Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс) на тему

Голикова Наталья Евгеньевна

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и мотивации достижения.

Игры, упражнения, тренинг способствуют формированию реальных представлений о себе; развитию самоуважения, уверенности в себе; знакомство детей с понятиями «успех», «удача»; развитие умений ставить перед собой цели, не бояться трудностей, оценивать себя и свои достижения.

         Программа рассчитана на работу с учащимися 5-9 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76 города Краснодара

Программа

муниципального образовательного учреждения  

средней общеобразовательной школы № 76 г. Краснодара

по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия

его индивидуальных особенностей

           Автор:  

           педагог-психолог МБОУ СОШ № 76

           Голикова Н.Е.

Краснодар

2017

Пояснительная записка.

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и мотивации достижения.

Игры, упражнения, тренинг способствуют формированию реальных представлений о себе; развитию самоуважения, уверенности в себе; знакомство детей с понятиями «успех», «удача»; развитие умений ставить перед собой цели, не бояться трудностей, оценивать себя и свои достижения.

        Программа рассчитана на работу с учащимися 5-9 классов.

Цель программы: обеспечить в средней общеобразовательной школе № 76 социальные и психолого-педагогические условия для раскрытия индивидуальных особенностей ребенка посредством формирования и развития его личностных свойств: адекватной самооценки и мотивации достижения.

Задачи программы:

1. Теоретическое изучение педагогами основ развития мотивации достижения и формирования адекватной самооценки у учащихся.

2. Организация конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогов со школьным психологом по данной проблеме. Разработка рекомендаций педагогам по формированию адекватной самооценки и мотивации достижения у учащихся.

3. Организация регулярных занятий с учащимися 5-9 классов, направленных на развитие мотивации достижения и формирование адекватной самооценки.

Формы и методы:

  • классные часы;
  • занятия с учащимися;
  • психологические игры;
  • упражнения;
  • тренинги;
  • консультации и т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие индивидуальных способностей ребенка.
  2. Формирование у учащихся адекватной самооценки.
  3. Развитие у учащихся мотивации достижения.

Содержательные блоки программы:

I содержательный блок: «Формирование реального представления о себе, позитивного самоотношения, самоуважения и развитие способностей к самоопределению».

II содержательный блок: «Знакомство школьников с понятиями «успех», «удача», формирование надежды на успех и стремление к нему».

III содержательный блок: «Развитие индивидуальных способностей к сосредоточению над своими проблемами, умения ставить перед собой цели для достижения».

IV содержательный блок: «Развитие у учащихся сильных сторон своего характера, уверенности в себе».

        Программа работы педагогов с учащимися 5-9 классов по раскрытию индивидуальных способностей, формированию и развитию личностных свойств ребенка включает -  18  занятий. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

I содержательный блок:

«Формирование реального представления о себе,

позитивного самоотношения, самоуважения

и развитие способностей к самоопределению».

        Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мыслительный «образ Я».

        

Представление о Я заключается в представлениях о себе в разных ситуациях, по отношению к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова.

        

Ребенок должен узнать не только о наличии собственного Я, но и научиться оценивать его. Для начала надо научиться видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности манеры поведения, слабые и сильные стороны своего характера. Это поможет детям обрести уверенность в себе и в своих силах, позволит им активнее включаться в учебную деятельность.

I содержательный блок состоит из 5 занятий.

Цель I содержательного блока программы: формирование способностей учащихся к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Занятие 1 направлено на знакомство, снятие психологического напряжения в группе, формирование взаимного доверия.

Занятия 2 и 3 имеют целью активизацию знаний и представлений о себе, акцентирование внимания на позитивных сторонах собственной личности, дифференциацию представлений ребенка о себе.

Занятия 4 и 5 направлены на развитие у учащихся способностей к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Занятие 1

Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ  при взаимодействиии в упражнениях.

Ход занятия: 1. Знакомство с группой.

                     2. Выработка правил поведения на занятиях.

                     3. Упражнение «Меняемся местами».

                     4. Упражнение «Что я люблю».

                     5. Упражнение «Начни, продолжу».

                     6. Подведение итогов.

        Учащиеся вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с помощью передачи мяча друг другу.

  1. ребенок называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все учащиеся;
  2. ребенок кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мяч кому-либо по своему выбору;
  3. ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.

3. Упражнение «Меняемся местами».

Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого… (Например, в одежде есть синий цвет). Те участники, у которых есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий старается занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.

4. Упражнение «Что я люблю».

Каждый рассказывает участникам, что он любит. Остальные стараются запомнить все высказывания. Затем участники должны вспомнить и сказать, кто что любит.

5. Упражнение «Начни, продолжу».

Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром…». Сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня утром шел дождь», затем он говорит начало своей фразы, а его сосед ее заканчивает.

6. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 2

Цель: формирование адекватного представления о себе, акцентирование внимания на позитивных сторонах собственной личности.

Ход занятия: 1. Упражнение «Зеркало».

                     2. Упражнение «Кто я».

                     3. Упражнение «Жмурки».

     4. Упражнение «Ассоциация».

                     5. Подведение итогов.

1. Упражнение «Зеркало».

        Группа делится на пары. Один из пары принимает какую-либо позу, другой зеркально ее отражает, пытается понять ощущения и чувства своего партнера и говорит ему о них. Затем участники делятся впечатлениями, насколько было трудно понять, что чувствовал партнер.

2. Упражнение «Кто я».

        Каждый ребенок выражает себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.

        Инструкция: «Представь, что ты переписываешься с другом из далекой страны. Чтобы он лучше узнал о тебе – как ты выглядишь, что тебе интересно, ты решил отправить свой автопортрет и написать стих.

        Нарисуй картину, на которой будет изображен твой портрет.

        Напиши другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами: я, мой, у меня и т.д. Стихотворение не должно быть в рифму. Оно может быть, например, таким:

        Я Валера.

        Я люблю иногда подурачиться.

        Я самый старший ребенок в семье.

        Мой рост – один метр и сорок пять сантиметров.

        У меня рыжие волосы.

        Я обожаю мороженое».

        На придумывание стихотворения дается 5-10 минут. По окончании дети показывают свои портреты и зачитывают стихи.

3.Упражнение «Жмурки».

Требуется свободное пространство. Водящему завязывают глаза. Участники двигаются поблизости от водящего. Он должен поймать участника, узнать его и назвать его имя, тогда участник становится водящим.

4. Упражнение «Ассоциация».

        Водящий выходит за дверь. Участники задумывают кого-нибудь из группы. Водящий задает вопросы о том, каким деревом, цветком, птицей, зверем мог бы быть тот, кого они задумали. Его цель: по ассоциациям узнать этого ребенка. Задумать по очереди должны всех участников игры.

5. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 3

Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.

Ход занятия: 1. Упражнение «Великий мастер».

     2.Упражнение «Какой я?».

                         3. Упражнение «Банка секретов».

                     4. Подведение итогов.

1.Упражнение «Великий мастер».

        Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов: «Я великий мастер…». Например, мастер рисования плакатов, приготовления особенных блюд, составления компьютерных программ и т.д. Задача: убедить в этом остальных. Ведущий спрашивает: «Может ли кто-то из присутствующих сделать это лучше?» Если вся группа соглашается с утверждением, то этот человек признается «великим мастером» названного занятия. Группа награждает его аплодисментами. Обсуждение: трудно ли было хвалить себя и почему? Всегда ли нужна такая скромность? В каких ситуациях нужно говорить о своих достоинствах? Приятно ли получать аплодисменты?

2.Упражнение «Какой я?».

Каждому участнику прикрепляется лист бумаги на спину, в углу листа рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если только о достоинствах, то солнышко. Нужно подойти к участникам на выбор и написать на листках – какой этот человек во взаимоотношениях с другими, и какой у него характер, умеет ли он добиваться своих целей и т.д. По окончании работы листки снимаются и все обмениваются впечатлениями.

Участники высказываются: насколько трудно было принимать мнение других и давать свою оценку характеру товарища. Автора написанного не выявляют. Это упражнение иногда вызывает у ребят напряжение: они боятся и не хотят слышать критику в свой адрес.  В связи с этим следует порассуждать с ребятами: нужно ли знать о своих недостатках? И нужно ли принимать  оценку себя со стороны, пусть и негативную? Детей необходимо подвести к осознанию: критика помогает пересмотреть человеку свое поведение и изменить что-то в себе. Ведь человек не всегда сам может увидеть собственные недостатки, которые мешают ему продуктивно общаться и жить с другими людьми.

3. Упражнение «Банка секретов».

        Участник отмечает листок своим значком. Затем он записывает на листке, что негативного он открыл в себе с помощью товарищей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе. Листки складываются в стеклянную банку, она «опечатывается» и отдается на хранение ведущему. Банка будет открыта на последнем занятии.

4. Подведение итогов. По кругу обсуждаются вопросы:

  • Что нового ты узнал о себе от других ребят?
  • Что хорошее открыл в себе?
  • Что понравилось и чем не понравилось занятие?

Занятие 4

Цель: развитие у учащихся способностей к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Ход занятия: 1. Упражнение «Диалектика».

                          2.Упражнение «Волшебное зеркало».

                         3. Упражнение «Мои сильные стороны».

                     4. Упражнение «Соглашаюсь - не соглашаюсь».

                         5. Подведение итогов.

1. Упражнение «Диалектика».

        Выбирается какая-то социальная роль: это может быть родитель, ребенок, учитель, кондуктор в автобусе, продавец в магазине, рабочий на заводе и т.д. Каждый участник по кругу высказывается: «Быть… хорошо, потому что…, а плохо, потому что…» Можно обсудить несколько социальных ролей. Затем ребятам задаются вопросы: трудно было найти хорошее и плохое в социальных ролях? Почему?

2. Упражнение «Волшебное зеркало».

        Участникам предлагается представить, что они на минуточку могут заглянуть с помощью «волшебного зеркальца», в котором они смогут увидеть себя уже взрослыми в какой-либо социальной роли. Зеркало передается по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».

        По окончании ребята делятся впечатлениями: насколько трудно им было представить себя взрослыми.

3. Упражнение «Мои сильные стороны».

        Участникам предлагается написать на бумаге, какими сильными чертами характера они обладают для достижения успехов в той социальной роли, которую они увидели в «волшебном зеркале», а какие черты характера им нужно корректировать, чтобы быть успешными. Желающие могут зачитать, что у них получилось. Если участники не захотят этого делать, настаивать не нужно, важно, что они это осознали для себя.

4. Упражнение «Соглашаюсь - не соглашаюсь».

        Выбирается водящий. Его задача – высказать любое утверждение, пусть даже абсурдное, и указать, кто будет отвечать по своему выбору. Отвечающий должен без раздумий согласиться или не согласиться с утверждением. Если его ответ не совпадает с реальностью, он становится водящим. Игра должна проводиться очень динамично: будет больше ошибок - быстрее будут сменяться водящие.

5. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 5

Цель: развитие у учащихся способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.

Ход занятия: 1. Упражнение «Магазин».

                          2. Упражнение «Мой выбор».

                         3. Упражнение «Преграды».

                     4. Упражнение «Помощь зала».

                         5. Подведение итогов.

1. Упражнение «Магазин».

        Участникам предлагается набор всевозможных предметов, которые выкладываются на столе (это могут быть канцелярские товары, небольшие игрушки и пр.). Каждый по очереди приходит в «магазин» и выбирает понравившийся предмет. Когда все сделают свой выбор, они объясняют, почему захотели именно этот предмет. Что было труднее – выбрать или объяснить свой выбор? Чем ребята руководствовались в выборе: вещь просто понравилась или она полезна и применима для чего-то?

2. Упражнение «Мой выбор».

        Участникам предлагается опять прийти в «магазин», но выбирать придется не предметы, а социальные роли, будущие профессии. Ведущий будет продавцом, который записывает на карточках, по желанию каждого участника, его будущую социальную роль или профессию и отдает ее «покупателю». Можно выбрать несколько профессий. Когда все участники побывают в «магазине», они объясняют свой выбор. Ведущий спрашивает: по каким критериям выбиралась профессия: модно быть кем-то, большая зарплата, нравится специальность, желание родителей, хочется попробовать себя в этой деятельности, не хочется расставаться с другом, так как придется учиться в других городах?

3. Упражнение «Преграды».

        Каждый участник должен подумать и написать, что ему необходимо предпринять, чтобы достигнуть желаемой цели, и какие преграды у него могут возникнуть при достижении выбранной социальной роли или профессии. Затем всем предлагается ответить на вопрос: что было труднее, увидеть преграды или наметить путь к достижению намеченного?

4. Упражнение «Помощь зала».

        Один участник, по желанию, зачитывает, какие преграды он видит в достижении его цели, каким образом можно эту преграду преодолеть. Если возникают затруднения, ему помогает зал, высказывая свои предложения. Затрудняющийся выслушивает молча все предложения, не отвергая и не критикуя. Как он поступит в выборе рекомендаций, последует им или не примет, это его выбор. Он только благодарит товарищей за оказанную помощь.

5. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

        II содержательный блок:

«Знакомство школьников с понятиями «успех», «удача»,

формирование надежды на успех и стремление к нему».

        Фактором развития становится только та деятельность, которая приносит ребенку успех и удовлетворение. Наоборот, не выступает двигателем развития деятельность, которая совершается по принуждению либо по необходимости: при этом не происходит присвоение знания и оно не включается в структуру личностных ценностей.

        В.А. Сухомлинский отмечал, что ребенок должен знать «вкус успеха». Успех ученику должен быть началом, а не концом работы, о чем учителю следует помнить и постоянно реализовать «стратегию формирования успеха» по отношению к ученику.

        Дети нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Исходя из этого, необходимо выработать у учащихся привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения.

II содержательный блок состоит из 5 занятий.

Цель II содержательного блока программы: формирование у учащихся понятий  «удачи», «успеха». Ознакомить учащихся с условиями, необходимыми для достижения успехов и научить фиксировать собственные успехи.

Занятия 1 и 2 направлены на формирование у учащихся понятий  «удачи» и «успеха».

Занятия 3, 4 и 5 имеют цель сформировать у учащихся надежду на успех, стремление к успеху.

Занятие 1

Цель: формирование у учащихся понятий  «удачи», «успеха».

Ход занятия: 1. Упражнение «Работа с текстом».

                          2. Упражнение «Вера в себя».

                         3. Упражнение «Звезда удачи».

                         4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Работа с текстом».

        Ведущий читает рассказ о том, как ученик не готовился к контрольной работе, но был уверен, что напишет ее, ведь, как он считал, главное – это верить, что все будет хорошо. Но как ученик не надеялся на успех, он получил двойку.

        После чтения ведущий задает детям вопросы: Почему ученик получил плохую оценку? Что не сделал ученик? Зачем нужны действия, дела, тренировки?  А нужны ли ему были хорошие мысли и вера в свои силы?

2. Упражнение «Вера в себя».

        Выполнение упражнений на тренировку веры в себя. Люди встают на одну ногу и четко в строчку пишут другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!». Одной рукой гладят голову, а другой круговыми движениями свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!». Одной рукой пишут имя, а ногой в это же время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!».

        После выполнения упражнений ведущий задает вопросы и делает вывод: Всем ли все легко было делать? Что нужно, чтобы все получилось? Достаточно ли только говорить себе, что все получится? Что еще нужно для достижения успеха?

        Вывод: чтобы добиться чего-то, нужно верить и добиваться этого добрыми делами, усилиями и тренировкой.

3. Упражнение «Звезда удачи».

        Ведущий показывает плакат «Звезда удачи» и макет звезды, состоящий из двух половинок. На одной написано «мысли», на второй  - «дела». При их соединении на обратной стороне получается слово «удача». Ведущий задает вопросы: Похожа ли одна половинка на звезду? А другая? А если соединить?

        Ведущий обращает внимание детей на то, что по отдельности ни одна половинка – «мысли», ни другая – «дела» еще не удача. И только вместе они составляют удачу, успех, достижение. Затем ведущий задает последний вопрос: Почему удача в виде звезды? После ответов детей объясняет: иногда, когда что-то не удается, нам кажется, что это никогда  уже не получится, что удача далеко-далеко от нас, как звезда. Но стоит поверить и начать добиваться цели, как все получится.

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 2

Цель: формирование у учащихся понятий  «удачи», «успеха».

Ход занятия: 1. Упражнение «Гусеница».

                          2. Упражнение «Копилка хороших поступков».

                         3. Упражнение «Закончи предложения».

                         4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Гусеница».

         Участники выстраиваются в ряд и кладут руки на плечи стоящему впереди. Между спиной и животом двух участников зажимается надутый воздушный шарик. Руками шарика не дотрагиваться. Самый первый держит свой шарик на вытянутых руках: это голова гусеницы. А теперь гусеница отправляется в путь и  сворачивает в стороны по команде ведущего. Интересно, сколько времени гусеница останется целой? Эта игра, которая дает возможность участникам эмоционально расслабиться перед началом занятия.

2. Упражнение «Копилка хороших поступков».

        Материалы: картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.

        Ведущий рассказывает детям о том, что все люди в жизни хотят быть успешными, достичь каких-то высот в своем деле. Большинство людей полагает, что они добъются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требовать самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали.

«Возьмите лист бумаги и запишите  три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно представьте все хорошее, что вы сделали. Например: выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение. Выберите из всего этого три поступка. Сделайте из картона коробочку-копилку хороших поступков, украсьте ее, разрисуйте цветными карандашами. В конце недели вы будете опускать туда ваши записи и каждый месяц, вскрывая дома с родителями эту копилку, будете радоваться вашим достижениям».        

3. Упражнение «Закончи предложения».

        Участникам предлагается написать окончание к предложения:

Я очень хочу, чтобы в моей жизни был успех в …

Я пойму, что счастлив, когда …

Чтобы быть успешным сегодня, я (делаю) …

        Затем участники обсуждают написанное и решают, достижимо ли то, что они написали. Какой пункт вызвал у каждого из них затруднения?

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 3

Цель: формирование надежды на успех, стремления к успеху.

Ход занятия: 1. Упражнение «Работа с текстом».

                          2. Упражнение «Как мы боремся с трудностями».

                         3. Подведение итогов.

1. Упражнение «Работа с текстом».

        Детям зачитывается сказка о двух лягушках, которые попали в крынку со сметаной. Одна лягушка подумала, что им ни за что из крынки не выбраться, что все усилия их будут бесполезны, сложила лапки и утонула. А другая, напротив, и думать не хотела о погибели, верила в удачный исход, активно работала лапками, не желая утонуть. И вот произошло чудо – ее лапки взбили сметану в масло. Она из последних сил оттолкнулась от твердого комка масла и выпрыгнула из крынки, оказавшись таким образом на воле.

        Обсуждение сказки ведется по вопросам:

  • Что помогло лягушке собрать свои силы и не утонуть?
  • Как она достигла успеха?
  • Случалось ли вам попадать  в сложные ситуации?
  • Какие мысли тогда приходили к вам в голову?
  • Как нужно себя вести, чтобы справиться с трудной ситуацией и добиться успеха?

2. Упражнение «Как мы боремся с трудностями».

Материалы: ватман, цветные карандаши.

Ведущий: Не нужно бояться ошибок и неудач. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справляться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное – не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся». Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других. Может быть они уже сталкивались с такой ситуацией и умеют выходить из нее».

        После беседы ведущий вместе с детьми обсуждает различные способы преодоления трудностей, а затем предлагает вместе нарисовать на листе ватмана цветными карандашами эти способы преодоления.

3. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

 

Занятие 4

Цель: формирование надежды на успех, стремления к успеху.

Ход занятия: 1. Упражнение «Избавимся от неприятностей».

                          2. Упражнение «Закончи предложение».

                         3. Упражнение «Дружеские руки».

     4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Избавимся от неприятностей».

        Ведущий: Когда мы вспоминаем о наших неудачах, нам становится тяжело на душе, грустно. Эти грустные мысли мешают нам стремиться к успеху и побеждать. А теперь подумайте и вспомните, какие неприятности у вас вызывают грустные мысли. Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.

        Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгает и разлетается в стороны.

        Вы можете сделать то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что неприятности с вас спадают, и вы становитесь бодрыми и веселыми».

        Подведение итогов. Задаются вопросы:

  • Что нового узнали на занятиях?
  • Как нужно вести себя, если вы попали в трудную ситуацию?
  • Чему учат нас ошибки? Что нужно делать, чтобы их было меньше?

2. Упражнение «Закончи предложение».

Дети по очереди заканчивают каждое предложение:

Я хочу …

Я умею …

Я смогу …

Я добьюсь …

Каждого ребенка можно попросить объяснить свой ответ.

3. Упражнение «Дружеские руки».

Участники выстраиваются в шеренгу. Первый участник проходит вдоль строя и обменивается рукопожатием с каждым, становится в конец шеренги, движение начинает оказавшийся первым и т.д., пока каждый не пройдет вдоль строя.

Вопрос для обсуждения: приятно ли было чувствовать дружеские рукопожатия?

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 5

Цель: формирование надежды на успех, стремления к успеху.

Ход занятия: 1. Упражнение «Проигрывание ситуаций».

                          2. Упражнение «Достижение цели».

                         3. Упражнение «Обсуждение сочинения».

     4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Проигрывание ситуаций».

        Детям предлагаются ситуации, в которых они должны изобразить самих себя. Ситуации могут быть самыми разными. Иногда после проигрывания бывает полезно для играющего ребенка обменяться ролями с партнером и оказаться на месте того, с кем он общался.

Ситуация 1. Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

Ситуация 2. На перемене ребята из твоего класса играют в интересную игру. А ты задержался к началу игры, так как мыл доску. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Ситуация 3. Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

2. Упражнение «Достижение цели».

Детям дается задание: «Подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Обо всем этом напишите в небольшом  сочинении «Достижение цели».

3. Упражнение «Обсуждение сочинения».

        Ребята зачитывают свои сочинения. Обсуждение проводится по вопросам:

  • Трудно ли было тебе выбрать нужную цель?
  • Как ты себя чувствовал, когда зачитывал ее?
  • Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели?
  • Что тебе нужно сделать для этого?
  • Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие ребята?
  • Откуда ты берешь свои цели?
  • Не слишком ли они сложные, или может быть слишком легкие? Или как раз достижимые? Реальные?

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

III содержательный блок:

«Развитие индивидуальных способностей

к сосредоточению над своими проблемами,

умения ставить перед собой цели для достижения»

        Для того чтобы добиваться успеха, необходимо четко осознавать свои цели, понимать стремления. Необходимо уметь также концентрироваться на проблеме, которую надо решить.

        Этот содержательный блок направлен на развитие индивидуальных способностей к сосредоточению, на выработку у учащихся конкретных способов организации своего рабочего пространства. Также в задачу блока входит научить детей делать правильный выбор, т.е. найти ответы на вопросы, что такое выбор, как научиться правильно делать выбор.

        

III содержательный блок состоит из 3 занятий.

Цель III содержательного блока программы: развитие индивидуальных способностей к сосредоточению, выработка конкретных способов самоорганизации и постановка жизненных целей для дальнейшего их достижения.

Занятия 1 и 2 направлены на развитие у учащихся умения  делать правильный выбор, ставить перед собой цели для достижения и сосредотачиваться на выполнении поставленных целей.

Занятие 3 направлено на повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей и развитие способности нахождения ресурсов для достижения цели.

Занятие 1

Цель:  развитие у учащихся умения  делать правильный выбор, сосредотачиваться на выполнении поставленных целей.

Ход занятия: 1. Упражнение «Работа с текстом».

                          2. Упражнение «Внимательность».

                         3. Упражнение «Сорви шапку».

     4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Работа с текстом».

        Ведущий читает историю о девочке, которая вместо того, чтобы делать уроки, болтала по телефону, точила карандаши, играла с младшим братом, а потом было уже поздно учить уроки, и она пошла спать.

        Затем обсуждение прочитанного ведется по вопросам: Что выбрала девочка вместо уроков? Что было для нее важнее: уроки или разговор по телефону; уроки или карандаши; уроки или игра с братом? Что такое выбор? Пожалеет ли девочка о своем выборе? Что ее ждет в школе? Какую оценку она получит?  И так ребята приходят к выводу: мы всегда получаем то, что выбираем.

2. Упражнение «Внимательность».

        Перед началом упражнения ведущий задает вопросы:

  • Что чаще всего мешает вам сосредоточиться, то есть настроиться на что-то: когда вы замечаете что-то постороннее или когда вы чувствуете какой-нибудь особый запах?
  • Что отвлекает вас дома, когда вы собираетесь делать домашнее задание?
  • Что отвлекает вас от сосредоточенной работы в классе?

Ведущий помогает детям в ходе дискуссии выяснить, какие из отвлекающих вещей наиболее неприятны для них, и говорит, что сейчас покажет некоторые варианты борьбы с отвлекающими факторами.

        «Я хочу показать вам несколько способов, как правильно настраивать себя на выполнение работы, требующей внимательности».

        Ведущий спокойно и медленно говорит: «Я обращаюсь к каждому из вас. Сядь удобно и закрой глаза. Сделай три глубоких вздоха. Представь, что сидишь за письменным столом и собираешься делать домашнее задание. Теперь представь себе, что слышишь или видишь что-то, что отвлекает тебя. Чтобы это тебе не мешало, ты можешь представить себе щит между собой и тем, что отвлекает тебя. Может быть, этот щит будет сделан из зеленого волшебного стекла, а может из красного дерева, сквозь которое почти не проникает шум. Кроме этого, ты можешь представить себе и другие вещи, которые помогут избавить тебя от всяческих помех». Затем идет обсуждение того, что дети сами придумали.

3. Упражнение «Сорви шапку». Завершающая игра, направленная на расслабление детей.  В игру играют два игрока примерно одного роста. Левая рука у каждого из них привязана к туловищу, а правая свободна. На головах детей шапки. Задача играющих – снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 2

Цель: развитие у учащихся умения  делать правильный выбор, ставить перед собой цели для дальнейшего их достижения.

Ход занятия: 1. Упражнение «Работа в тетради».

                          2. Упражнение «Школа разведчиков».

                         3.  Подведение итогов.

1. Упражнение «Работа в тетради».

        Ведущий предлагает детям записать в тетрадях правило: «Выбирая, думай, что будет потом».

        Затем задает вопросы:

Подумай, что будет потом, если …

  • не беречь свои вещи, книги?
  • дергать за хвост собаку?
  • не выполнять домашнее задание?
  • оскорблять других?

А можно этого избежать?

Ребятам дается домашнее задание: подумать и ответить на вопрос: часто ли человеку приходится делать выбор?

2. Упражнение «Школа разведчиков».

Один учащийся выступает, как командир, остальные  - как разведчики. Командир перед началом игры дает команду построиться в линейку и знакомит детей с теми игровыми задачами, которые им предстоит решить.

Обыгрываются следующие эпизоды:

«Парашютисты» полетят на самолете. Дети сидят на стульях. Затем встают на стулья и имитируют прыжок с парашютом.

«Чужой патруль». Чтобы избежать встречи с неприятелем, разведчики замаскировались под деревьями. Подул ветер – деревья закачались.

«Ищем клад» - спрятанная в дупле информация о месторасположении вражеских самолетов. Дерево с дуплом разыскивают по предложенному рисунку – плану кабинета.

«Возвращение». Разведчики успешно выполнили боевое задание и возвращаются домой. Сначала плывут по реке в лодках – дети имитируют греблю веслами. Но вот впереди на другом берегу высокая гора. Обязательно нужно ее преодолеть. Дети взбираются на стулья. Затем, как маленькие самолетики, слетают с горы вниз. Дети, расставив руки, прыгают на пол и «летают» в поисках аэродрома, нашли – приземлились.

«Награждение». Все получают вырезанные из бумаги медали. Командир отмечает отличившихся.

Вопросы:

  • Чему вас научила эта игра?
  • Что нужно делать, чтобы достичь цели?
  • Чтобы цель можно было достигнуть, какой она должна быть?

3. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 3

Цель:  повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей и развитие способности нахождения ресурсов для достижения цели.

Ход занятия: 1. Упражнение «Я знаю, что у тебя …».

                          2. Упражнение «Дотянись до звезд».

                         3. Упражнение «Мои ресурсы».

     4. Упражнение «Мои достижения».

     5. Подведение итогов.

1. Упражнение «Я знаю, что у тебя …».

        Участники сидят в кругу, бросают мяч друг другу и произносят: «Я знаю, что у тебя…» Например: «Я знаю, что у тебя сегодня хорошее настроение потому, что тебе поставили пятерку по английскому!» Мяч должен побывать у каждого.

2. Упражнение «Дотянись до звезд».

        Участники стоят в кругу. Ведущий: «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд». По окончании участники рассказывают, трудно ли было достать свою мечту. Какие чувства возникли, когда она оказалась в кармане?  Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми.

3. Упражнение «Мои ресурсы».

        Ребятам предлагается подумать, что может им помочь в достижении тех целей, до которых они дотягивались в предыдущем упражнении. Чем они уже обладают, чтобы достичь своих целей. Можно изобразить свои качества в виде символов. Это личные ресурсы каждого.

        Обсуждение направлено на то, чтобы выяснить, какого рода трудности возникли у ребенка во время поиска в себе ресурсов.

4. Упражнение «Мои достижения».

        Ведущий говорит, что будущие цели и найденные ресурсы для их достижения – это то, что еще предстоит. Однако уже есть то, чего ребята достигли: нужно гордиться своими успехами и не бояться о них заявить. Участники по кругу передают небольшой мяч. Получивший мяч рассказывает, чего он достиг в своей жизни. Например: научился работать на компьютере, играть в футбол, волейбол, кататься на доске и т.д. Остальные участники хором подбадривают его возгласом: «И это здорово!»

        По окончании круга ребята рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях.

5. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

IV содержательный блок:

«Развитие у учащихся сильных сторон своего характера,

уверенности в себе»

        Вера человека в собственные силы оказывает влияние на его поведение. Люди, считающие себя трудолюбивыми и преуспевающими, лучше справляются со сложными задачами, чем те, кто считают себя неудачниками.

        Необходимо научить детей думать о своих позитивных возможностях, и тогда они успешнее будут строить планы и осуществлять действия.

        Люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся. В повседневной жизни самоэффективность побуждает нас ставить перед собой сложные цели и проявлять стойкость в трудной ситуации. Когда возникает проблема, сильное чувство самоэффективности помогает человеку сохранить спокойствие и искать решение, а не раздумывать о своей неадекватности. Приложенные усилия плюс стойкость в трудных ситуациях в равной степени влияют на результат. Когда он достигнут, уверенность в себе возрастает.

        

        IV содержательный блок состоит из 5 занятий.

Цель IV содержательного блока программы: развитие уверенности в себе, веры в сильные стороны своего характера и свои возможности.

Занятия 1, 2, 3 и 4 направлены на укрепление у учащихся веры в себя, в свои силы и возможности в преодолении жизненных целей.

Занятие 5 направлено на закрепление знаний, приобретенных учащимися на предыдущих занятиях.

Занятие 1

Цель: укрепление у учащихся веры в себя, в сильные стороны своего характера и свои возможности.

Ход занятия: 1. Упражнение «Хвасталки».

                          2. Упражнение «Мяч».

                         3. Упражнение «Работа с текстом».

     4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Хвасталки».

        Участники садятся в круг. Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами поиграем в необычную игру. В этой игре каждый должен похвалиться тем, что он хорошо умеет делать. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас, расскажу, что умею хорошо делать. Ученик, которому я расскажу об этом, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет, что он умеет хорошо делать. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя» и продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?»

        Анализ упражнения.

  • Понравилась ли тебе эта игра?
  • Легко ли было говорить о своих успехах?
  • Узнал ли ты что-то новое о ком нибудь из ребят?

2. Упражнение «Мяч».

        Необходимо сказать, что тебе нравится в любом участнике группы. Участник игры кидает мяч и говорит, что ему нравится в том участнике, кому он посылает мяч. Используется стандартное начало фразы: «Мне нравится в тебе то, что ты…» По кругу высказываются все ребята.

3. Работа с текстом.

        Ведущий читает рассказ о том, как мальчик раньше легко говорил «Нет!», когда ему чего-то не хотелось. Но вот появилось такое «Нет!», которое стало говорить сложнее. Это случилось тогда, когда друзья уговорили его пойти и сделать то, что ему было неприятно делать (кого-то обидеть или разбить стекло). Он хотел отказаться, сказать «Нет!», но испугался, что с ним не будут больше играть или посчитают трусом.

        Обсуждение рассказа ведется по вопросам.

  • Что мешало мальчику сказать «Нет!»?
  • Бывает ли у вас ситуация, когда «Нет» сказать трудно?
  • Что можно посоветовать мальчику?
  • Зачем нужно научиться говорить трудное «Нет»?

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 2

Цель: укрепление у учащихся веры в себя, в сильные стороны своего характера и свои возможности.

Ход занятия: 1. Упражнение «Строим город».

                          2. Упражнение «Работа с текстом».

     3. Подведение итогов.

1. Упражнение «Строим город».

        Упражнение для создания творческого настроя. Участникам всем вместе предлагается нарисовать город, в котором им хотелось бы жить. Каждое строение этого города должно носить название их мечты. Пусть в этом городе будут дворцы и парки, стадионы и зоны отдыха – все, что можно придумать и изобразить. Нужно дать название городу. Этот город они должны строить все вместе и каждый для себя. Важно идти к намеченной цели и не бояться трудностей в пути.

        Примечание: чтобы каждый имел возможность отобразить свою мечту, ребята должны подходить к ватману по очереди. Подростки, которые стесняются, могут отказываться. Ведущий в этом случае подходит к ватману и помогает им.

2. Упражнение «Работа с текстом».

        Ребята вспоминают рассказ про мальчика, про то, что мальчику мешало сказать «Нет!». Далее ведущий продолжает читать продолжение рассказа, как мальчик обиделся на себя и решил научиться говорить «Нет!» своим страхам и трусости. Он пошел на гору и стал кричать: «Нет!». Эхо повторило его голос три раза: «Нет! Нет! Нет!» Это было «нет» - страху, «нет» - лени, «нет» - другим людям.

        Обсуждение рассказа ведется по вопросам:

  • Откуда шел страх мальчика?
  • Как он сделал выбор? Выбор сделан верно?
  • Он добьется удачи?
  • Какие мысли помогли ему?
  • Какие действия помогли ему?
  • Сможете ли вы так же поступить и не бояться, что вас будут дразнить, с вами не захотят дружить?

3. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 3

Цель:  укрепление у учащихся веры в себя, в сильные стороны своего характера и свои возможности.

Ход занятия: 1. Упражнение «Релаксация».

                          2. Упражнение «Работа с плакатами».

     3. Подведение итогов.

1. Упражнение «Релаксация».

        Ведущий спокойно и медленно говорит: «Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила и погружение, выдох – уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Это приносит удовольствие, умиротворение. Силы помогают вам сделать правильный выбор в любой ситуации. Ваше тело почувствовало силу. Вообразите, как ваш голос произносит: «Нет!» Все силы, которые вам нужны находятся в вас. Это ваша сила! Она поможет сделать все так, как нужно! Решите, когда ее использовать. Это ваша сила! Ясные мысли помогут ее использовать. Никто не сможет отнять у вас вашу силу. Ваш ясный ум только Ваш! Ваша сила только Ваша сила!

        Теперь пошевелите пальцами, рукой, откройте глаза и скажите вслух: «Я смогу сказать «Нет!», когда это нужно. Я умею говорить «Нет» плохим поступкам».

2. Упражнение «Работа с плакатами».

        Ребята рассматривают плакат «Я говорю: «Нет!», на котором мальчик кричит: «Нет!», а эхо разносит его несколько раз.

        Ребятам дается домашнее задание: придумать и нарисовать в виде запрещающих знаков, чему бы они хотели научиться всегда говорить «Нет!».

3. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 4

Цель: укрепление у учащихся веры в себя, в свои силы и возможности в преодолении жизненных целей.

Ход занятия: 1. Упражнение «Проверка домашнего задания».

                          2. Упражнение «Ящик Пандоры».

     3. Упражнение «Цели и дела».

     4. Подведение итогов.

1. Упражнение «Проверка домашнего задания».

        Дети рассматривают рисунки друг друга, на которых нарисовано, чему они хотят сказать «Нет!» и обмениваются мнениями, комментируют.

2. Упражнение «Ящик Пандоры».

        Ведущий рассказывает ребятам легенду о ящике Пандоры. Ребята должны понять, что, по этой легенде, все несчастья, преследовавшие людей, боги заперли в ящик, который было запрещено открывать. Пандора нарушила запрет богов, приоткрыла ящик, и все несчастья и беды обрушились на людей. Задача: сделать свой «ящик Пандоры».

        Участникам предлагается на листах написать все то, что помешает им построить город своей мечты, каждому в отдельности. Затем эти препятствия нужно положить в «ящик Пандоры» и закрыть его, но важно продолжать помнить, что может им помешать. «Ящик Пандоры» передается ведущему, и все вместе договариваются, когда можно будет его приоткрыть, в какое время ребята могут устранить помехи, мешающие им строить мечту. На ящике пишется дата вскрытия. Когда дата подойдет, ящик можно будет вскрыть, записки передать авторам, а они сами решат, окончательно ли они избавились от помех, или еще стоит поработать над собой.

3. Упражнение «Цели и дела».

        Участникам предлагается за две минуты написать планы, как можно провести ближайший выходной день: необходимо включить фантазию и написать как можно больше вариантов. Варианты зачитываются, и выбирается наиболее часто встречающийся. После этого ребятам предлагается назвать те дела и поступки, которые помогут осуществить задуманное. Список дел записывается на доске. Затем определяется, сколько времени они готовы потратить на выполнение этих дел, и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

        Обсуждение: помогает ли планирование дел достичь желаемой цели?

4. Подведение итогов: участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Занятие 5

Цель:  закрепление знаний, приобретенных учащимися на занятиях.

Ход занятия: 1. Упражнение «Круглый стол».

                          2. Упражнение «Чемодан в дорогу».

     3. Прощание с группой.

1. Упражнение «Круглый стол».

        Столы составляются в единый стол, дети усаживаются за этот стол.

Ведущий говорит: «Ребята, мы с вами проделали большой путь. Сегодня у нас завершающее занятие и на этом занятии нам нужно подвести итоги нашей с вами работы».

        Итоги подводятся по следующим вопросам:

  • Что нового приобрели на этих занятиях?
  • Что нового открыли в себе?
  • Научились ли вы бороться с трудностями?
  • Прибавилось ли у вас уверенности в себе?
  • Пополняется ли ваша копилка хороших дел?
  • Хорошо ли вы себя чувствовали на занятиях, понравились ли занятия?

2. Упражнение «Чемодан в дорогу».

        Каждому ребенку предлагается «собрать» себе чемодан в долгую жизненную дорогу. В этот чемодан нужно сложить все то, что они узнали на занятиях, чему научились. После этого чемодан сдается в «багаж» - передается ведущему. Записи используются для оценки результативности занятий.

        Примечание: некоторым ребятам может потребоваться помощь ведущего в определении приобретенного багажа знаний.

3. Прощание с группой.

        Ведущий благодарит всех за результативную работу и желает успехов в достижении важных целей, силы воли в преодолении препятствий и хороших друзей, которые могут прийти на помощь.

Литература:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2003.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. Спб.: Речь, 2002.
  3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
  4. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Спб., 2002.
  5. Васильев Н. Тренинг преодоления конфликтов. Спб.: Речь, 2003.
  6. Головей Л., Рыбалко Е. Практикум по возрастной психологии. Спб.: Речь, 2002.
  7. Леонтьева В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. – Новороссийск, 1987.
  8. Лейн Д., Миллер Э. Детская и подростковая психология. Спб., 2001.
  9. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007.
  10.  Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Издательский дом «Питер», 2002.
  11.  Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. – Спб.: Речь, 2007.
  12.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
  13.  Образ жизни современного школьника (к вопросу о формировании толерантности у старшеклассников). Улан-Удэ, 2003.
  14.  Слободяник Н. Как добиться удачи // Школьный психолог. – 1998. - № 17.
  15.  Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. Спб.: Речь, 2002.
  16.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
  17.  Фридман Л.М. и др. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями"

Для детей с множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими. И чем раньше ребенку, в том числе страдающим детским церебральным параличом, будет оказана по...

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Статья "Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте".

Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе....

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"

Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к т...