Ресурсный центр как способ сопровождения детей с ООП
статья

Кулакова Елена Алексеевна

Статья написана совместно с заместителем директора п оучебной работе КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа -интернат для детей с нарушениями слуха" Ибрагимовой Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnyy_tsentr_statya_ibragimova_kulakova.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ибрагимова Е.В., Кулакова Е.А.,

КГУ «Областная специальная (коррекционная)

школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

акимата Северо-Казахстанской области

Министерства науки и образования Республики Казахстан

Инклюзивное образование подразумевает одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка. Инклюзивное образование представляет собой многофакторное явление, реализация которого невозможна без целого комплекса условий: наличия соответствующей нормативно-правовой базы, адаптации образовательной среды и сообщества к принятию детей с особыми образовательными потребостями и  др. Многие родители «особенных детей»  настаивают на том, чтобы их ребенок обучался и воспитывался вместе со здоровыми сверстниками, находился в их среде, ходил в обычную школу, расположенную рядом с домом.

В настоящее время решение вопроса обучения детей с нарушениями в развитии зависит от заключения психолого-медико-педагогической консультации, желания родителей и готовности общеобразовательной школы принять «особенного учащегося», для чего она должна  решить ряд задач:

  1. Подготовить педагогический состав к обучению школьников с особыми образовательными  потребностями;
  2. Предусмотреть в образовательном процессе реализацию коррекционных программ;
  3. Обеспечить наличие материально-технических средств обучения, удовлетворяющих потребности разных категорий детей.

Качественно и быстро решить данные задачи для внедрения инклюзивного образования невозможно. Значительную психолого-педагогическую и методическую поддержку могут оказать ресурсные центры, при создании которых цлесообразно использовать ресурс специалистов коррекционных школ и школ-интернатов, имеющих не только библиотечный ресурс специальной дефектологической литературы, высоквалифицированных дефектологов в штате, но и многолетний опыт обучения «особенных детей».

Ресурсный центр инклюзивного образования должен стать структурным подразделением организации образования. Его деятельность должна быть направлена на методическое и организационно-информационное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях в рамках реализации инклюзивного образования.

Система оказания ресурсной помощи специалистами:

- информационная помощь: консультирование об особенностях воспитания, обучения и развития детей с нарушениями в развитии с учётом передового отечественного и зарубежного опыта; предоставление специализированной литературы и публикаций;

− методическая помощь: разработка методических материалов, адаптированных образовательных программ; предоставление информации о современных инновациях в дефектологии;

− социально-правовая помощь: взаимодействие с различными учреждениями с целью обеспечения правовой информацией родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи;

− организационно-координационное направление, осуществление образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.  

Таким образом, организация служб комплексного (социального и медико-психолого-педагогического) сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования, а также создание системы разноуровневых ресурсных центров могут оказать значительное содействие развитию инклюзивного образования.  

Так как основной целью деятельности ресурсного центра является успешное включение детей с особыми образовательными потребностями в организации образования путем аккумуляции, обобщения и распространения положительных результатов научно-экспериментального и перспективного педагогического опыта, обеспечивающих решение задач инклюзивного образования, к организации образования, на базе которого, создается ресурсный центр предъявляются следующие требования:

1) материально-техническая база (доступная среда, кабинеты для психолого-педагогического сопровождения, средства ИКТ и т.п.);

2) кадровый потенциал (специальные педагоги: логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог), педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации в области инклюзивного обучения и имеющие достаточный опыт работы в специальных классах и классах с инклюзивным обучением);

3) научные, учебно-методические и информационные ресурсы (специальная литература, методические рекомендации и пособия, апробированные образовательные и коррекционно-развивающие программы, пособия по организации инклюзивного обучения, печатные материалы, цифровые ресурсы, отражающие позитивный опыт работы по внедрению инклюзивного образования).

Положительным примером оказания ресурсной помощи в работе с детьми с нарушениями слуха и речи, с детьми с кохлеарными имплантами выступает  КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушения слуха» акимата Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан, 90% педагогического состава которой имеет высшее дефектологическое образование, из них 50% - сурдопедагогическое. В школе действует кабинет консультативно-методической помощи детям с кохлеарными имплантами и их родителям. Достижениями школы является включение наиболее успешных детей с кохлеарными имплантами, прошедшими подготовку в дошкольной группе при школе-интернате, в общеобразовательные детский сад и начальную школу, а выпускников с нарушениями слуха – в общеобразовательные колледжи и ВУЗы. В 2019 году опыт работы данной школы по образованию и слухоречевой реабилитации неслышащих и слабослышащих детей  превысит 75-летний рубеж!

      С 2014 года областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха оказывает консультативно-методическую помощь педагогам Северо-Казахстанской области рамках работы педагогической мастерской филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, а именно - научно-практические конференции и семинары по работе с обучающимися с нарушениями слуха. За истекший период на базе школы были проведены международные научно-практические конференции «Психолого-педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантатами» (2014г.), «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2014г.),  «Особенности работы с детьми с нарушениями слуха в условиях частичной и полной инклюзии» (2017г.), республиканский семинар «Создание условий для включения детей с нарушениями слуха в общеоразовательную школу» (2015г.) и областные семинары «Разработка индивидуального плана сопровождения детей, направленного на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей воспитанников», «Инновационные подходы в организации учебной деятельности с особыми образовательными потребностями» (2017, 2018гг.). С 2016г. «Научно-практический центр развития социальной реабилитации» Министерства здравоохранения и социального развития в проведение выездных сессий слухоречевых реабилитационных сессий наряду с ведущими сурдопедагогами Казахстана  Саяковой А.М., Сеитовой С.Н., Асембековой С.А., Тулепбековой Н.М. – активно привлекает и сурдопедагогов из г. Петропавловск: Пургину Н.Г., Кондратову С.Ю., Ясиновскую Г.А., Саутову Н.А., Чевычалову Н.Н.

В связи с признанием права детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы в режиме инклюзии ресурсный центр становится необходимым звеном для качественной реализации этого права. И специальные (коррекционные) школы  могут успешно выступить этим звеном!

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Указ Презедента РК от 7.12.2010 г. №1118
  2. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся с ООП в условиях инклюзивного образования: Метод.пособие. – Астана, 2016
  3. Материалы научно-практической конференции «Особенности работы с детьми с нарушениями слуха в условиях частичной и полной инклюзии» - Петропавловск, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся...

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Специфика методического сопровождения при организации мероприятий в Республиканском центре дистанционного образования (РЦДО) БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии

В статье раскрываются особенности организации работы по дистанционному проведению мероприятий республиканского центра дистанционного образования в рамках образовательного процесса...