СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ В РАМЕНСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья
В статье рассматривается вопрос о создании интегрированной среды в МОУ, а также на конкретном примере организации интегрированной площадки «Планета развития», как одного из компонентов коррекционно-развивающей среды, определяется ее место в образовательном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белозерова Людмила Викторовна,
Семенова Елена Николаевна,
Бубнова Ольга Вячеславовна,
Белозерова Анастасия Дмитриевна,
Тарасенко Ольга Николаевна
МОУ «Раменская общеобразовательная школа-интернат
для детей с ОВЗ» г.Раменское
СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ В РАМЕНСКОЙ
ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о создании интегрированной среды в МОУ, а также на конкретном примере
организации интегрированной площадки «Планета развития», как одного
из компонентов коррекционно-развивающей среды, определяется ее место
в образовательном пространстве.
Ключевые слова: среда, интегрированная площадка, компоненты
развивающей среды.
Понятие среда – определяется как совокупность условий и средств
целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – учащегося
с ограниченными возможностями здоровья (Философский словарь).
Под интегрированной коррекционно-развивающей средой следует
понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально
организованную, насыщенную разнообразными развивающими
предметами, коррекционными игровыми материалами и современным
оборудованием в полноценном контексте образовательного пространства.
Доказано, что на развитие ребенка с ограниченными возможностями
здоровья большое влияние оказывает окружающая среда. А если это
ребенок с нарушениями интеллекта, то коррекционно-развивающая среда –
это та среда, в которой создаются условия для развития ВПФ, коррекции
познавательной сферы, речи, стимуляции речевой и учебной деятельности,
речевого общения для социализации в обществе.
Система создания коррекционно – обучающейсовременной
интегрированной среды строилась нами с учѐтом требований стандарта,
окружающей среды и особенностями детей с интеллектуальными
нарушениями поступающими в школу - интернат.
Присозданияинтегрированной среды были поставлены цели:
содействие личностному развитию младшего школьника с
интеллектуальными нарушениями с учѐтом его актуальных,
потенциальных и компенсаторных возможностей;
обеспечение полноты процесса адаптации и социализации в
условиях интеграции в образовательное пространство школы-интерната;
оказание полноценной коррекционной помощи обучающимся с
интеллектуальными нарушениями посредством внедрения в
коррекционный процесс инновационных педагогических технологий, через
создание современной интегрированной среды.
и в процессе необходимо было решение трѐх основных задач:
коррекционной – коррекция отклонений и нарушений развития,
разрешение трудностей в адаптации ребѐнка с интеллектуальными
нарушениями;
развивающей – оптимизация, стимулирование и обогащение
содержания развития;
профилактической – предупреждение вторичных отклонений и
нарушений развития.
Данная площадка в Раменской школе-интернате открыта в 2017-2018
учебном году в соответствии с Приказом МО и Н РФ от 30 августа 2013
года «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам- образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования», требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Интегрированная площадка «Планета развития» в образовательном
учреждении функционирует в целях создания оптимальных условий для
выполнения современных требований к организации образовательного
процесса в рамках стандарта для детей с ОВЗ.
Интегрированная площадка оснащены новым современным
дидактическим и раздаточным материалом в соответствии с современными
требованиями.
При организации пространства мы учитывали:
специфику организации свободного, без барьерного передвижения
и контакта, общения детей с окружающей средой;
структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей
при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
соответствие информационного поля коррекционно-развивающей
среды познавательным и коммуникативным возможностям детей с ОВЗ.
Основное назначение интегрированной площадки «Планета развития» –
это создание рациональных условий для коррекционного обучения
школьников с интеллектуальными нарушениями.
В нашем образовательном учреждении в состав интегрированного
пространства входят следующие зоны: зона учебная, зона развития ВПФ,
зона развития артикуляционной моторики, зона психологического
комфорта, зона релаксации, зона развития моторики, зона двигательной
активности, зона диагностики, зона игровая т.е. площадка разбиты условно
на: рабочее место специалиста, места для проведения группового занятия,
а также места для индивидуальных занятий. Таким образом, на площадке
можно проводить различные виды занятий, которые способствуют
обеспечению в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств
формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений ДЛЯ
самостоятельной жизнедеятельности. В работе интегрированной площадки
«Планета развития» принимают участие логопед, психолог Семенова Е.Н.,
дефектолог Бубнова О.В., тьютор Тарасенко О.Н., учитель Белозерова
А.Д., родители и дети.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений, осуществления
полноценной работы по коррекции сенсомоторных навыков, каждая зона
оснащена большим количеством дидактических игрушек направленных на
сенсомоторное развитие, многие пособия предназначенный также для
развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
Интегрированная площадка «Планета развития» оснащена
звуковоспроизводящей техникой. Различные записи и музыки, звуки леса,
моря, различные сказки на музыкальном фоне все это позволяет
специалистам создать особый фон и эмоциональное настроение на каждом
занятии.
Большое количество игрушек ярких, многофункциональных и
развивающих, наполняют игровую зону интегрированного пространства.
Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям
СанПиНа. Все игрушки, игровой материал размещѐн таким образом,
чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого
имеются стеллажи, шкафы.
Игровое пространство предусмотрено для игр в парах, группах. В
центре игровой зоны на полу находится ковѐр – место сбора всех детей. Он
позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития
фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов,
воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Создавая коррекционно-развивающее интегрированное пространство,
мы постарались сделать его информативно богатым, системным, что
обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и
информационного материала. Все компоненты развивающего пространства
сочетаются между собой по содержанию, художественному решению,
обеспечивают развитие ребѐнка на путь становления его социальной
компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками взрослыми.
Большое внимание в коррекционном пространстве уделяется
включение ребенка в образовательную среду для коррекции отклонений в
развитии.
Все оборудование подобрано с учетом особенностей детей с
нарушением интеллекта. Здесь дети совместно с психологом, логопедом,
дефектологом преодолевают множество страхов, получают новые
впечатления, учатся познать себя. Особенно большое значение уделяется
индивидуальной работе в данном пространстве с детьми, имеющими
множественные нарушения в развитии.
В результате такого обучения через интегрированную среду
происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений
физического и умственного развития, формируются знания ,умения и
навыки, повышающие жизненную компетенцию детей с нарушением
интеллекта т.е. решается та задача, которая, по сути, стоит перед нашими
образовательными учреждениями, дальнейшая социализация в
современном обществе.Поэтому создание интегрированной среды является
важнейшим условием для реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования
Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
При организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности....
Практико-ориентированная среда как условие повышения качества образования»
Доклад выступления...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Создание мотивационной среды с помощью компьютерных технологий, как условие повышения уровня качества дополнительного образования.
Опыт работы в Доме детского творчества при проведении массовых мероприятий с применением компьютерных технологий....