Рабочая пограмма 8 класс История Отечества
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы - интерната
____________________Гришина М.Б.
30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
8 б класс
Составила: Хмырова Татьяна Владимировна
учитель истории
первой квалификационной категории
2019 - 20120 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа составлена по учебнику История Отечества 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год, 303с.
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания, средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.
Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:
- самоценности человеческой жизни;
- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);
- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;
- уважение к религиям мира и России;
- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;
- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
- необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.
Реализация рабочих материалов предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях. Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Цель:
- дать представление об истории как науке;
- научить определять последовательность событий.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
- формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.
Содержание учебного предмета:
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1 четверть – 16 ч.
2 четверть – 15 ч.
3 четверть – 21 ч.
4 четверть – 16 ч.
Итого - 68 ч.
Планируемые результаты освоения предмета «История Отечества»
в 8 б классе
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1 уровень
- объяснять значение слов и понятий,
- устанавливать причины:
борьбы за престол между Софьей и Петром I;
возникновения волнений и бунта стрельцов;
поездки Петра 1 и представителей дворянства на учебу за границу;
введения новшеств Петром 1 в жизнь российского общества;
создания новой столицы России;
деятельности Петра I по просвещению народа;
создания «Наказа» Екатерины II;
благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;
- анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;
- описывать:
личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;
быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;
прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры;
-по датам определять век;
- составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;
- связно описывать сюжетные картины и иллюстрации(В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. В. Верещагин и др.);
- пользоваться исторической картой;
- объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала ХХ в.:
привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей - нефтяной, угольной, железодобывающей и др.;
частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;
враждебные отношения с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;
аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;
усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905-1907 гг.;
ход и итоги Первой мировой войны, послевоенный кризис власти, отречение Николая II от престола;
Февральская революция;
ошибки Временного правительства;
- составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; самостоятельно работать с картой;
- связно описывать в речи сюжетные картины, фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи, а также В. И. Ленина и др.
2 уровень
• объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;
• устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях по вопросам учителя:
отмена крепостного права;
изменение деятельности судов;
доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городской думы и др.;
• читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины XIX в.;
• объяснять смысл прочитанного и др.;
• описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В. В. Верещагин, В. Г. Перов, И. Н. Крамской и др.).
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
1 уровень
- хронологические сведения изучаемого исторического периода:
период правления Петра I (1682-1725);
основание Петербурга (1703);
период царствования Екатерины II (1762-1796).
- значение отмены в России крепостного права как прекращение многовековой помещичьей власти;
- ответы на вопросы о (об):
главных заслугах Александра II в его правлении;
праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;
введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;
устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы;
обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;
основных заслугах периода правления Александра III:
финансовом и экономическом укреплении России;
бережливости и отчетности в государственных расходах;
поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;
укреплении армии и флота;
- имена (3-5) прогрессивных представителей науки, культуры; известные (из программ по чтению 6-9 классов) произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др.
- имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей; председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин (Ульянов).
2 уровень
- опираясь на текст давать ответы;
- использовать при ответах тематический план;
- исторические имена;
- главные исторические события.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» в 8б классе
№ урока | Тема | Кол- во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1. | Введение | 1 | 04.09 | |
2. | Наше Отечество- Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в. | 1 | 06.09 | |
3. | Наше Отечество- Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в. | 1 | 11.09 | |
4. | Отношения России с другими странами | 1 | 13.09 | |
5. | Отношения России с другими странами | 1 | 18.09 | |
6. | Детство и юность Петра I | 1 | 20.09 | |
7. | Детство и юность Петра I | 1 | 25.09 | |
8. | Правление Софьи | 1 | 27.09 | |
9. | Воцарение Петра I | 1 | 02.10 | |
10. | Воцарение Петра I | 1 | 04.10 | |
11. | Великое посольство | 1 | 09.10 | |
12. | Бунт стрельцов | 1 | 11.10 | |
13. | Северная война. Основание Петербурга | 1 | 16.10 | |
14. | Северная война. Основание Петербурга | 1 | 18.10 | |
15. | Северная война. Основание Петербурга | 1 | 23.10 | |
16. | Разгром шведов под Полтавой | 1 | 25.10 | |
17. | Разгром шведов под Полтавой | 1 | 06.11 | |
18. | Заслуги Петра Великого в истории России | 1 | 08.11 | |
19. | Заслуги Петра Великого в истории России | 1 | 13.11 | |
20. | Заслуги Петра Великого в истории России | 1 | 15.11 | |
21. | Екатерина I и Петр II | 1 | 20.11 | |
22. | Екатерина I и Петр II | 1 | 22.11 | |
23. | Анна Иоанновна и Иван VI | 1 | 27.11 | |
24. | Анна Иоанновна и Иван VI | 1 | 29.11 | |
25. | Царствование Елизаветы Петровны и Петра III | 1 | 04.12 | |
26. | Царствование Елизаветы Петровны и Петра III | 1 | 06.12 | |
27. | Царствование Елизаветы Петровны и Петра III | 1 | 11.12 | |
28. | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | 13.12 | |
29. | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | 18.12 | |
30. | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | 20.12 | |
31. | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | 25.12 | |
32. | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | 10.01 | |
33. | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | 15.01 | |
34. | Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в. | 1 | 17.01 | |
35. | Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в. | 1 | 22.01 | |
36. | Павел I и его внутренняя политика | 1 | 24.01 | |
37. | Павел I и его внутренняя политика | 1 | 29.01 | |
38. | Участие России в антифранцузских коалициях | 1 | 31.01 | |
39. | Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова | 1 | 05.02 | |
40. | Император Александр I и его реформы | 1 | 07.02 | |
41. | Вторжение Наполеона в Россию | 1 | 12.02 | |
42. | Вторжение Наполеона в Россию | 1 | 14.02 | |
43. | Отечественная война 1812 г. | 1 | 19.02 | |
44. | Отечественная война 1812 г. | 1 | 21.02 | |
45. | Отечественная война 1812 г. | 1 | 26.02 | |
46. | Отечественная война 1812 г. | 1 | 28.02 | |
47. | Заграничные походы русской армии | 1 | 04.03 | |
48. | Россия после войны с Наполеоном | 1 | 06.03 | |
49. | Император Николай I | 1 | 11.03 | |
50. | Восстание декабристов и реформы Николая I | 1 | 13.03 | |
51. | Войны России на Кавказе | 1 | 18.03 | |
52. | Отношения России с другими странами в период правления Николая I | 1 | 20.03 | |
53. | Крымская война. Оборона Севастополя | 1 | 01.04 | |
54. | Крымская война. Оборона Севастополя | 1 | 03.04 | |
55. | Крымская война. Оборона Севастополя | 1 | 08.04 | |
56. | Царь освободитель Александр II | 1 | 10.04 | |
57. | Отмена крепостного права и реформы Александр II | 1 | 15.04 | |
58. | Отмена крепостного права и реформы Александр II | 1 | 17.04 | |
59. | Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878гг. | 1 | 22.04 | |
60. | Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878гг. | 1 | 24.04 | |
61. | Революционные организации в России конца XIX в. | 1 | 29.04 | |
62. | Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами | 1 | 01.05 | |
63. | Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами | 1 | 06.05 | |
64. | Последний российский император- Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907гг. | 1 | 08.05 | |
65. | Последний российский император- Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907гг. | 1 | 13.05 | |
66. | Последний российский император- Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907гг. | 1 | 15.05 | |
67. | Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николай II от престола. | 1 | 20.05 | |
68. | Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николай II от престола. | 1 | 22.05 | |
ВСЕГО: 68 часов |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.
- «История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.
- «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.
- «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.
- «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.
- История Отечества. 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год, 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс
Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов второго поколения. Базовый уровень 35 часов....
рабочая программа по истории отечества 7 класс
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...
рабочая программа по истории отечества 9 класс
Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...
Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом
.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
Рабочая пограмма 7 класс История Отечества
Рабочая пограмма 7 класс История Отечества ...
Рабочая пограмма 9 класс История Отечества
Рабочая пограмма 9 класс История Отечества ...