Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО
проект на тему
Проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Кафедра менеджмента и экономики в образовании
Проектная работа на тему
«Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО»
Выполнена слушателем курсов повышения
квалификации учителей ОО
А.И.Шкуновой, МБОУ
«Пановская ВСОШ»
Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан
Казань 2016 г.
Содержание
- Актуальность темы
- Основные функции
- Основные компоненты здоровье сберегающего пространства
- Основные цели и задачи
- Основные направления деятельности по созданию здоровье сберегающего образовательного пространства
5.1 Создание управленческого механизма
- Создание материально-технической базы в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами и правилами функционирования образовательного учреждения
- Поиск и внедрение здоровье сберегающих педагогических технологий
- Основные показатели
- Особенности здоровье сберегающего пространства
8. Технологии взаимодействия с обучающимися в рамках создания
Здоровье сберегающего пространства школы
9. Здоровье сберегающие мероприятия
10. Требования к уроку с позиций здоровье сбережения
11. Методы исследования состояния здоровье сберегающего пространства
школы
12. Ожидаемые результаты
13. Список литературы
- Актуальность темы
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков. Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства — получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов.
Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, мы говорим, прежде всего, о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровье сберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель — формирование культуры здоровья подростков в здоровье сберегающем образовательном пространстве.
Здоровье сберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и на формирования у них культуры здоровья.
Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания — формированию культуры здоровья.
В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровье сберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.
2. Основные функции
- Педагогика, не носящая ущерба здоровью ученика, учитывающая его резервы и пределы познавательных способностей, способствующая расширению диапазона переносимых эмоциональных, физических и информационных факторов учебного труда;
- формирование потребностей и мотивации подрастают ей личности для построения личной стратегии здоровье сберегающей деятельности;
- системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход;
- ориентация коллектива педагогов в содружестве с родителями на создание условий для становления личности творческой, интеллектуальной, духовной, ориентированной на ценности здоровья;
- построение образовательного процесса с учетом развития и расширения психофизиологических возможностей школьников;
- признание всеми субъектами педагогического процесса положения о том, что здоровый ребенок школьного возраста является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;
- любое педагогическое воздействие (в современном понимании — взаимодействие) должно стремиться на динамическое состояние сохранения и развитии здоровья подрастающего человека, его физических, психических, социальных и духовных функций сообразной природе, обществу и самому себе как в сиюминутном состоянии, так и в будущем.
3. Основные компоненты здоровье сберегающего пространства
Здоровье сберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, культурно-образовательное учреждение, организованное детское общественное движение, органы местного самоуправления и администрация образовательного пространства сельской школы, санитарно-просветительский общественный орган.
4. Основные цели и задачи
Цель формирования здоровье сберегающего образовательного пространства – создание среды, способствующей обучению и воспитанию личности специалиста, обладающего потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующего в гармонии с самим собой, обществом, природным и техногенным окружением, а также способного научить других людей сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье.
Основные задачи по реализации политики приоритета здоровья в жизни человека:
- создание благоприятных социальных и материальных условий и оптимального психологического микроклимата, способствующих воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;
- проведение психокоррекции учителей, сотрудников и обучающихся в целях повышения самосознания в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни и формирования потребности в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий для поддержания и восстановления здоровья;
- повышение квалификации субъектов образовательного процесса по вопросам теории и практики формирования здорового образа жизни;
- создание и использование здоровье сберегающих педагогических технологий в образовательном процессе;
- формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;
- увеличение объема и повышение качества внеаудиторных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого обучающегося, привлечение родителей к здоровье сберегающей работе в школе;
- расширение перспектив образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение родителей к здоровье сберегающей работе в школе;
- согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического оптимистического подхода к обучению и воспитанию;
- содействие распространению опыта формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в средних общеобразовательных учреждениях.
5. Основные направления деятельности по созданию
здоровье сберегающего образовательного пространства
5.1 Создание управленческого механизма
Руководство процессом формирования здоровье сберегающего образовательного пространства осуществляет директор образовательного учреждения:
- является лидером, влияющим на сознание субъектов образовательного процесса путем умелого применения методов психолого-педагогической коррекции личности;
- осуществляет связь с государственными органами управления и общественными организациями;
- определяет обязанности и полномочия каждого субъекта образовательного процесса в соответствии с его способностями;
- координирует деятельность всех структурных подразделений образовательного учреждения;
- осуществляет контроль за всеми видами деятельности в образовательном учреждении;
- активно использует методы материального и морального стимулирования.
Непосредственными организаторами создания здоровье сберегающего образовательного пространства в соответствии с должностными обязанностями являются заместители директора, которые:
- активно участвуют в создании условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышения работоспособности субъектов образовательного процесса;
- привлекают к работе сотрудников, преподавателей, находящихся в должностном подчинении, а также инициативных, творчески настроенных студентов;
- руководят творческими, рабочими группами, созданными для выполнения определенного вида работ.
5.2 Создание материально-технической базы в соответствии
с санитарно-гигиеническими нормами и правилами
функционирования образовательного учреждения
Для поддержания материально-технической базы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами следует предусмотреть:
- планирование и проведение мероприятий по ремонту и содержанию технических устройств (отопление, водоснабжение, канализация, освещение) и учебного оборудования в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
- проведение занятий по гигиеническим аспектам жизни, охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности со студентами, преподавателями и сотрудниками;
- обеспечение рационального и сбалансированного питания;
- организацию медицинского обслуживания.
5.3 Поиск и внедрение здоровье сберегающих педагогических технологий
Успех внедрения здоровье сберегающей системы воспитания в образовательном учреждении во многом зависит от подготовленности к восприятию ее идей участниками процесса. Профессионализм педагога должен сочетать умение дать профессиональные знания подрастающему поколению, а также желание и умение сохранить и укрепить здоровье обучающегося и свое собственное.
Для изучения жизненных приоритетов обучающихся, состояния их здоровья используются методы:
- педагогическое наблюдение, беседы с обучающимися, товарищами, педагогами, родителями, анкетирование, анализ результатов деятельности обучающихся, которые позволяют выявить личностные пристрастия, интересы и склонности, уровень умственного развития, общий кругозор, физические возможности.
Использование этих методов позволяет педагогам и обучающихся глубже познать друг друга, найти точки соприкосновения интересов, выявить моменты расхождения во взглядах и с учетом этого совместно строить образовательную деятельность, как равноправные участники педагогического процесса, что способствует снижению риска возникновения конфликтов, а значит нервных стрессов и неврозов.
Психолого-педагогическая коррекция личности педагога предполагает внесение корректив в систему повышения квалификации педагогических кадров. Психолого-педагогическая коррекция сознания субъектов образовательного процесса, обеспечивающих формирование здоровье сберегающего образовательного пространства, реализуется через:
- диагностику их психологической готовности к восприятию приоритетов здоровья и здорового образа жизни, внедрению здоровье сберегающих педагогических технологий в практическую деятельность;
- анализ директивных документов, научно-методической литературы, материалов периодической печати;
- прогнозирование ситуации и планирование научно-методической, учебной, исследовательской, спортивно-оздоровительной работы по реализации идей здорового образа жизни;
- организацию и проведение постоянно действующей системы информационной пропаганды, направленной на избавление от вредных привычек, формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;
- планирование, разработку, реализацию и оценку эффективности программ образовательного учреждения по укреплению и сохранению здоровья;
- участие в отраслевых программах по сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний;
- моральное и материальное поощрение педагогов, сотрудников и обучающихся за участие в программах по сохранению и укреплению здоровья, распространение валеологических знаний, проведение научных и исследовательских работ в данном направлении.
Организация учебной деятельности по формированию здоровье сберегающего образовательного пространства включает:
- оптимальное, с учетом физиологических норм и принципов, построение учебного процесса (распределение учебной нагрузки в зависимости от изменения светового дня, начала и конца недели, семестра), а также рациональное построение занятий, обеспечивающее адекватное восстановление сил;
- коррекцию творческой деятельности педагога в зависимости от личностных характеристик, стажа работы, возраста, образования;
- использование обоснованных здоровье сберегающих средств и методов обучения и контроля знаний и умений:
- создание учебно-методических комплексов по каждой теме, содержащих разнообразный дидактический материал;
- учебно-методических пособий для самостоятельной работы обучающихся, компьютерных обучающе-контролирующих программ;
- обучающе-контролирующих пособий, рассчитанных для индивидуальной работы и самоконтроля обучающихся;
- использование творческих форм проведения занятий;
- осознание успешности обучения и педагогического труда; введение рейтинговой системы оценки деятельности обучающихся, педагогов и сотрудников, моральное и материальное вознаграждение по результатам рейтинга.
Валеологическое содержание образования реализуется через:
- дисциплины по выбору обучающегося, факультативы, предметные и спортивные секции;
- дисциплины федерального компонента, дополненные темами о здоровом образе жизни;
- учебно-программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включающего как теоретические, так и практические аспекты здорового образа жизни.
Организация воспитательной работы в образовательном учреждении.
Формирование здорового образа жизни и его пропаганда включают:
- овладение педагогами формами и методами изучения личности обучающегося, его отношения к своему здоровью и здоровью окружающих с целью выявления лиц, относящихся к группам риска по состоянию здоровья и поведению для планирования индивидуальных и коллективных мероприятий;
- создание информационного банка данных о состоянии здоровья обучающихся, педагогов и сотрудников и использование его для планирования мероприятий по восстановлению и укреплению здоровья;
- проведение коллективных зрелищных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- оформление общешкольных стенных газет, других материалов для санитарно-гигиенического просвещения;
- обучение обучающихся, педагогов и сотрудников стандартам гигиенического поведения, в частности, приемам самообследования, самопомощи и взаимопомощи;
- проведение медико-социальных и социологических исследований образа жизни и здоровья обучающихся с целью планирования работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Формирование физической культуры включает:
- организацию и участие в проведении медицинского осмотра обучающихся;
- содействие правильному формированию и всестороннему развитию обучающихся в соответствии с возрастными нормами физического развития организма и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- создание условий для коллективных и индивидуальных занятий физической культурой обучающимся, педагогам и сотрудникам с целью обеспечения физического и душевного комфорта, а также поддержания их высокой работоспособности;
- формирование здорового образа жизни обучающихся, педагогов и сотрудников путем санитарно-просветительной работы, проведения спортивно-массовых мероприятий;
- совершенствование форм и методов обучения обучающихся физической культуре;
- формирование у обучающихся потребности в систематических занятиях спортом, совершенствовании спортивного мастерства, в физическом самосовершенствовании;
- привлечение обучающихся в сборные команды по различным видам спорта;
- воспитание у обучающихся высоких моральных, волевых и физических качеств;
- оснащение и поддержание в рабочем и эстетическом состоянии материально-технической базы для занятия физической культурой.
6. Основные показатели
- Гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;
- учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;
- всемерное развитие творческой личности;
- организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;
- содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;
- оздоровительная система физического воспитания;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
– состояние физического и психологического здоровья учащихся и учителей;
– повышение профессиональной компетентности педагогов;
7. Особенности здоровье сберегающего пространства
Особенности здоровье сберегающего образовательного пространства в условиях общеобразовательной школы:
- позитивная основа здоровье сберегающего образовательного пространства, выражающаяся в активизации реальных и потенциальных возможностей педагогического процесса, способствующих сохранению, развитию и укреплению физического, духовного и психического здоровья субъектов педагогического процесса;
- инновационный характер процессов его составляющих, заключающийся в творческом использовании его преимуществ, возможностей, а также учете психофизиологических, ментальных и индивидуальных особенностей учащихся;
- вовлечение учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства и перевода личности школьника из состояния пассивного объекта в состояние активного субъекта данного пространства;
Преимущества здоровье сберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной школы, эффективность которых выражается в:
- устойчивом оздоровительном эффекте;- высоком уровне учебной мотивации;
- творческом отношении к деятельности;
- увеличении количества учащихся с гармоничным сочетанием физического, психического и духовного развития;
8. Технологии взаимодействия с обучающимися в рамках создания здоровье сберегающего пространства школы
- Технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленные на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, «обычного», нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровье сбережения;
- технологии проектирования и моделирования, основанные на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя;
- технологии действенного метода;
- технологии парной и групповой работы;
- тренинговые формы занятия;
- проведение уроков на природе;
- технологии психологического сопровождения образовательного процесса;
- использование технологий игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности;
- проектная деятельность. Необходимо отметить, что в ходе работы над проектом развивается творческий потенциал учащихся, навык анализа собственной деятельности. Происходит осмысление собственного опыта и опыта сверстников в решении задач здоровье сбережения. Ученик оценивает собственный ресурс здоровья, находит и обучается приемам безопасности жизнедеятельности, улучшения экологии школьной среды. Приобретенный опыт он может транслировать и вне стен школы.
9. Здоровье сберегающие мероприятия
1. Консультации приглашенных специалистов.
2. Лекции для обучающихся:
«Физическое развитие школьников в школе и дома», «Утомляемость школьника. Как с ней бороться», «Мы в ответе за собственное здоровье», «Формирование Я — концепции», «Социально-позитивные ценности личности», «Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье обучающихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)», «Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей»
3. Собеседования (по запросам родителей и учителей).
4. Тренинги:
«Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье», «Формирование собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье», «Формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, ценности культуры здоровья», «Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию», «Обучение подростка отстаивать свою точку зрения с позиций формирования и сохранения здоровья», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
5. Рисуночная диагностика
6. Классные часы:
«Как не стать жертвой преступления», «Режим дня подростка», «Какой я?», «Я и моя семья», «Гигиенические правила и нормы» и др.
7. Коррекционно-диагностические мероприятия (тестирование): «Анализ ценностных ориентацией иерархии ценностей» (Здоровье, друзья, признание, семья, любовь, материальное положение).
8. Тематическая выставка детских рисунков.
9. Фотоколлажи «Мы счастливы, потому что мы вместе».
10. Стенгазеты.
11. Конкурс песен, частушек (здоровье сберегающая тематика).
12. Участие в спартакиаде школьников, проведение соревнований по спортивно-прикладным видам спорта, мероприятия проводимые в рамках взаимодействия с ДЮСШ, и др.
10. Требования к уроку с позиций здоровье сбережения
Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, учитель способствует развитию здоровой личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе, задает модель правильного поведения и отношений с другими людьми.
Составляющими пространства можно выделить:
- психологический комфорт;
- санитарно-гигиенические требования;
- эмоциональная активность;
- двигательная активность;
- рациональная организация урока;
- система оценивания.
Психологический комфорт. Выстраивая отношения с учениками на уроке, учитель вносит вклад в создание здорового психологического климата. Психологически здоровые, развивающие и воспитывающие личность отношения характеризуются сохранением свободы партнера по общению и его самоуважения. Самоуважение ученика определяется чувством его причастности к школьной жизни, в том числе на уроке.
Повышение уровня самоуважения обучающихся через общение с ними на уроке предполагает навыки владения учителем стратегиями поддержки. Реализуя отношения с учениками по типу стратегий поддержки, учитель создает основу для психологически здоровых отношений в классе. Помощь его сводится к тому, чтобы демонстрировать каждому ученику свое принятие; внимание; уважение (признание); одобрение; теплые чувства. Когда учитель моделирует эти пять составляющих общения, он учит детей тому, как заводить и укреплять позитивные отношения с другими людьми
Принятие. Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Педагоги должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть, прямо сейчас. Это безусловное принятие – фундамент для всех остальных составляющих. Без него не будет действовать ни один из других принципов. Ведь мы показываем ребенку: «Ты мне нравишься, потому что это ты», а не «Ты мне нравишься за то-то и то-то».
Принимать того, кто действует, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он – достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранять достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. Внимание. Дарить внимание, а особенно, позитивное, своим ученикам – дело хлопотное, требующее от учителя времени, сил, эмоций. Об этом можно сказать только одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит ребенку в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения.
Как уделить внимание каждому ученику, если в классе их 30? К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнятся и чувствуются часы и дни.
Самый лучший прием, позволяющий оздоровить отношения «учитель–ученик» – это выслушивание учеников. Его можно использовать и за пределами урока. Беседуя с учеником, не следует думать, что учитель должен решить его проблемы, дать совет или консультацию. Можно просто его выслушать. Если слушать правильно, это не отнимет много времени.
Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать – не торопитесь говорить. Реагируйте только тогда, когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли сказанное.
Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла ...» (и далее мысль ученика, но своими словами).
Отражайте чувства («Ты, мне кажется, очень взволнован этим событием ...»).
Научите учеников просить внимания. Конечно, лучше, если ученик попросит внимания вместо нарушения правил поведения на уроке. Учитель не всегда готов сразу же уделить внимание ребенку в тот момент, когда ученик чувствует потребность в нем; тогда можно просто извиниться и пообещать поговорить с ним в ближайшем будущем. Для того чтобы ученикам хватало вашего внимания на уроке, сполна уделяйте его в другое время.
Уважение (признание). Уважение очень необходимо человеку. Полезно показать ученикам, что учитель их очень уважает, что они делают нечто полезное для класса. Признание отличается от одобрения тем, что акцент делается на сам вклад, результат. Признание должно быть высказано и ясно показано, потому что помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что в сознании педагога. Признайте дело, а не творца. Это вид оценки. Оценивайте, пусть высоко, сделанное, но не сделавшего (чтобы не перехвалить ученика и не сделать из него «зазнайку»). Правильная похвала направлена на содержание продукта, итога, поведения, а не на субъекта. В результате – дело продолжается, а ученик не зазнается. Он будет стараться производить на вас впечатление результатами своей деятельности.
Одобрение. Одобрение оказывается самим ученикам, чтобы показать, что нам нравятся черты их характера или попытки (пусть даже безрезультатные) что-то сделать, их мечты, увлечения и т. д. Это поддерживает в учениках уверенность, что в них есть что-то хорошее, что необходимо развивать. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к учителю, и старательнее работать на уроке. В русском языке достаточно слов, описывающих положительные черты характера, их необходимо постоянно напоминать ученикам устно и письменно: честолюбие, смелость, бодрость, чистоплотность, ум, склонность к рассуждению, храбрость, творчество, любознательность, энтузиазм, энергичность, настойчивость, дипломатичность, дружелюбие, общительность, пунктуальность, склонность к риску, чувствительность, сила, умение слушать другого, справедливость, нежность, благие намерения, доброта, полезность, честность, верность, опрятность, организованность, оригинальность, спокойствие, упорство, правдолюбие, заботливость, понимание, остроумие, талант, альтруизм. Составьте такие простые предложения: «Мне нравится твоя доброта», «О, какой творческий подход!» и т. д. Они поначалу могут показаться странными и непонятными. Но однажды вы увидите удивительный эффект этих простых фраз. Вскоре их употребление будет естественным и необходимым.
Теплые чувства. Хороший учитель умеет создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую в будущем выпускники будут вспоминать как счастье. Такой учитель не только передает знания, но и устанавливает радостные отношения со своими учениками. Чувства – не средство, не инструмент, подкрепляющий хороший результат или стремление к новым попыткам. Не «ты мне нравишься, когда ты ...» или «ты мне нравишься, если ...», а «ты мне нравишься, потому что ты мне нравишься». Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или не сделал. Чувство особенно необходимо ученику, если дела его плохи. (Например, ученика, неудачно выполняющего контрольную работу, можно поддержать следующей фразой: «Ваня, я верю, что эта контрольная – последняя из тех, что тебе не удались. Мы все делаем ошибки, подумай об этом, и, может быть, следующая контрольная пойдет лучше. Не пойти ли нам с тобой выпить кофе на большой перемене, чтобы поговорить еще немного?» Если бы учитель указала Ване на то, что ее невнимательность на последних двух уроках была причиной двойки, та оправдалась бы или огрызнулась, и ситуация ухудшилась бы, т. е. заботу грамотнее всего выражать позитивно.)
Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого, здорового поведения так же легко, как и модели не конструктивного, нездорового поведения. Тем людям, которые показывают, что на самом деле вас любят, очень трудно отказать. Дружба с учениками – наше лучшее средство в установлении дисциплины, рабочего настроя и здорового психологического климата в классе. Легче следовать требованиям своих друзей, чем врагов.
Следующий важный компонент здорового урока – здоровая учебная мотивация. Нарушения в системе учебной мотивации могут быть вызваны различными аспектами поведения учителя: сравнение учеников друг с другом, постоянное подчеркивание ошибок, демонстрация неверия в способности ученика, предложение слишком трудных для ученика заданий, негативная критика и т. д. Если ученик не ощущает себя состоятельным в учебе, у него развиваются страх неудачи и неуверенность в себе, которые негативно влияют на учебную мотивацию.
Классный коллектив занимает особое место в воспитательной системе лицея. Многое зависит от позиции классного руководителя. Он является организатором работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в классном коллективе. Вся работа классного руководителя должна быть спланирована. Не следует включать много вопросов, важно обеспечить их преемственность из класса в класс.
К пространству мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки – это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.
Соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса, ведь от них во многом зависит создание оптимальных условий обучения в лицее.
Среди основополагающих требований к санитарно-гигиеническим условиям обучения необходимо выделить соблюдение:
норм воздушно-теплового режима ОУ;
норм освещения классной комнаты;
требований к школьной мебели и оборудованию;
гигиенических норм режима дня;
норм питания в школе;
гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (учебная нагрузка, учёт динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года);
гигиенических требований к расписанию уроков.
Эмоциональная активность. Здоровый психологический климат – важный компонент здоровье сберегающего урока. Огромное значение в его создании и поддержании имеют эмоции. Равнодушный к чувствам и переживаниям учеников педагог сталкивается с большими трудностями в преподавании своего предмета. Напротив, чем опытнее и мудрее учитель, тем больше внимания на уроке он уделяет эмоциональной атмосфере в классе в целом и эмоциям каждого ученика как главному мотивирующему фактору.
Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя способствует развитию у учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается ими с трудом.
Речь учителя должна быть адекватно эмоциональной.
Двигательная активность. Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40%. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движениях суточный объём их активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов.
Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Напротив, её ограничение ведёт не только к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков, но и снижению обучаемости учащихся.
Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
База физической подготовленности учащегося создаётся в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, которые является «плацдармом» для формирования физически здоровой полноценной личности.
Рациональная организация урока. Здоровье сберегающий урок – это совокупность форм, средств и приёмов организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм. Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала и др.
Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать.
Риском для здоровья детей является:
репродуктивный стиль обучения, делающий ребёнка пассивным потребителем информации;
отсутствие учёта индивидуальных особенностей учащихся;
низкий уровень культуры поведения;
слабо поддающийся контролю объём заданий для самостоятельной работы.
Целесообразно чередовать виды деятельности: объяснение – с знаниями в тетрадь, рассказ – с показом наглядных пособий и технологических средств обучения, решение задач – с устным счётом; использовать активные формы обучения: дискуссии, «мозговой штурм» и хоровые ответы на несложные вопросы.
Моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления.
Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к развитию торможения.
«Хороший учитель отличается от плохого тем, что умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые,» – говорил П.П. Блонский.
Сегодня уже не нужно никого убеждать, что все учащиеся разные. В каждом классе есть непоседы и «мямли»; одним нужно подробно объяснять что и как, другие любят дойти до всего сами; один тянет руку, даже когда не знает материала, а другой знает, но молчит; у одних – быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.
Однако мало заметить, что ученики не похожи друг на друга, что они разные; необходимо ещё уметь отделять существенные признаки различий от несущественных. А самое главное, знать, что это за различия, какова их природа.
Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 9-11 – до 4 часов.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 — 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора(свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками( комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
14. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
Рекомендуемые оздоровительные моменты на уроке для учащихся средней школы:
- Гимнастика для глаз.
- Динамическая смена поз.
- Дыхательная гимнастика.
- Массаж активных точек.
- Самомассаж.
- Специальные упражнения, рассчитанные на исправление нарушения
осанки.
- Релаксирующие упражнения на снятие психоэмоционального и
психофизического напряжения.
- Комплекс упражнений на развитие чувства ритма и ориентации в
пространстве.
- Динамические паузы с использованием музыкального
сопровождения, с использованием стихотворных форм, комплекс
общеразвивающих упражнений.
15. Темп окончания урока:- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и обучающиеся прощаются.- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Мониторинг школьного здоровье сберегающего пространства. Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта тенденция характерна для детей школьного возраста. Ведущей проблемой реализации мероприятий по улучшению состояния здоровья учащихся является внедрение действенного мониторинга (системы слежения, контроля и наблюдения). Мониторинг здоровья и развития – это реальная основа сотрудничества органов здравоохранения, образования и родителей и местом их совместной деятельности является школа. Мониторинг школьного здоровье сберегающего пространства включает:
- диагностику условий обучения детей;
- изучение условий проживания в семье;
- контроль заболеваемости;
- гармоничность и дисгармоничность физического развития;
- изучение уровня адаптивности психического состояния
обучающихся.
Система оценивания
Большое внимание нужно уделять системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Данная система оценивания позволяет сохранить здоровье детей:
это самооценка;
оценка товарища, друга по парте;
коррекционная оценка;
совместная оценка учителя и ученика;
окончательная оценка.
Таким образом, мы исключаем эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине.
11. Методы исследования состояния здоровье сберегающего пространства школы
- теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме;
- социологические методы: анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение, собеседование, метод групповых экспертных оценок;
метод системного анализа объекта исследования;
- праксиметрический метод (изучение, анализ документации и результатов образовательного процесса;
- метод проектирования и моделирования;
- метод педагогического эксперимента.
12. Ожидаемые результаты
1. Наличие сформированных навыков и стереотипов здорового образа жизни у обучающихся.
2. Обеспечение каждому ученику уровня образования в зависимости от состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей и потребностей обучающихся.
3. Замотивированность на здоровый образ жизни детей и подростков.
4. Сформированность ценностного отношения к культуре здоровья учеников школы.
5. Квалифицированные педагогические кадры, осуществляющие работу школы, связанную с оздоровлением обучающихся.
6. Скоординированные действия школы и семьи в организации по созданию здоровье сберегающего пространства.
7. Снижение уровня заболеваемости детей.
8. Формирование здорового образа жизни в семье.
9. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
10. Введение оптимального режима труда и отдыха детей.
13. Список литературы:
1. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников. Автореф. канд. дис. Нижний Новгород. 2004 г.
2. Антропова М.В. Физиолого-гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся 8-10 классов. -М., 1985.- 33с.
3. Башвец, Н.А. Проблемы здоровьесбережения [Текст] / Н.А. Башвец // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов международной науч. заочной конф., Липецк, 28 октября 2009 года / [отв.ред. А.В. Горбенко] . – Липецк : Издательский центр «Де-факто», 2009 . – C.90–92.
4. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
5. Вершинина, А.А. Реализация здоровьесберегающего подхода в педагогике школы : монография [Текст] / А. А. Вершинина, И. В. Власюк, Е. В. Гривко, Н. Ф. Демополова / под ред. А.В. Кирьяковой. – М. : 2000 . – 239 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.7. Пирогова О.В. Моделирование в образовании // Инновации в образовании, 2004. — № 5. 8.Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования
Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...
«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»
Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...
«Образовательная программа – одно из условий повышения качества образования».
В работе излагаются условия, позволяющие развивать на уроках в спортивных классах языковую , лингвистическую , коммуникативную компетенции. ...
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО»
Проект, презентация...
СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ В РАМЕНСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В статье рассматривается вопрос о создании интегрированной среды в МОУ, а также на конкретном примере организации интегрированной площадки «Планета развития», как одного из компонентов кор...
Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"
Проект направлен на изучение современных образовательных технолий и использование учителями физики в своей деятельности....
Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"
Проек направлен на изучение с учителями физики современных образовательных технологий и применение их в своей деятельности....