Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)
статья

Буданова Елена Васильевна

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konopelkina_zayavka_statya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Буданова Елена Васильевна , Конопелькина Людмила Петровна

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Починковская-школа-интернат»,

УДК 37.042.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 (из опыта работы)

Ключевые слова: ресурсный центр, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, логопедическое сопровождение, специальные условия.

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт.    В Федеральном законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава  1, Ст. 2, Ст. 3,  Ст. 5)  указано,  что  «должны  создаваться  необходимые  условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня определенной направленности,  а также  социальному  развитию  этих  лиц,  в  том  числе  посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; отмечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на  получение качественного образования». Создание таких условий ставит перед педагогическими коллективами задачу изменения традиционных форм и методов обучения  детей с ограниченными  возможностями  здоровья (инклюзивное образование).

Право  каждого ребенка на образование закреплено  в  положениях Конвенции  о правах ребенка (1989),  Конституции РФ,  направленных на защиту прав и достоинства лиц с  инвалидностью,  Конвенции  о  правах инвалидов  (2006),  подписанной Российской  Федерацией  в  2008  году.

Ускорить процесс инклюзивного образования можно, используя ресурсы специальных (коррекционных) учреждений через осуществление практики социальной  и  образовательной  интеграции  детей  с  ограниченными возможностями здоровья. Так появилась необходимость в создании Ресурсных центров по организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель Ресурсного центра - формирование единого образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

Задачи Ресурсного центра:

- построение системы взаимодействия с образовательными организациями;

- участие, либо содействие в апробации и разработке, внедрении новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых образовательных технологий, форм, методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

- координация сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленного на их взаимную методическую поддержку в вопросах обучения, воспитания, коррекции развития и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

Основными направлениями деятельности Ресурсного центра являются:

- оказание методической и консультативной помощи педагогам общеобразовательных организаций по вопросам создания специальных условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, инновационных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

- оказание помощи общеобразовательным организациям в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных планов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение на базе Ресурсного центра практико-ориентированных семинаров для педагогических работников общеобразовательных организаций; сетевое взаимодействие с образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы.

- организация психолого-педагогического сопровождения детей, родителей, педагогов в форме их психолого-педагогического консультирования и проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий.

Частью комплексного психолого-педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ в ресурсном центре  является коррекционная деятельность учителя-логопеда.

Работа с детьми, обучающимися  индивидуально на дому проводится в нашей школе-интернате с момента появления данной группы. В неё входят дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые формы ДЦП, не передвигающиеся самостоятельно; ранний детский аутизм; синдром Дауна; расстройства эмоционально-волевой сферы. У всех тотальное поражение высших психических функций.

Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:

-обследование речи детей;

-консультирование родителей;

-консультирование педагога, работающего с ребёнком.

После организации ресурсного центра и определения цели и задач данного подразделения возникла необходимость использования новых форм логопедического сопровождения.

-обследование речевых процессов в школе-интернате и возможность выезда на дом (по запросам родителей);

-проведение коррекционного занятия в школе или на дому с одновременным консультированием, показом  логопедических приёмов на ребёнке;

-консультирование педагога  и показ необходимых форм, приёмов  на занятии;

-проведение обследования и консультаций детей и родителей  в массовой школе;

-проведение консультаций учителей, работающих в школе с инклюзивной направленностью.

Для осуществления вышеперечисленных  задач были  разработаны оптимальные формы-бланки первичного обследования; речевой карты; индивидуальных планов работы.

Из небольшого опыта работы в ресурсном центре для логопедической коррекции необходимы следующие условия, формы и приемы:

-подробное изучение анамнеза; беседа с родителями, учителем;

-при проведении занятия готовность следовать   «за ребенком», менять ход занятия в зависимости от его состояния в данный момент;

-проведение занятия (обследования) желательно в логопедическом кабинете, имея щирокий выбор дидактического, стимульного материала, дающего возможность использования на любом этапе работы с ребёнком;

-создание положительной мотивации; использование игрушки-куклы-помощницы (специально приобретённая мягкая кукла с двигающимся языком), дающая возможность телесного контакта, эмоциональной окраски занятия;

-чёткая инструкция к заданию, сопровождающаяся каким-либо действием, показом, имеющими цель – довести  содержание до возможного понимания;

-использование разных технических средств; музыкальных инструментов.

-проведение занятия с  ребёнком-инвалидом совместно с группой детей, обучающихся в школе-интернате.

Организация работы ресурсного центра в новом учебном году совершенствуется. Опыт уже проделанной работы логопеда используется для достижения основного результата - дать возможность ребёнку и родителям получить необходимую коррекционную и консультативную помощь.

Литература

1.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: прогр.-метод. материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. М.: Владос, 2010. 239 с.

2.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.URL: минобрнауки.рф/http: //www.mon.gov.ru (дата обращения-10.09.2018).

3.Сопровождение инклюзивного образования. URL: http://ocpmcc.edu35.ru/inclusion/29-inclusl/168- inclusion (дата обращения 12.09.2018).

Konopelkina Lyudmila Petrovna, Budanova Elena Vasilievna

Smolensk regional state budgetary institution

" Pochinkovskaya-boarding school»,

 SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SPEECH THERAPY TO SUPPORT STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE RESOURCE CENTER (from experience)

Keywords: resource center, students with disabilities, speech therapy support, special conditions.

The article discusses the importance of the resource center in the education of children with disabilities and especially the organization of speech therapy support of students.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

Некоторые приёмы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы)

Целью данной работы является обмен опытом  в организации и методике  подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех  его сдачи   зависит от множества при...

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и РАС

Статья на тему "Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушенияи) и РАС (расстройствами аутистического спектра)....

Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Организация логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушения речевого развития

В презентации представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие обучение учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). А также  структура программы коррекционной работы с...