Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.
план-конспект

Конспект открытого индивидуального занятия

по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

по теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна»,

 слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «Весна»..

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №52

Открытое индивидуальное занятие

по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой  депривацией.

с обучающейся 1 «А» класса Амелией О.

(Сенсоневральная тугоухость III степени, спротезирована биноурально)

Сурдопедагог Гуденко Людмила Владимировна.

Фрагмент занятия по теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «Весна»,

показанный 22 апреля 2018 года в передаче «От прав к возможностям». можно посмотреть по ссылке:

https://schig52.mskobr.ru/mass_media/video_mass_media/otr_kanal_ot_prav_k_vozmozhnostyam/

Конспект открытого индивидуального занятия

по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 

по теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна»,

 слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «Весна»..

Произносительная сторона устной речи.

Тема: Автоматизация звука С во всех позициях. Работа над ритмом. Работа над умением находить причинно-следственные связи в предложениях.

Цель:

- Автоматизация звука С в различных, наиболее часто употребляемых позициях на материале слогов, слов словосочетаний, предложений в различных видах речевой деятельности (сопряжённое и отражённое проговаривание, называние картинок, чтение, ответы на вопросы, самостоятельная речь);

-формирование навыка воспроизведения ритмов;

- развитие  умений устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование речевого слуха.

Тема: Текст «Весна». Восприятие неречевых звучаний по теме.

Цель:

 -восприятие на слух и слухозрительно всего речевого материала по произношению;

-глобальное восприятие текста «Весна» с помощью ИСА;

-восприятие на слух вопросов и фраз из текста в произвольном порядке с помощью ИСА;

-восприятие на слух неречевых звучаний с аудионосителей с помощью ИСА с опорой на картинку.

Задачи.

Образовательные:

- тренировать в умении правильно произносить звуки при чтении и в самостоятельной речи;

-учить подбирать к строчке текста соответствующую строчку ритма и наоборот;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-развивающие:

- тренировать в умении воспроизводить интонацию и темп по подражанию речи учителя и самостоятельно;

- добиваться фонетически правильно оформленной речи, не допускать искажений звукопроизношения (изучаемый звук, допустимые замены);

- развивать навыки самоконтроля за речью;

- тренировать слуховую память и слуховое внимание.

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения;

- содействовать к формированию интереса к природным явлениям.

Ход занятия.

Организационный момент.

Учитель

Ученик

Здравствуй, Амелия!

Будем заниматься.

Как ты слышишь? Скажи полным ответом. (За экраном)

Послушай. (За экраном).

Наступила весна.

Назови весенние месяцы.

Какой идёт месяц?

Какой месяц наступит после марта?

Какая сегодня день недели?

Здравствуйте, Людмила Владимировна.

Я слышу хорошо.

Наступила весна.

Март, апрель, май.

Идёт март.

После марта наступит апрель.

Сегодня … .

Произносительная сторона устной речи.

Учитель

Ученик

Работа над звуком.

Будем учиться правильно говорить звук С.

Посмотри: (перед зеркалом)

Зубы заборчиком, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, по центру языка идёт сильная воздушная струя.

Перед зеркалом демонстрируется уклад языка, произносится звук._____

С______________________

Работа над слогом.

 Послушай слоги. Повтори. (За экраном).

СА-СО-СУ, АСА-АСУ-АСО, ИС-УС-АС, СНА-СКА-СНЕ

Работа над словом. (Работа с сюжетной картинкой).

Посмотри внимательно на картинку.

Назови слова со звуком С.

 

Послушай слова. Покажи. Повтори. (За экраном).

Сосулька, солнце, скамейка, подснежник, собака, снеговик, коляска, весна.

Работа над словосочетанием. (За экраном).

Ответь на вопросы.

Что делает собака?

Кто тает?

Что светит?

Работа над ритмом. (За экраном).

Послушай ритм. Найди словосочетание на табличке..

таТата таТа

татаТА Тата

Тата ТАта

Работа над предложением. Работа над устанавлением причинно-следственных связей. 

Послушай предложение. Скажи слитно. Покажи на табличке. (За экраном).

Наступила весна.

Появился подснежник.

Снеговик тает.

Солнце светит.

Саня пускает лодочку.

Соня катает коляску.

Посмотри внимательно.

На табличках маленькие слова.

Подумай и вставь их между предложениями так, чтобы из двух предложений получилось одно.

(На табличках слова: поэтому, потому что, а).

Что ты делала?

Молодец! Ты хорошо говорила звук С.

.

Произносит звук С перед зеркалом.

С______________________

Повторяет.

Называет слова:

Сосулька, солнце, скамейка, подснежник, собака, снеговик, коляска, весна.

Слушает слова, повторяет, показывает на сюжетной картинке.

Собака стоит.

Снеговик тает.

Солнце светит.

Подбирает словосочетание с таким же ритмом. (Можно отхлопывать ритм или отстукать ногой).

Собака стоит.

Снеговик тает.

Солнце светит.

Слушает, повторяет, выбирает соответствующую табличку.

Наступила весна.

Появился подснежник.

Снеговик тает.

Солнце светит.

Саня пускает лодочку.

Соня катает коляску.

Составляет предложения.

Наступила весна, поэтому появился подснежник.

Снеговик тает, потому что солнце светит.

Саня пускает лодочку, а Соня катает коляску.

Я составляла предложения.

.

Формирование речевого слуха.

Учитель

Ученик

 Посмотри.

На картинках изображены природные явления.

Слушай текст «Весна» и выкладывай соответствующую картинку.

                    Весна.

Наконец-то наступила весна.

В небе светит ласковое солнышко.

Снег тает.

Повсюду бегут быстрые ручейки.

Весело скачут пушистые воробьи.

Появились первые подснежники.

Из тёплых стран возвращаются птицы.

В лесу проснулись полосатые барсуки и косолапые медведи.

О чём этот текст?

Смотри на картинки и, опираясь на них, перескажи этот текст сама.

Хорошо говори звук С.

Весной и на улице, и в лесу можно услышать много разных звуков.

(Презентация с неречевыми звуками).

Посмотри на картинку. (Слайд 1)

(Слайд 1). Как ты думаешь, какие звуки слышат дети?

(Слушает, как капает капель, журчит ручей, чирикают воробьи, лает собака, мяукает кошка)

(Слайд 2). А какие звуки можно услышать в весеннем лесу?

(Слушает, как поют птицы, журчит ручей, рычит медведь).

Молодец! Слушала хорошо!

Глобальное восприятие текста на слухозрительной основе. (Сенсоневральная тугоухость III степени).

По мере прослушивания текста выкладывает соответствующую картинку с природными явлениями.

Этот текст о весне.

Пересказывает текст.

Прослушивает неречевые звуки, запоминает, отвечает, какой звук слышит.

Итог занятия. Рефлексия.

Учитель

Ученик

Скажи, какое задание тебе понравилось больше всего?

Занятие окончено.

До свидания!

Отвечает.

До свидания, Людмила Владимировна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»

Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 «А» классе

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 «А» классеТема "Семья"....