ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
методическая разработка

Евтихова Татьяна Геннадьевна

В статье рассматривается деятельность муниципального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание на особенностях организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в рамках работы ресурсного Центра МАДОУ "Верботон".

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт, дети с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evtihova_t.g._vystuplenie_na_konferentsii_22.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Евтихова Татьяна Геннадьевна,

учитель-дефектолог

МАДОУ "Верботон"

город Хабаровск

tevtihova@mail.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье рассматривается деятельность муниципального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание на особенностях организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в рамках работы ресурсного Центра МАДОУ "Верботон".

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт, дети с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

В последние годы все более востребованным становится создание на базе образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, ресурсных центров как механизма движения зарождающейся инновационной практики инклюзивного образования.

Решением Министерства образования и науки Хабаровского края было принято решение создать на базе МАДОУ "Верботон" ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования.

Детский сад «Верботон» посещают 242  ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Детей с ограниченными возможностями здоровья  - 83 воспитанника. Это детей с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушением слуха. Учреждение также посещают дети с нарушением слуха после операции по кохлеарной имплантации.

С самого раннего детства дети с ограниченными возможностями здоровья  находятся в комбинированных  группах детского сада. Они постигают опыт общения в естественной среде среди здоровых сверстников, что дополнительно создает предпосылки для их комфортного перехода в общеобразовательные учреждения. Учреждение обращено лицом к ребенку, так как представляет реальные условия его обучения и развития. Переступив его порог, каждый ребенок чувствует свою значимость, он знает, что здесь его любят и ждут.

Не имея аналогов в создании подобных образовательных систем с инвалидами по слуху,  педагогическому коллективу МАДОУ «Верботон» пришлось самостоятельно заниматься созданием инклюзивно-образовательной среды, вести поиски взаимоприемлемых вариантов сотрудничества, единомышленников, устанавливать контакты с разнообразными учебными, медицинскими и  реабилитационными  учреждениями края и России.

Благоприятный климат в коллективе — залог успеха. Когда все понимают и сообща решают общую задачу, тогда можно добиваться  высоких  результатов в обучении  и  воспитании  дошкольников,  сплочении и  квалификации педагогического коллектива, повышении  уровня педагогической  культуры. 

На сегодняшний день в МАДОУ «Верботон» работает профессиональный и образованный педагогический коллектив, обладающий высоким культурным уровнем. Педагоги уверены в себе, мотивированы на получение качественного результата, обладают адекватной оценкой деятельности. В детском саду  квалифицированные специалисты узкого профиля (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  педагог-психолог) и воспитатели.  

Материальные, организационные и кадровые ресурсы МАДОУ "Верботон" направлены обеспечить эффективную организацию повышения компетентности педагогических работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Ресурсный центр это структурное подразделение, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, учебной и методической литературы и др.).

Основная цель Ресурсного центра МАДОУ "Верботон" – ресурсная поддержка инклюзивного образовательного пространства города Хабаровска, накопление, систематизация, обобщение и распространение перспективного педагогического опыта работы с детьми с   ОВЗ.

Основными направлениями деятельности Ресурсного центра являются:

- оказание методической и консультативной помощи педагогам ДОУ по вопросам создания специальных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ;

 - разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания и систем воспитания, инновационных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;

- оказание помощи общеобразовательным организациям в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных планов обучающихся с ОВЗ;

- проведение на базе Ресурсного центра практико-ориентированных семинаров для педагогических работников общеобразовательных организаций,

 - организация сетевого взаимодействия с образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с ОВЗ.

Ресурсный центр МАДОУ "Верботон" только за последние годы провел ряд важных, методически значимых мероприятий,  направленных на обмен опытом, поиск новых подходов  и повышение квалификации специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На базе учреждения неоднократно проходили  различные обучающие семинары и семинары по обмену опытом  специалистами дальневосточного региона, проводятся практико-ориентированные семинары для студентов педагогически специальностей, лекции на курсах повышения квалификации. Основным содержанием консультаций является информация:

- по вопросам составления индивидуальных карт (программ) развития детей и использования наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения. ;

- по проблемам установления контакта с родителями и оказания им помощи в семейном воспитании детей;

- по способам реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями в развитии;

- по реализации задач преодоления отклонений в развитии детей в процессе воспитания и обучения.

Педагоги стремятся распространять свой опыт не только через участие в деятельности Ресурсного центра, семинарах, выступления на МО, но и транслируют свой опыт, публикуясь в изданиях различного уровня. Количество педагогов, стремящихся поделиться опытом своей работы, с каждым годом увеличивается.

Большую роль ресурсный центр играет в профессиональном становлении будущих педагогов - студентов ТОГУ и КГБОУ «Хабаровский педагогический колледж. В течение прохождения педагогической практики студенты под руководством опытных наставников из числа учителей-дефектологов, логопедов и воспитателей постигают азы и секреты педагогического мастерства.

Конечно, опыт работы, особенно на начальных этапах ее организации, всегда содержит в себе как позитивные составляющие, так и негативные. Каждая из них ценна по-своему: позитивная облегчает следующий шаг, негативная делает его более точным.

Стало уже доброй традицией проводить  чемпионат "Беби –Абилимпикс" на базе ресурсного центра МАДОУ "Верботон". Впервые он прошел в мае 2021года, тогда в чемпионате по ранней профориентации детей с ОВЗ и детей-инвалидов приняли участие 54 воспитанника с ОВЗ и с инвалидностью из 12 ДОУ города Хабаровска. Состязания чемпионата прошли по трем  компетенциям: "Робототехника", "Лаборант", "Кулинарное дело". В 2022 году,  МАДОУ  "Верботон" снова встречает участников чемпионата «Беби-Абилимпикс»  в своих гостеприимных стенах. Уже принимают участие 15 детских садов города и в компетенциях "Флористика", "Медицинский уход", "Робототехника" соревнуются 64 воспитанника.

Всем участникам был оказан радушный прием, их  встречали внимательные, заботливые волонтёры -  студенты ТОГУ и сопровождали каждого участника в течение всего периода проведения чемпионата. Задания были достаточно сложными... - все это добавляло немного волнения  ребятам. Воспитанники продемонстрировали свои знания и получили массу радостных впечатлений!

Таким образом, Ресурсный центр сумел зарекомендовать себя в качестве важнейшего звена, позволяющего транслировать огромный опыт обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, накопленный в системе специального образования, в общее образование для создания в нем адекватных условий обучения и развития этих детей.

Опыт работы ресурсного центра свидетельствует, что создание его было актуальным и своевременным, поскольку число обращений за консультациями с каждым годом растёт, он востребован, эффективен, т.к. способствует повышению профессионализма и мотивирует к дальнейшему совершенствованию всех специалистов Ресурсного центра, осуществляющих консультативную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт о работе муниципального ресурсного центра "Электронная школа"

в работе представлен краткий отчёт о работе МРЦ "Электронная школа". Ресурсный центр работал на базе школы 3 года....

Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....

Участие в инновационной деятельности колледжа (Ресурсный центр по инклюзивному образованию)

Сведения об участии в реализации плана работы Ресурсного центра по инклюзивному образованию в рамках инновационной деятельности колледжа: разработка методических рекомендаций по организации образ...

«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.1. Срав...