«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»
статья
«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»
Проблема нарушения письменной речи детей среднего школьного возраста - особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние:
- на речевое развитие детей;
- на развитие познавательной деятельности;
- затрагивает эмоционально-волевую сферу;
- затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ТНР нарушение письменной речи сохраняется к 5 – му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.
Статистика показывает, что 90% детей с ТНР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера.
Существенную роль в их возникновении играет:
- дефицит произвольной концентрации;
- переключения и распределения внимания;
- нарушения слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ТНР. Но в 5 – 8 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании: «Адаптированной коррекционной программы для старших школьников с ТНР».
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических.
Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- морфологическая дизорфография -сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
- смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с ТНР характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.
Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.
Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель данной программы:
Создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.
Форма организации занятии:
- групповая;
- индивидуальная.
Продолжительность занятий:
групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут
2 раза в неделю.
В результате реализации данной логопедической программы у обучающихся имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Формы подведения итогов:
- Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ).
- В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы.
- С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
- Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ППк.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»
Проблема нарушения письменной речи детей среднего школьного возраста - особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние:
- на речевое развитие детей;
- на развитие познавательной деятельности;
- затрагивает эмоционально-волевую сферу;
- затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с ТНР нарушение письменной речи сохраняется к 5 – му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.
Статистика показывает, что 90% детей с ТНР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера.
Существенную роль в их возникновении играет:
- дефицит произвольной концентрации;
- переключения и распределения внимания;
- нарушения слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи;
- наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ТНР. Но в 5 – 8 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.
Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании: «Адаптированной коррекционной программы для старших школьников с ТНР».
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических.
Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- морфологическая дизорфография -сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;
- смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с ТНР характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.
Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.
Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Коррекционная работа рассчитана на весь период обучения ребенка с ТНР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
5.Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель данной программы:
Создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.
Форма организации занятии:
- групповая;
- индивидуальная.
Продолжительность занятий:
групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут
2 раза в неделю.
В результате реализации данной логопедической программы у обучающихся имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Формы подведения итогов:
- Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ).
- В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы.
- С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
- Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ПМПк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами
Специфика работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка, прежде всего снижением уровня аналити...
Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.
В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...
Особенности логопедической работы с детьми с ООП
Особенности работы....
«Особенности логопедической работы с детьми с минимальным снижением слуха»
Особенности устной речи у детей с минимальным снижением слуха.- Речь маловыразительна, монотонна.- Голос изменен.- Часто ускоренный темп речи.- Часто назализованная речь.- Выражены устойчивые фонетиче...
"Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Выступление на тему: "Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования "...
Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Cеминар-практикум для педагогов «Особенности логопедической работы с детьми с РАС»
Cеминар-практикум для педагогов «Особенности логопедической работы с детьми с РАС»...