Презентация к уроку литературы по теме "Басня"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Данная презентация поможет учителю на уроке по теме "Басня". Даны основнае теоретические положения данного жанра. Представлена история басни. Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. много внимания уделяется творчеству И.С. Крылова. Приводится тест по данной теме. Все сопровождается иллюстрациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дать определение жанра «басня». Познакомить с историей жанра и особенностью басен Крылова.
краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней » (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)
Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.
« Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
1621 - 1695 Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
Общая тема, общий герой, Лисица Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей В басне высмеиваются людские пороки Басня имеет поучение, мораль
Р а з л и ч и я Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль. Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
А.П. Сумароков В.И. Майков И.А. Крылов И.И. Хемницер И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов
Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.
Ворона сыру кус когда – то унесла И на дуб села. Села, Да только лишь ещё ни крошечки не съела… Негде ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось…
Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в "Драматическом Вестнике" были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова - ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 создал около 200 басен.
Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.
Человеческие пороки, которые высмеивает И.А.Крылов в своих баснях Лесть; Зависть; Глупость; Непрофессионализм человека; Присвоение чужих заслуг; Лень
Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми , их знают все. Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника. С помощью афоризмов можно указать на недостатки человека.
Афоризмы из басен И.А.Крылова Автор считал, что каждый должен заниматься своим делом, об этом он говорил во многих своих баснях: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»). «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»). «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» («Скворец»).
Афоризмы из басен И.А.Крылова Человек во всем должен знать меру: «Демьянова уха»: насильное чрезмерное угощение; «Лжец»: «Огурец с гору» - чрезмерное преувеличение.
Афоризмы из басен И.А.Крылова Самые опасные пороки человека: присвоение чужих достоинств и заслуг – «Ворона в павлиньих перьях» ; взаимная лесть - «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» ; неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность - «Медвежья услуга».
Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 2. Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
1. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова. «Слона-то я и не приметил» «А воз и ныне там» «На задних лапках я хожу» «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» «…рыльце у тебя в пуху» «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» 2. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья Моська Повар Ворона Ягнёнок Кукушка Муравей Фока Слова для справок : стрекоза, дуб, лисица, Демьян, волк, слон, петух, кот. 3. Нарисуйте рисунок к понравившейся вам басне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
Презентации помогут при изучении тем по литературе....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....