Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе
методическая разработка

В докладе приведены особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, предложены  методы и приёмы повышения эффективности обучения данной категории детей в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст доклада19.4 КБ
Файл презентация2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Семинар для учителей старшей школы

«Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе»

Материал подготовила учитель-дефектолог

Лобзова Любовь Александровна

Москва, 2019.

Одной из самых сложных категорий обучающихся с ОВЗ являются обучающиеся с расстройствами аутистического спектра. У этих обучающихся имеется целый ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать в работе с ними.

Степень нарушения психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, однако расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное. Встречаются случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость.

Для таких детей характерен  «Уход в себя», нарушение коммуникативных связей. Дети с трудом контактируют с окружающими, степень этого контакта очень различна: она варьируется от нежелания поддерживать длительный визуальный контакт до сложностей в построении контактов со сверстниками.  Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. Они  могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр.

Дети с РАС нередко демонстрируют  приступы агрессии в ответ на требования. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия может быть направлена на других и на самих себя.

 Стоит отметить также стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети  склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерна приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Существует также особенности речевого развития у этой категории детей:

  • Отсутствие реакции на речь других. Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания обращенной речи. Дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь.
  • Сложность с обработкой аудиальной информации, осмыслением слов и фраз,реакцией на вербальные инструкции, негативная реакция в случае, если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро
  • Сложность с выражением своих потребностей и желаний.
  • Эхолалии – повторения чужих фраз. Сами дети нередко не способны строить предложения. Например, на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает - «сколько тебе лет, сколько тебе лет».
  • Шепотная или, наоборот, громкая речь. Необычный голос, странный, ломанный тембр
  • Буквальное понимание речи (сложности с восприятием шуток, метафор, эпитетов, переносного значения слов)

Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на некоторых методах и приемах, которые целесообразно  использовать в работе с обучающимися с РАС

Для большинства обучающихся с РАС необходимым условием успешного усвоения образовательной программы является расширение визуальной поддержки. В первую очередь, это использование визуального расписания, как настенного, общего для всего класса, так и индивидуального. Визуальное расписание представляет собой твердую основу, на которую с помощью магнитной ленты или «липучки» для одежды прикрепляются карточки-пиктограммы с изображением уроков в расписании или видов деятельности. Визуальное расписание помогает обучающимся упорядочить, структурировать предстоящий учебный день, четко обозначить последовательность смены занятий, тем самым снизить тревожность и эпизоды нежелательного поведения.

Расширенная визуальная поддержка и наглядные опоры используются на всех предметах, т. к. обучающиеся с РАС нуждаются в максимальной опоре на чувственный опыт, прежде всего, на визуальный канал получения информации.

Степень визуальной поддержки для разных обучающихся различна. Для обучающихся, испытывающих сложности в восприятии речи и вербальных инструкций она применяется не только для освоения содержания урока, но и для общей организации учебной деятельности (карточки «Сначала — Потом», коммуникативный альбом с карточками РЕСS, различные обучающие схемы и видеоролики).

Важнейшим условием успешного организации обучения детей с РАС является опора на сферу их интересов и формирование мотивации к обучению. Известно, что самостоятельно мотивация у таких обучающихся формируется крайне медленно или не формируется вовсе.

В связи с этим крайне важной задачей является выявление сферы интересов обучающихся. Интересы их очень различны, порой лежат в очень неожиданной плоскости: от героев любимых мультсериалов до технических объектов. Задача педагога – подобрать подходящие именно данному обучающемуся предметы для поощрения и грамотно использовать их в обучении. Варианты могут быть очень разнообразны: сенсорные материалы (кинетический песок, вода, пена для бритья, «лизуны»), материалы для лепки (пластилин), бумаг и карандаши, различные веревочки, шнурки и цепочки, музыкальные игрушки, тематические наборы мелких фигурок и пр. Для более функциональных обучающихся такими мотивирующими предметами  являются конструкторы, настольные игры, музыкальные паузы, различные видеоролики или мультфильмы обучающего характера.

Для менее функциональных учащихся набор предметов и материалов для поощрения на начальном этапе может включать в себя пищевые (по договоренности с родителями). Однако задача педагога — постепенно переключить обучающегося с примитивных пищевых или предметных стимулов на социальные (похвала, совместное времяпровождение, игра).

Для многих обучающихся с РАС, особенно в первый год обучения, целесообразно использовать систему промежуточных поощрений или жетонную систему. Планшетку с жетонами несложно изготовить самим, количество жетонов на начальном этапе обычно невелико. Со временем, когда ребенок понимает, что за собранные жетоны следует немедленное поощрение,  количество жетонов увеличивают, дают их   за выполнение более сложных и объемных заданий.

Стоит учитывать также и сенсорные особенности обучающихся. У многих учеников с РАС наблюдается гиперчувствительность к звукам. Та звуковая среда, которая для большинства людей комфортна и не вызывает неудобства, для таких детей оказывается непереносимой. Поэтому для некоторых учеников необходимым предметом для пребывания в школе являются звукоизолирующие наушники. Некоторые дети большую часть дня проводят в таких наушниках, а уроки музыки и физкультуры посещают исключительно в них.

Обучающимся с РАС в силу специфики мыслительных процессов и особенностей речи лучше воспринимают информацию, если она дается в письменной форме. Поэтому в учебном процессе предпочтительнее предъявлять задания в письменной форме, нежели в устной. Для этого педагог подбирает  и выполняет с обучающимся письменные упражнения вместо устных там, где это возможно. Например, освоение таблицы умножения у нормотипичных детей предполагает заучивание ее наизусть.  Обучающимся с РАС проще освоить таблицу умножения путем  многократного заполнения «окошек» в соответствующих тренажерах.

Для структурирования учебного процесса нам представляется удобным использование различных таймеров: для кого-то из детей это электронные или механические будильники, для других более наглядными являются песочные часы. На постоянной основе они используются только в первое время в период адаптации к учебному процессу, для тех учащихся, которые испытывают сложности в том, чтобы удерживаться в ситуации урока сколько-нибудь длительное время. Для них урок разделяется на короткие рабочие отрезки по несколько минут, как правило от 5 до 10, по истечении которого звенит таймер и учащийся может взять небольшой перерыв, 1-3 минуты, затем педагог ставит таймер еще на 5 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе Материал подготовила учитель-дефектолог Лобзова Л. А.

Слайд 2

Индивидуальные особенности обучающихся с РАС

Слайд 3

Методы и приемы работы с обучающимися с РАС

Слайд 4

учет Сенсорных особенностей

Слайд 5

визуальная поддержка

Слайд 6

Метод многократных упражнений и повторений

Слайд 7

освоение учебного материала с опорой на планы и алгоритмы

Слайд 8

ведение дневника правил

Слайд 9

Учёт сферы интересов обучающегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)Поддержание работоспособности и интереса учащихся с ОВЗ к учебной деятельности является одной из ключевых проблем для педаго...

Организации работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) в школе.

В статье дан перечень основных трудностей детей с РАС при обучении в ОУ и обозначены основные направления коррекционно-развивающей  работы....

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы.

В последние годы, среди детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной организации здравоохранен...

Специфика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в классе фортепиано

Методическая работа на актуальную тему "Специфика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в классе фортепиано".Представляет интерес для преподавателей инструмент...

Система работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в дополнительном образовании

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...