Рабочая пограмма 9 класс История Отечества
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы - интерната
____________________Гришина М.Б.
30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
9 б класс
Составила: Хмырова Татьяна Владимировна
учитель истории
первой квалификационной категории
2019- 2020учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа составлена по учебнику История Отечества 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М., И.В. Карелина: Просвещение, 2018 год, 302с.
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания, средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.
Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:
- самоценности человеческой жизни;
- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);
- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;
- уважение к религиям мира и России;
- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;
- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
- необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.
Реализация рабочих материалов предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях. Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Цель:
- дать представление об истории как науке;
- научить определять последовательность событий.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
- формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.
Содержание учебного предмета:
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1 четверть – 16 ч.
2 четверть – 15 ч.
3 четверть – 21 ч.
4 четверть – 16 ч.
Итого - 68 ч
Планируемые результаты освоения предмета «История Отечества»
в 9 б классе
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1 уровень
• объяснять причины:
начала Октябрьской революции;
падения самодержавия и отказа Николая II от престола;
слабости экономики России в начале ХХ в. (внедрение иностранного капитала и его вывоз, сочетание частных капиталистических предприятий с кустарным производством, полунатуральным укладом крестьянского хозяйства);
образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании, Первой мировой войны, натиска индустриального общества;
противостояния самодержавия и общества (конфликт между трудом, нищенским положением населения и капиталом; господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян);
кризиса между центром и национальными окраинами;
подавление революционных выступлений с помощью войск;
начала гражданской войны и интервенции;
введения нэпа;
• работать с картой;
• объяснять:
предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);
причины неудач Красной армии в начальный период войны;
меры советского правительства против военной агрессии Германии;
• описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;
• самостоятельно объяснять слова и понятия: союзники, второй фронт, оккупация, окружение, рейды, партизанское сопротивление, диверсии, капитуляция и др.;
• показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
• по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества.
• ориентироваться в:
основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;
причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и коммунистической партии на все сферы жизни человека;
причинах противостояния двух систем, гонки вооружений;
положении СССР на международной арене;
• объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «Оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущева (без череды имен);
• объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и негативные результаты.
2 уровень
• объяснять новые слова и понятия в контексте ответов,специальных словарных диктантов;
• описывать события по датам и др.;
• работать с картой под руководством учителя.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
1 уровень
• наиболее яркие события, исторические персонажи, (можно опираться на примеры из жизни, быта представителей общества, использовать литературные и изобразительные средства).
• даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
• имена первых героев космоса, главных исторических персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний).
2 уровень
Предполагается снижение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учащиеся отвечают по выбранным для них темам и опорным вопросам; учитель использует средства наглядности для пояснительных и описательных рассказов.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «История Отечества» в 9 б классе
№ урока | Тема | Кол- во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту |
I. | ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (18 часов) | |||
1. | Великая российская революция: февраль | 1 | 04.09 | |
2. | Великая российская революция: февраль | 1 | 06.09 | |
3. | Великая российская революция: февраль | 1 | 11.09 | |
4. | Великая российская революция: октябрь | 1 | 13.09 | |
5. | Великая российская революция: октябрь | 1 | 18.09 | |
6. | Великая российская революция: октябрь | 1 | 20.09 | |
7. | Великая российская революция: октябрь | 1 | 25.09 | |
8. | Великая российская революция: октябрь | 1 | 27.09 | |
9. | Установление советской власти | 1 | 02.10 | |
10. | Установление советской власти | 1 | 04.10 | |
11. | Установление советской власти | 1 | 09.10 | |
12. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 11.10 | |
13. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 16.10 | |
14. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 18.10 | |
15. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 23.10 | |
16. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 25.10 | |
17. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 06.11 | |
18. | Гражданская война 1918-1920 годов | 1 | 08.11 | |
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1920-1930Е ГОДЫ (18 часов) | ||||
19. | Советская Россия в первой половине 1920-х годов | 1 | 13.11 | |
20. | Советская Россия в первой половине 1920-х годов | 1 | 15.11 | |
21. | Советская Россия в первой половине 1920-х годов | 1 | 20.11 | |
22. | Новая экономическая политика (нэп) | 1 | 22.11 | |
23. | Новая экономическая политика (нэп) | 1 | 27.11 | |
24. | Новая экономическая политика (нэп) | 1 | 29.11 | |
25. | Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) | 1 | 04.12 | |
26. | Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) | 1 | 06.12 | |
27. | Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) | 1 | 11.12 | |
28. | Индустриализация СССР | 1 | 13.12 | |
29. | Индустриализация СССР | 1 | 18.12 | |
30. | Индустриализация СССР | 1 | 20.12 | |
31. | Индустриализация СССР | 1 | 25.12 | |
32. | СССР накануне Второй мировой войны | 1 | 10.01 | |
33. | СССР накануне Второй мировой войны | 1 | 15.01 | |
34. | СССР накануне Второй мировой войны | 1 | 17.01 | |
35. | СССР накануне Второй мировой войны | 1 | 22.01 | |
36. | СССР накануне Второй мировой войны | 1 | 24.01 | |
СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945) (14 часов) | ||||
37. | Накануне Великой Отечественной войны | 1 | 29.01 | |
38. | Накануне Великой Отечественной войны | 1 | 31.01 | |
39. | Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942 года) | 1 | 05.02 | |
40. | Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942 года) | 1 | 07.02 | |
41. | Все для фронта, все для Победы | 1 | 12.02 | |
42. | Все для фронта, все для Победы | 1 | 14.02 | |
43. | Все для фронта, все для Победы | 1 | 19.02 | |
44. | Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год) | 1 | 21.02 | |
45. | Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год) | 1 | 26.02 | |
46. | Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год) | 1 | 28.02 | |
47. | Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года) | 1 | 04.03 | |
48. | Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года) | 1 | 06.03 | |
49. | Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года) | 1 | 11.03 | |
50. | Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944- сентябрь 1945 года) | 1 | 13.03 | |
ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ СССР. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В КОНЦЕ XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (18 часов) | ||||
51. | СССР после войны | 1 | 18.03 | |
52. | СССР после войны | 1 | 20.03 | |
53. | СССР после войны | 1 | 01.04 | |
54. | Пора «оттепели» (середина 1950-х- первая половина 1960-х годов) | 1 | 03.04 | |
55. | Пора «оттепели» (середина 1950-х- первая половина 1960-х годов) | 1 | 08.04 | |
56. | Пора «оттепели» (середина 1950-х- первая половина 1960-х годов) | 1 | 10.04 | |
57. | Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису | 1 | 15.04 | |
58. | Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису | 1 | 17.04 | |
59. | Советский Союз в середине 1960-1980-е годы: от стабильности к кризису | 1 | 22.04 | |
60. | Распад СССР. Россия в 1990-е годы | 1 | 24.04 | |
61. | Распад СССР. Россия в 1990-е годы | 1 | 29.04 | |
62. | Распад СССР. Россия в 1990-е годы | 1 | 01.05 | |
63. | Распад СССР. Россия в 1990-е годы | 1 | 06.05 | |
64. | Распад СССР. Россия в 1990-е годы | 1 | 08.05 | |
65. | Россия в начале XXI века | 1 | 13.05 | |
66. | Россия в начале XXI века | 1 | 15.05 | |
67. | Россия в начале XXI века | 1 | 20.05 | |
68. | Россия в начале XXI века | 1 | 22.05 | |
ВСЕГО: 68 часов. |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.
- «История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.
- «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.
- «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.
- «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.
- История Отечества. 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, И.В. Карелина. М.: Просвещение, 2018 год, 302 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс
Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов второго поколения. Базовый уровень 35 часов....
рабочая программа по истории отечества 7 класс
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...
рабочая программа по истории отечества 9 класс
Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...
Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом
.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
Рабочая пограмма 7 класс История Отечества
Рабочая пограмма 7 класс История Отечества ...
Рабочая пограмма 8 класс История Отечества
Рабочая пограмма 8 класс История Отечества ...