«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»
статья

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ»

 

Проблема нарушения письменной речи детей среднего  школьного возраста -  особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние:

  •  на речевое развитие детей;
  • на развитие познавательной деятельности;
  • затрагивает эмоционально-волевую сферу;
  • затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ТНР нарушение письменной речи сохраняется к 5 – му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Статистика показывает, что 90% детей с ТНР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера.

Существенную роль в их возникновении играет:

  • дефицит произвольной концентрации;
  • переключения и распределения внимания;
  • нарушения слухоречевой памяти;
  • нарушение буквенного гнозиса;
  • нарушение динамического праксиса руки;
  • нечеткая дикция, плохая артикуляция;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи;
  • наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ТНР. Но в 5 – 8 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании:  «Адаптированной коррекционной  программы для старших школьников с ТНР».

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических.

Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  1. морфологическая дизорфография -сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
  2. синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
  3. смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с ТНР характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.

Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.     

Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Цель данной программы: 

Создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  • совершенствовать навык грамотного письма;
  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.

Форма организации  занятии:

- групповая;

- индивидуальная.

Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут

2 раза в неделю.

В результате реализации данной  логопедической программы у обучающихся имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:

  1. в развитии звуковой стороны речи;
  2. в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
  3. в формировании связной речи;
  4. будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Формы подведения итогов:

  1. Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ).
  2. В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы.
  3.  С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
  4. Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ППк.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ»

Проблема нарушения письменной речи детей среднего  школьного возраста -  особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние:

  •  на речевое развитие детей;
  • на развитие познавательной деятельности;
  • затрагивает эмоционально-волевую сферу;
  • затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ТНР нарушение письменной речи сохраняется к 5 – му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Статистика показывает, что 90% детей с ТНР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера.

Существенную роль в их возникновении играет:

  • дефицит произвольной концентрации;
  • переключения и распределения внимания;
  • нарушения слухоречевой памяти;
  • нарушение буквенного гнозиса;
  • нарушение динамического праксиса руки;
  • нечеткая дикция, плохая артикуляция;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи;
  • наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ТНР. Но в 5 – 8 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании:  «Адаптированной коррекционной  программы для старших школьников с ТНР».

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических.

Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография -сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
  • смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с ТНР характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.

Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.      

Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Цель данной программы: 

Создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  • совершенствовать навык грамотного письма;
  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.

Форма организации  занятии:

- групповая;

- индивидуальная.

Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут

2 раза в неделю.

В результате реализации данной  логопедической программы у обучающихся имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи;
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
  • в формировании связной речи;
  • будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Формы подведения итогов:

  1. Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ).
  2. В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы.
  3.  С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
  4. Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ПМПк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами

Специфика работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка, прежде всего снижением уровня аналити...

Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.

В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...

«Особенности логопедической работы с детьми с минимальным снижением слуха»

Особенности устной речи у детей с минимальным снижением слуха.- Речь маловыразительна, монотонна.- Голос изменен.- Часто ускоренный темп речи.- Часто назализованная речь.- Выражены устойчивые фонетиче...

"Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Выступление на тему: "Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования "...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Cеминар-практикум для педагогов «Особенности логопедической работы с детьми с РАС»

Cеминар-практикум для педагогов «Особенности логопедической работы с детьми с РАС»...