Понятие об имени существительном
план-конспект урока (5 класс)
Конспект урока может быть использован при изучении имени существительного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие об имени существительном. Упражнение в нахождении имени существительного в тексте.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о понятии «имя существительное».
Задачи: формировать умение находить имена существительные в тексте;
учить различать предмет и слова, отвечающие на вопросы кто? что?;
корригировать речь, мышление и память посредством работы над упражнениями;
воспитывать культуру общения, аккуратность, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- освоение и запоминание правила понятия « имя существительное»;
- умение применять знания на практике при написании слов и предложений.
Метапредметные:
Познавательные:
-классификация по заданным критериям;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки существительных с целью группировки их по вопросам( кто? Или что?)
Регулятивные:
- составлять план и последовательность действий;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; 3. Коммуникативные
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- строить понятные для партнёра высказывания; -осуществлять взаимный контроль;
- Личностные:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, ИКТ: презентация.
Основные понятия: «живые предметы( кто?)», « неживые предметы ( что?)».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку. Все ли на месте? Садитесь. Слайд 2 ( посмотрите на экран и давайте все друэно прочтем)
Мы- умные!
Мы- дружные!
Мы- внимательные!
Мы- старательные!
Мы- отлично учимся!
Всё у нас получится!
Итак, у нас урок русского языка, с чего мы его обычно начинаем?.....Кто скажет
2. Повторение.
С повторения….итак, что вы проходили на прошлом уроке, о чем говорили?
О частях речи……. Что такое части речи, назовите их? Части речи- это имя существительное, имя прилагательное и глагол.
Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?
Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
Ребята, а к какой части речи относятся следующие слова: круглый, милый, высокий, белый, сильный?( имя прилагательное). На какой вопрос отвечает имя прилагательное? Обозначает признак, описывает предмет. Слайд 3.
Посмотрите внимательно на экран Слайд4, там даны слова, эти слова мы должны разделить на группы. Давайте прочитаем эти слова ( читает Руслан), на какие группы мы их можем разделить…? Имя существительное, имя прилагательное и глагол ( у доски 3 учащихся)
Проверяем….. слайд 5.
3. Словарная работа: забота. Слайд 6
4. Изучение нового материала. Послушайте внимательно стихотворение, и скажите ..,что мы будем изучать сегодня на уроке.
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлету,
В кактус, в зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
Какая часть речи обозначает предметы, ребята? Слайд 7.
Слайд 8. Ребята, давайте посмотрим на экран и подумаем, чем различаются эти две строчки ? ( вопросами..- в первой строке вопрос кто? Этот вопрос указывает на живые предметы: бабочка, ласточка, медведь. Вопрос что? указывает на неживые предметы : парта, листок, бантик, мяч). Слайд 9.
А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику и прочтем правило в рамочке на стр. 102. ( читает Азалия). Все , что мы с вами наблюдали на экране, мы прочли в учебнике. А теперь, давайте отдохнем…..
ФИЗМИНУТКА - слайд 10.
5. Закрепление изученного материала.
Посмотрите внимательно на листочки, которые я вам раздала. На них текст под названием «Зимний лес». Этот же текст, вы можете увидеть на экране. Слайд11.
Давайте внимательно прочтем его.
- Чтение учителем текста.
- Самостоятельное чтение учащихся текста по предложением.
- Найдите в тексте существительные и укажите, какие предметы они обозначают ( что? – неживые предметы; кто?- живые предметы).
Учащиеся у доски по цепочке выписывают существительные и задают к ним вопросы.
А теперь давайте выполним упражнение 163тна стр. 103 слайд 13.
6.Домашнее задание: стр. 103 упр. 164. Выполняем по образцу.
7. Рефлексия урока:
- Мне на уроке понравилось……
- Мне урок не понравился…..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное как часть речи А а слово перо Русский язык
Лингвистический паспорт Русский язык Имя существительное Грамматическое значение Вопр о с Морфологические признаки Роль в предложении Постоян ные непостоянные
Лингвистический паспорт Русский язык Имя существительное Грамматическое значение Вопрос Морфологические признаки Роль в предложении Подлежащее, дополнение, обстоятельство постоянные непостоянные Предмет Кто? Что? Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. Число, падеж
«Морфологическая» Найди лишне слово . - Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назови . Олень, дочь, мужчина. Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия. Песня, море, листопад. Ключи, уроки, класс. Русский язык
«Синтаксическая». Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия . За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России Русский язык Каким членом предложения является слово Россия ?
Проверь себя. 1- Б 2-Б 3-Б 4-А 5-Б Русский язык «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица... Употребление имен существительных в речи. А.А.Фет Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта. Радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие
Вечер, поле, Огоньки. Дальняя дорога. (В.Маяковский )
. Какие картины могут "нарисовать" существительные ? Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков) Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта. Радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тоска.
Повтори! Что называется именем существительным? Какие бывают имена существительные? Как изменяются имена существительные? Русский язык Вот и подошёл к концу наш урок. До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о первом склонении имен существительных
конспект урока с презентацией для 5 класса коррекционной школы VIII вида...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Урок русского языка с обучающимися 5 специального коррекционного класса на тему: «Понятие об имени существительном».
Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.)...