Статья "Социальное партнерство"
статья
В статье раскрываются основные направления социального партнерства в коррекционной педагогике в условиях модернизации образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsialnoe_partnerstvo.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК _______
Зарипова Лариса Фаукатовна,
учитель,
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»,
г. Нефтеюганск
Социальное партнерство как средство формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью
Аннотация. Рассматривается новое явление российской общественной жизни, современной школы - социальное партнерство
Ключевые слова. Обучающиеся с умственной отсталостью, федеральный государственный образовательный стандарт, социальная адаптация, социальное партнерство
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Россия, являясь частью мирового экономического пространства, проходит путь глобализации экономики, создание инновационной экономики, которая является стратегическим направлением развития нашей страны.
Формирующиеся в России инновационные социально-экономические процессы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство, требуют внедрения и новейших образовательных технологий, нового подхода в образовании и воспитании обучающихся. Реформы системы образования направлены на то, чтобы построить в Российской Федерации систему образования, отвечающую требованиям демократизации и гуманизации образовательной системы [1].
Переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Доказательством тому, что государство придает большое значение образованию, является принятый в 2012 году федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[2].
Особую роль образование должно сыграть в современной социализации. Специалисты определяют социализацию как процесс становления личности, обучения и освоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Социализация предполагает освоение социальных ролей, культуры общества. Этот процесс идет на протяжении всей жизни человека в результате влияния общества на индивида, а также целенаправленного воздействия регулируемого процесса воспитания, обучения, характерного для действующей системы образования, удовлетворяющей потребности общества.
Именно поэтому специалисты в условиях смены общественных систем, изменений ценностных ориентаций уделяют особое внимание процессу социализации детей.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, позволяющая личности активно включаться в разные структурные элементы среды, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития.
Все сказанное выше, включая и проблему модернизации образования, относится и к специальному образованию.
Позиция государства в отношении обучения детей, имеющих отклонения в развитии, существенно изменяет традиционную систему специального (коррекционного) обучения.
Одна из основных задач обучения и воспитания детей с умственной отсталостью – максимальное расширение их социальных связей, учитывая как наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»).
По мнению Л.С. Выготского, природой и сущностью аномального развития ребенка является дефект, как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения.
Одним из принципов коррекционно – педагогической деятельности являются специальные педагогические принципы: принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации, расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья [3].
Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности [3].
Новым явлением российской общественной жизни становится социальное партнерство. Современная школа не может существовать изолированно от окружающих ее социальных институтов, без четкого представления детей об окружающей социальной действительности.
Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующиеся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды, в процессе всей жизни оказывают на человека соответствующее влияние – невозможно сформировать личность только педагогическими средствами. Необходимость социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой сфере требуются усилия всего общества. Социальная среда и школа создают социокультурную среду.
Целью реализации социального партнерства является повышение качества образования, развитие социализации и профориентации обучающихся.
Одной из составляющих в создании единого социального пространства является школа и семья. Работа с родителями может носить просветительский характер, включение семьи в деятельность по преодолению последствий нарушения интеллекта, а, главное, решение проблем социализации – создание в семье благоприятных условий для роста и развития ребенка с умственной отсталостью [4].
Также важной частью данного направления работы школы является взаимодействие с родителями в решении задач профпросвещения, профконсультаций.
В процессе занятий по социально – бытовой ориентировке, хозяйственно – бытового труда обучающиеся овладевают умениями, навыками самообслуживания, бытового труда, личной гигиены. Проводится работа по знакомству с профессиями родителей, расширяются знания о профессиях.
В рамках внешнего социального партнерства можно выделить организованное взаимодействие школы, где социальными партнерами являются учреждения культуры и спорта, органы государственной власти, бизнес – структуры: библиотеки, музеи, спортивные комплексы, технопарки.
Содержанием участия в мероприятиях в рамках социального партнерства является культура общения, составляется гуманное отношение человека к человеку, развивается диалоговая речь, формируется культура общения, формируются коммуникативные навыки, создаются условия для преодоления последствий аномального развития ребенка.
Социальное партнерство позволяет укрепить педагогическое воздействие в достижении личностных результатов, расширить сферу жизнедеятельности обучающихся с умственной отсталостью, создавать ситуации для формирования их социальных (жизненных компетенций).
По высказыванию Л.С. Выготского: «Дефект стимулирует усиленное движение вперед».
Литература:
1.Зарипова Л.Ф.[Интерактивное обучение как средство развития профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих (на примере естественнонаучных дисциплин)] магистерская диссертация/ Л.Ф. Зарипова. – Тобольск: ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, 2017. –3с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.12 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Социально – бытовая ориентировка: пособие для учителя/ Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М.:ВЛАДОС, 2014. – 7,9,10,11 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социальное партнерство Совета Спикеров с общественными организациями, органами местного самоуправления и префектурой".
Статья для журнала "Право в школе"...
статья Социальное партнерство - залог успешности
Развитие партнерских отношений открывает возможности для развития учащихся...
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Место социального партнерства в воспитательной системе Русскополянской гимназии
Описан положительный опыт взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами...
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
"Социальное партнерство с семьями воспитанников"
Существует особенность учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного возраста. Главное в том, что родителям предоставляется свободный выбор и...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...