Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи
материал
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnyy_protsess.docx | 73.12 КБ |
esse._moya_professiya-_logoped.docx | 245.46 КБ |
konspekt_zanyatiya_osen.docx | 520.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение здоровьесберегающих технологий учителя- логопеда в образовательный процесс».
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.
От того, как прошли детские годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и в любом образовательном учреждении.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно.
Работая учителем-логопедом использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Учителя-логопеды в своей коррекционно-логопедической деятельности стремятся использовать здоровьесберегающие технологии. Одним из видов коррекционно-логопедических занятий является логоритмика. Установлено, что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесённые в игровой форме, они помогают удерживать внимание.
Логопедическая ритмика направлена на:
1)коррекцию речевых нарушений;
2)обучение правильному дыханию;
3)оптимизацию мышечного тонуса и обучению релаксации;
4)развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;
5)развитию чувства ритма;
6)формированию пространственных представлений
7)динамической организации двигательного акта;
8)формирование межполушарного взаимодействия;
9)развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).
На занятиях уместно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий.
Дыхательные упражнения
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
- Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
- Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
- Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались.
- Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
- Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
Музыкальная ритмика используется при лечении: тиков, заикания, расторможенности, моторных стереотипов, дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха), брадилалии и тахилалии.
Логоритмические занятия с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление), растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.
Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.
Су Джок терапия.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Кинезиологические упражнения
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Разноимённые колечки. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) на правой руке и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке на левой руке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак— ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.10
7. Пальцы правой руки касаются левого плеча, пальцы левой руки – правого плеча, правая рука сверху Хлопок руками перед собой и смена положения рук – левая рука сверху. И другие подобные упражнения.
Ароматерапия
1. Лавандовое масло – увеличивает работоспособность, помогает справиться с состоянием тревоги, стрессом и депрессией.
2. Эвкалиптовое масло – способствует оживлению умственной деятельности, укрепляет иммунитет, профилактика простудных заболеваний.
3. Кедровое масло – антисептическое, успокаивающее, тонизирующее средство, укрепляет иммунитет.
4. Апельсиновое масло – укрепляет нервную систему.
5. Гераниевое масло – помогает снимать стресс и состояние тревоги.
6. Розмариновое масло – улучшает память
Учитель логопед Задорожная Н.В.
Предварительный просмотр:
Эссе
«Я учитель – логопед»
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Это не просто строчки стихотворения! Это мысли и чувства человека, любящего свою работу. Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Вероятно, сложно выбрать ту, профессию, которой потом отдашь годы жизни. В детстве мальчики мечтают стать пожарными, милиционерами, шоферами, президентами. Девочки хотят стать балеринами, докторами, воспитателями и даже принцессами. Анализируя все это, можно лишний раз убедиться в том, насколько важны наши детские увлечения, как остро они влияют на мечты о будущей профессии.
С самых малых лет, я знала, что стану педагогом и всегда мечтала учить детей. У меня была любимая игра — я рассаживала все свои игрушки и учила их говорить, читать, писать, рисовать. На тот момент я не знала о такой профессии, как «Логопед».
Когда я стала старше и пришло время выбрать свое профессиональное направление передо мной не стояло дилеммы, я четко знала, что буду поступать в педагогический университет.
Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения красивой и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с детьми, должен помнить: то, что они смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.
Профессия логопеда является очень гуманной, ведь развитие ребенка – это путь истины, поиска своего уникального и неповторимого «Я», это путь формирования индивидуальности ребенка, долгий и трудный, но прекрасный и неповторимый.
Быть логопедом – это больше, чем просто иметь престижную и редкую специальность, это ответственнее, чем просто посвятить себя совершенствованию профессии.
Ведь, на мой взгляд, только благодаря бескорыстной и самоотверженной любви лучших педагогов, вся система образования в целом, и система коррекции в частности, до сих пор существует и развивается в нашей стране. Эти люди, принимающие свою профессию как служение, не останавливаются и не опускают руки перед любыми трудностями, которых в профессии учителя-логопеда возникает огромное множество каждый день.
В работе с детьми особо необходимы любовь, чуткость, ведь учитель-логопед заменяет своим воспитанникам мать, когда ее нет рядом, а, значит, должен вести себя по-матерински, щедро отдавая внимание, ласку, теплоту, доброе слово, сердечность, душевность.
Учитель-логопед призван исполнять прекрасную миссию – дарить свою любовь детям. И каждый день он должен воплощать ее в жизнь, одновременно передавая своим подопечным склонность к этому чувству.
Важным аспектом деятельности каждого учителя-логопеда является то, что он должен быть не только защитником и опекуном своих воспитанников, но и близким другом, которому можно рассказать обо всех своих переживаниях, ведь в юном возрасте дети очень чувствительны, они требуют не только безоговорочной любви и тепла, но и понимания, а также совета взрослого человека, который сможет сказать им, как и что нужно и можно делать, а чего не стоит.
Итак, можно смело говорить, что профессия учителя-логопеда – это тяжелый труд. требующий постоянной самоотдачи, внимания, терпения, понимания и доброго сердца.
Профессия учителя-логопеда должна, несомненно, вызывать гордость, поскольку она является одной их самых древних и самых сложных профессий. Почетной она является потому, что оставляет в душе светлое чувство исполненного долга перед детьми, дает возможность чувствовать свое участие в их судьбе, а, следовательно, свою полезность в этом мире и обществе. Множество лиц повстречает человек на протяжении всей своей жизни, вот только лицо своего учителя и наставника он навсегда запомнит.
Коррекция речи – дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами и процедурами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. И в словах великого Цицерона мы можем рассмотреть саму суть профессии учителя в целом, а, в частности, профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
Учитель-логопед не только исправляет речь, избавляет от ошибок письма и чтения, но и вселяет в душу ребенка надежду на будущее и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем мальчишкам и девчонкам добиться успеха, подобрать себе без всяческих ограничений престижную и интересную работу.
Именно поэтому, учитель-логопед должен быть высококвалифицированным. В современной системе образования повышение квалификации педагога, овладение им современными педагогическими методиками и технологиями представляет собой важный этап постоянного образования учителя на протяжении всей своей педагогической деятельности. Ведь любой педагог может называться педагогом с большой буквы, только тогда, когда он не стоит на одном месте, постоянно учится и повышает свой уровень профессионализма.
К учителю-логопеду в дошкольном учреждений на сегодняшний день предъявляются высокие требования, потому что не только педагогические технологии и методы, которые он применяет, но и сама его речь, способности к коммуникации должны быть образцом подражания для детей, родителей, коллег по работе, всех окружающих. Следовательно, непрерывное образование, которое включает в себя и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня современного учителя-логопеда.
Действительно, современный ритм жизни требует от учителя-логопеда постоянного профессионального роста, нестандартного, творческого отношения к работе, стопроцентной самоотдачи. Профессиональный опыт учителя-логопеда гарантирует ему высокий уровень профессиональной квалификационной деятельности в разных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, учащихся, студентов, коллег.
К профессии учителя-логопеда относится множество сферам профессиональной, деловой компетенции: это и педагогическая диагностика и консультирование, и профилактическая работа, и специальное педагогическое просвещение. Также немаловажным является участие в психологической помощи, социально-педагогическая и образовательная деятельность, организация и эффективное руководство образованием, научно-исследовательская деятельность в своей профессиональной области.
Важнейшими чертами профессионального характера учителя-логопеда с существенным опытом работы является доброта, оптимизм ответственность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, терпение, профессиональная честность и порядочность, энергичность.
Учитель-логопед учится всю свою жизнь, развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, родителями, единомышленниками.
На сегодняшний день в работе учителя-логопеда большое значение имеет работа с семьей своих воспитанников.
Не слишком большая осведомленность родителей в вопросах коррекции речи, недооценка ими раннего определения существующих речевых дефектов и незамедлительного воздействия на них, ложные, а иногда и вредные установки некомпетентных советчиков в отношении речи их детей, свидетельствуют о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Именно поэтому работе с родителями учителю-логопеду следует уделять особое внимание. Необходимо проводить консультации, беседы, открытые занятия и праздники, презентации, «круглые столы». Наглядную информацию необходимо делать яркой, понятной, доступной, побуждающей к действию. Именно здесь проявляется инновационная деятельность, которая заключается в подборе нестандартных методик, использовании информационных технологий, зарубежной коммуникативной практики.
Только работа сообща логопеда и родителей дает возможность достичь максимальных результатов. Родителям всегда следует прислушиваться к советам опытного учителя-логопеда, ведь они должны знать, что в работу запущен целый механизм, который состоит из неотъемлемых звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. И стоит хотя бы одному звену выпасть, вся работа по устранению дефектов будет существенно растянута во времени.
На практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с разными по социальному статусу семьями и их специфическими требованиями, тем не менее, найти контакт следует со всеми, а, значит, учитель-логопед должен быть еще и психологом. Ведь для одних родителей и детей необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других же более эффективными станут твердость, настойчивость на определенных требованиях, доказательство того, что невыполнение рекомендаций затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Итак, конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. Когда учитель-логопед слышит грамматически и фонетически правильную речь детей, которых он обучал, с которыми прошел через все возможные трудности, то становится очевидным, почему настолько важна профессия логопеда.
Следует постоянно верить в свои силы и силы тех детишек, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. Все дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, а учителю-логопеду приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых и светлых радостей.
«Повезло ли мне с выбором профессии? Я – уверена. Если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я довольна, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодиться красивая грамотная речь».
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .
Цель: обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.
2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.
4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).
Коррекционно – развивающие:
1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.
2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Ход занятия
-Я полсвета облетело,
к вам я в гости залетело,
Сообщение для Вас,
Вы раскроете сейчас
“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”
Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?
Дети: Умка.
Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?
Дети:Поможем.
Объявление темы.
Логопед:Как мы сможем рассказать Умке об осени?
Дети: Нарисовать осень.
Дети: Составить рассказ про осень.
Дети: Составить книгу про осень.
Логопед: Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.
Логопед: Какие краски наполняют осень?
Дети: Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.
Логопед: Где мы можем увидеть многообразие этих красок?
Дети: В осеннем лесу.
Логопед: Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.
Логопед:
-Раз, два, повернись
И в лесу окажись!
Логопед: Вот мы свами и в лесу.
Логопед: Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?
Логопед: Осенью листья какие?
Дети: Желтые листья.
Дети: Красные листья.
Дети: Зелёные листья.
Дети: Коричневые листья.
Логопед: Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?
Дети: Разноцветные.
Логопед: Подскажите мне, какая бывает погода осенью?
Дети: Пасмурная погода.
Дети: Дождливая погода.
Дети: Хмурая погода.
Дети: Тёплая погода.
Дети: Солнечная погода.
Логопед: А вы слышали такое выражение «золотая осень»?
Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.
Логопед: Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.
Логопед: Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на картинку , похож он?
Дети: Да.
Логопед: Итак, как же будет называться наша первая страница?
Дети: Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».
Логопед: Что будет отражать она?
Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?
Логопед: Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?
Дети: С помощью пальчиков и язычка.
Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».
Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень».
Логопед: Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?
Дети: Ёжик.
Логопед: Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?
Дети: И назовём её «Лесные жители осенью».
Логопед: Кто хочет мне назвать лесных жителей?
Дети: лесной житель - медведь.
Дети: лесная жительница - лиса.
Дети: лесные жители - заяц, ёж.
Дети: лесная жительница - белка.
Дети: лесной житель - волк.
Логопед: А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме?
Дети:Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.
Дети: Медведь роет берлогу.
Дети: Мышка тащит в норку колоски.
Физкультминутка «Листопад»
Образование прилагательных от существительных.
Логопед: Посмотрите в окно , сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?
Дети: Клён.
Дети: Дуб.
Дети: Берёза.
Дети: Рябина.
Дети: Осина.
Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие
Дети: У рябины листья – рябиновые.
Логопед: У берёзы?
Дети: У берёзы листья - берёзовые.
Логопед: У дуба?
Дети: У дуба листья – дубовые.
Логопед: У клёна?
Дети: У клёна листья – кленовые.
Логопед: Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?
Дети: Назовём «Осенние деревья».
Логопед: Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени?
Дети: Осенью собирают урожай.
Дети: В лесу много грибов.
Дети: Птичьи стаи улетают.
Логопед: Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.
Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Логопед: Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.
Логопед: Чтобы наш Умка составил целостное представление об осени, предлагаю вам рассказать об осени.
Я буду говорить начало предложения, а вы - конец предложения.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Рисование ладошками « Осеннее дерево».
Логопед: Мы с вами уже составили многостраниц, и хотелось, чтоб последняя страница была необычной.
Дети выполняют коллективную работу.
На плакате нарисовано дерево (ствол и ветки), а ребята ладошками рисуют листочки (желтые, красные и т.д.).
Итог занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите, какая замечательная книга для Умки у нас получилась! Я думаю, что Умка очень обрадуется книге.
Благодаря вам, он будет знать, какая бывает осень, её приметы, как осенью животные готовятся к зиме.
Сегодня книгу я отнесу на почту и отправлю Умке. А от него мы будем ждать рассказ о Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...
Взавимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
бобщение опыта работы по взаимодействию музыкального руководителя и логопеда...
Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.
В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
Чтобы заинтересовать детей сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
В данной статье излагаются особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП...
«Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушение речи»
Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, так как такая система упражнений помогает активизировать деятельность речевых з...