Рабочая пограмма 7 класс История Отечества
рабочая программа (7 класс)

Хмырова Татьяна Владимировна
Рабочая пограмма 7 класс История Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._7_klass_istoriya.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

 «Утверждаю»

Директор МКОУ школы - интерната

____________________Гришина М.Б.

30.08.2019г.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

7 б класс

Составила: Хмырова Татьяна Владимировна

учитель истории

первой квалификационной категории

2019 - 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

        Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах  по учебному предмету  педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Рабочая программа составлена по учебнику История Отечества 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год, 224с.

Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания,  средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».

Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является  способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.

Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.

Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной  отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро-  и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.

Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных  потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).

Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:

- самоценности человеческой жизни;

- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);

- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;

- уважение к религиям мира и России;

- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;

- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;

- необходимости диалога между государствами и народами.

Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.

В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес  любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.

Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.

Реализация рабочих материалов предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях.  Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.

    Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

      На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.

      Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

     Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

      Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

      Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

     Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

 

     Цель:

- дать представление об истории как науке;

- научить определять последовательность событий.

    Задачи:

- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;

- формирование учебных действий;

- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм  организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;

- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.

Содержание учебного предмета:

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

1 четверть – 16 ч.

2 четверть – 15 ч.

3 четверть – 22 ч.

4 четверть – 15 ч.

Итого  -      68 ч.

Планируемые результаты освоения предмета «История Отечества»

в 7б классе

Учащиеся должны знать:

- какие исторические даты называют точными, приблизительными;

- когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

- кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7б  класс

п/п

Тема

Кол-

во

часов 

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Введение

1

03.09

2.

Лента времени

1

06.09

3.

Происхождение славян

1

10.09

4.

Происхождение славян

1

13.09

5.

Славяне и соседние народы

1

17.09

6.

Славяне и соседние народы

1

20.09

7.

Облик славян и черты их характера

1

24.09

8.

Облик славян и черты их характера

1

27.09

9.

Облик славян и черты их характера

1

01.10

10.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

1

04.10

11.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

1

08.10

12.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

1

11.10

13.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

1

15.10

14.

Культура и верования восточных славян

1

18.10

15.

Культура и верования восточных славян

1

22.10

16.

Культура и верования восточных славян

1

25.10

17.

Культура и верования восточных славян

1

05.11

18.

Создание Древнерусского государства

1

08.11

19.

Создание Древнерусского государства

1

12.11

20.

Создание Древнерусского государства

1

15.11

21.

Создание Древнерусского государства

1

19.11

22.

Создание Древнерусского государства

1

22.11

23.

Создание Древнерусского государства

1

26.11

24.

Крещение Руси, истоки Христианской веры

1

29.11

25.

Крещение Руси, истоки Христианской веры

1

03.12

26.

Крещение Руси, истоки Христианской веры

1

06.12

27.

Крещение Руси, истоки Христианской веры

1

10.12

28.

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром

1

13.12

29.

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром

1

17.12

30.

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром

1

20.12

31.

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром

1

24.12

32.

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром

1

10.01

33.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

14.01

34.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

17.01

35.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

21.01

36.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

24.01

37.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

28.01

38.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

31.01

39.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

04.02

40.

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвв.)

1

07.02

41.

Образование монгольского государства

1

11.02

42.

Образование монгольского государства

1

14.02

43.

Образование монгольского государства

1

18.02

44.

Образование монгольского государства

1

21.02

45.

Образование монгольского государства

1

25.02

46.

Образование монгольского государства

1

28.02

47.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

03.03

48.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

06.03

49.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

10.03

50.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

13.03

51.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

17.03

52.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

20.03

53.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

03.04

54.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

07.04

55.

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

1

10.04

56.

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

1

14.04

57.

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

1

17.04

58.

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

1

17.04

59.

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

21.04

60.

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

1

24.04

61.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

1

28.04

62.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

1

01.05

63.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

1

05.05

64.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

1

08.05

65.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

1

12.05

66.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

1

15.05

67.

Культура в Российском государстве XVI-XVII вв.

1

19.05

68.

Культура в Российском государстве XVI-XVII вв.

1

22.05

                                                                                     ВСЕГО:    68  часов

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.        Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.

2.        История Отечества. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год, 224с.

3. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003.-216с.

4. «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.

5. «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.

 6. «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.

7. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 7 класс

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...

рабочая программа по истории отечества 9 класс

        Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...

Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом

.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

Рабочая пограмма 8 класс История Отечества

Рабочая пограмма 8 класс История Отечества ...

Рабочая пограмма 9 класс История Отечества

Рабочая пограмма 9 класс История Отечества ...