениками в тетради. Тест также проецируется на экране.
/СЛАЙД № 12. ТЕСТ/ /СЛАЙД №13. Ответы на тест/
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
-Кого в своих нравоучительных историях под видом животных, птиц, растений имеет в виду баснописец? (Людей)
- Чему учат басни? ( Узнавать самих себя, помогает обнаруживать свои недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться)
- Чтение басен обогащает нас знанием жизни и родного языка.
«Его притчи, - писал Н.В. Гоголь, - достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа».
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Вот такими словами П.А.Вяземского я хотела бы закончить урок и поблагодарить вас за работу. /СЛАЙД №14. Спасибо за работу/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет по теме "Вегетативные органы растения", 6 класс
Урок содержит конспект и презентацию. итоги урока не подрозумевают отрицательные оценки, что способствует большей заинтересованности и активности учащихся. Применяя различные формы контроля, можно ср...
Урок-зачет "Урок с препятствиями" по теме "Имя числительное "
Урок-зачет в игровой форме,обобщающий материал по теме "Имя числительное", развивает интерес к предмету и позволяет раскрыть знания по теме каждого ученика....
Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.
Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
Урок русского языка в 8 классе Урок-зачет по теме «Односоставные предложения»
Предварительно класс делится на группы по 4-5 человек. Составляется маршрутный лист, в котором указана последовательность пунктов работы. Зачет в каждом пункте принимает учащийся, знания которог...