Статья "Формы работы с семьей обучающихся с расстройством аутического спектра"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Статья раскрывает пути решения трудностей семьи,воспитывающей ребенка аутиста посредстом ABA, TEACH  технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formy_raboty_s_semey_rebenka_s_ras.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Зарипова Лариса Фаукатовна (zaripova.lara61@mail.ru)

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Эти сведения имеют, в основном, описательный характер. Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками  помощи умственно отсталым[1].

Один из основоположников коррекционной педагогики в России  Л.С. Выготский считал, что изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, основано на важности  выделения первичных и вторичных дефектов развития [2]. Психические функции: кратковременная память, непосредственное внимание, ориентировочные реакции, связанны с органическими – врожденными предпосылками и задатками.  С другой стороны, есть высшие психические функции, которые формируются прижизненно: воля, произвольное внимание, произвольная память. Во власти учителя, воспитателя, психолога  повлиять именно на эти  функции.

У аутичного ребенка их можно сформировать. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС), с одной стороны, наблюдается неразвитость непосредственных форм контакта с внешним миром. С другой стороны, дети с РАС могут хорошо усваивать какие-то сложные формы деятельности, построение отвлеченных схем, они способны освоить сложные интеллектуальные действия.

Расстройство аутистического спектра – это название большой группы расстройств развития. Проблемой  аутичных детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем мире.

Трудности семьи, воспитывающей аутичного ребенка, имеют свою выраженную специфику.

Известно, что если такой ребенок находится в благоприятных семейных условиях и получает адекватную помощь, то он постепенно смягчает свои аутистические установки и становится несколько более гибок в отношениях с окружающими[3].

Дети ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке, и ободрении.

Стремясь получить одобрение и защиту близких, они становятся слишком зависимы: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. В этом проявляется их типичная для любого аутичного ребенка негибкость и стереотипность.

Проблемы семей  в это время связаны  с осознанием непреходящего характера трудностей и необходимости постоянной родительской поддержки, опеки ребенка. И, если, в его детстве проблемы представали как отдельные конкретные бытовые трудности ухода за ребенком, его обучения, обеспечения его безопасности, и в разрешении каждой из них отмечался постепенный дающий надежду прогресс то, со временем,  перед семьей встает глобальная задача обеспечения будущего ребенка. Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, нуждается в специальной поддержке[3].

На сегодняшний день, одной из  эффективных форм помощи семье, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра  и коррекции аутизма, является поведенческая терапия или метод прикладного поведения ABA (Applied behavior analesis).

АВА – терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения [3].

Определенным типам поведения соответствуют определенные последствия. Если реакции на поведение ребенка (последствия) предсказуемы, то они понятны ребенку. Соответственно, ребенок начинает лучше понимать, становится более открытым для взаимодействия. Большинство детей с аутизмом любят компьютеры за их понятный «язык». АВА можно сравнить с компьютером по степени упорядоченности действий и реакций. Чтобы успешно работать на компьютере, ребенку необходимо выбрать необходимую команду. Нажав кнопку он получает предсказуемый результат. Главное здесь – постоянство, простота в использовании и отсутствие неопределенности[4,С.12].

Конечная цель АВА – ребенок осваивает окружающий мир самостоятельно.

Роль родителей важна так же, как роль педагога, психолога. Успех ребенка в большей степени зависит от того, как он сможет реализовать дома то, чему научился на занятиях со специалистами. В привычной среде, в присутствии близких  людей, ребенку легче развить той или иной навык.

TEACH технология – это программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями, в которой активное участие принимают родители обучающегося [2].

В основе программы лежит идея структурированного, комплексного  обучения. Специалист обучает, прежде всего, родителей. Родители выполняют домашние задания с ребенком, ведут дневник наблюдений за ребенком, в котором отмечают динамику его развития.

В соответствии с Концепцией комплексного сопровождения людей с расстройствами  аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года[2], стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области образования является решение приоритетных задач, к которым относится создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений по комплексному сопровождению детей с расстройством аутистического спектра является сотрудничество с семьей обучающегося.

Основным содержанием работы педагога-дефектолога с родителями проблемного ребенка является формирование сотрудничества между родителями и педагогами, сотрудничество между родителями и ребенком.

Успешная социализация аутичного ребенка – это главная задача педагогов, психологов  образовательного учреждения совместно с семьей, воспитывающей такого ребенка.

Формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми  с нарушениями в развитии и их родителями:

- консультативно-рекомендательная (родители получают ответы на интересующие их вопросы);

- лекционно-просветительская,  где родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей, медицинским аспектам развития детей, знакомятся с современной литературой;

- организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников.

Семья – основа создания условий успеха  в реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, условий их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Литература

1. Епифанцева,Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]/ Т.Б. Епифанцева; Под ред. Епифанцева Т.О. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 486с.

2. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты –Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение. – Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/pomoshch-lyudyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/normativnye-pravovye-akty/840927/kontseptsiya-kompleksnogo

3. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи [Электронный ресурс]/ О.С. Никольская // Альманах  Института корренционной педагогики. – 2014. – №18. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/razvitie-kliniko-psihologicheskih-predstavlenij-o

4. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА [Текст]: терапия основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с расстройствами аутического спектра в условиях специальной коррекционной школы.

Данная статья посвящена вопросам обучения ребенка с аутическими расстройствами на уроках ритмики в специальной коррекционной школе. Автор статьи детиться своим первым опытом работы с таким ребенком, х...

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...

Организации работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) в школе.

В статье дан перечень основных трудностей детей с РАС при обучении в ОУ и обозначены основные направления коррекционно-развивающей  работы....

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе

В докладе приведены особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, предложены  методы и приёмы повышения эффективности обучения данной категории детей в средней школе...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...