Конспект логопедического занятия по теме: "Антонимы"
план-конспект
АНТОНИМЫ (урок с элементами методики Зегебард Г.М.)
Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи антонимы; - совершенствовать навык написания словарных слов. А так же способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, учить делать выводы и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 24.55 КБ |
Презентация к занятию Антонимы | 136.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического урока по II этапу для учащихся
с нарушением чтения и письма обусловленным общим недоразвитием речи
Учитель – логопед: Федорова Оксана Александровна.
Класс: учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР).
ТЕМА: АНТОНИМЫ (урок с элементами методики Зегебард Г.М.)
Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях;
Планируемые результаты:
предметные:
- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
- ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи антонимы; - совершенствовать навык написания словарных слов.
метапредметные:
- способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Методы обучения: стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности; проблемное обучение; поисковый метод; беседа; контроль и взаимоконтроль
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор
Ход урока:
- Оргмомент.
Дыхательная гимнастика
Вдох носом — выдох носом, руки плавно вверх - вниз.
Вдох ртом — выдох ртом, руки плавно в стороны вверх - вниз.
Вдох носом — выдох ртом.
Вдох ртом — выдох носом.
Вдох правой ноздрей — выдох ртом.
Вдох левой ноздрей — выдох ртом.
Вдохнуть носом — задержать дыхание — медленно выдохнуть через рот.
- Дыхание в норме, настроение замечательное, можно начинать занятие.
Повторение пройденного материала.
На доске слова столбиком. (Приложение 1)
- Ребята у меня на доске слова, что вы замечаете? (слова на ней расположены парами).
- Верно, что вы можете сказать про эти пары слов? (это слова с противоположным значением).
- А как по-другому назвать слова с противоположным значением? (антонимы).
- Да, это антонимы. У вас на столах лежат слова, посовещайтесь в паре и подберите к своему слову, подходящую пару антонимов.
(Один ребенок крепить слово на доску). (Приложение 2)
Разбор собранных пар при помощи картинок.
- Ребята, а что это за слова? (словарные), а почему они так называются? (их написание нужно запомнить и поверять по словарю).
II. Основная часть.
I. Актуализация знаний. По ходу работы дети постоянно обращаются к инструкции.
1. – Сегодня мы с вами закрепим наши знания об антонимах и ещё запомним написания нескольких словарных слов.
Работа со словарными словами, проговариваем вслух. (Работа проводиться согласно методики Г.М. Зегебарт)
(Приложение 3.)
2. – Возьмите словарики, в которых у вас написаны словарные слова, но что вы заметили? В них буквы пропущены, вставьте нужные буквы. А одного я приглашу к доске.
- А теперь проверьте сами себя, перед вами эти же слова, но в них допущена ошибка, найдите её и справьте. Теперь кто желает выйти к доске?
- И вновь ошибки в словах, но теперь я уже буду называть вам слова, а вы исправлять ошибку? Желающие к доске есть?
- Хорошо отложили словарики в сторону.
3. - Ребята посмотрите на наши пары антонимов, какой вопрос можно задать к этим словам? (какая?);
- Верно, какой частью речи они являются? (прилагательными).
- А давайте с вами проверим во всех ли частях речи встречаются слова- антонимы;
Презентация СЛАЙД 1;
- Приведите примеры слов-антонимов отвечающих на вопросы:
-Что?; - Что делает?; - Какой?; - Как? (Примеры детей)
Разбор во время задания.
Вывод: Слова-антонимы можно встретить во всех частях речи. Пара антонимов должна быть одной и той же части речи.
4. – А теперь я вам предложу слова, а вы попробуйте подобрать к ним антонимы. Но что мы должны помнить, пары должны быть одинаковой части речи.
Презентация СЛАЙД 2;
Вывод: не к каждому слову можно подобрать антоним.
5. Физкультминутка. "Вы, наверное, устали?"
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. – Вы любите играть в прятки? Вот и наши слова антонимы и словарные слова предлагают сыграть с ними в прятки. Перед вами бланк с буквами, среди которых вам нужно найти слова. (Приложение 4).Работать вы будете в парах.
Разбор по итогам выполнения. Презентация СЛАЙД 3;
7. Презентация СЛАЙД 4;
– Где чаще всего можно встретиться со словами-антонимами? Да, действительно в пословицах. Предлагаю вам познакомиться с новыми пословицами. Найти в них пары антонимов и объяснить значение пословицы.
8.- Я сейчас мы посоревнуемся. Я поделю вас на две команды. Задание в конвертах (Приложение 5). Достаньте, что вы видите? Вам надо будет составить предложения используя подходящее слова-антонимы. Предложение должен составить каждый, помогайте друг другу.
За каждый правильный ответ, наклейка на словарик.
9. Ребята предлагаю вам ещё раз вернуться к нашим словарным словам и сыграть с ними в «Угадайку». Заодно и проверить хорошо вы запомнили, как они пишутся. Работа в тетрадях.
бл…зк…, д…р…га, г…з…та, л…гк…,
л…стн…ца, р…б…та, д…лек…, д…р…вня.
10. Экзамен. Традиционно мы с вами сдадим экзамен, для того чтобы проверить свои знания об антонимах. Каждый вытянет себе билет и подготовиться к ответу.(Каждый вопрос напечатать отдельно, как билеты).
1. Что такое слова-антонимы?
2. Антонимичную пару могут составить слова разных частей речи?
3. Ко всем ли словам можно подобрать антонимы?
4. Для чего нужны слова-антонимы? (для того чтобы сделать нашу речь понятной и выразительной; для сравнения предметов и точного их описания)
5. Приведите пример антонимы прилагательных?
6. Какие слова называются словарными?
7. Прочитайте предложение. Вставьте подходящую пару антонимов?
8. Причитай и отгадай загадку. Найди в тексте слова-антонимы.
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном. (Космос)
III. Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАК? ЧТО ДЕЛАТЬ? КАКОЙ? ЧТО?
Встреча - разлука Мореплаватель - Храбрый - трусливый Космический - Строить - разрушить Кувыркаться - Тепло - холодно
ПРЯТКИ 1. В Л И Д И Р Е В Я Й Ъ Х А Ы Д О Р О Г А Х Д О Р О В Ы М О П 2. К Р И В А Я Г О З Е Т А Ж Л А Ь Т Ш И Р О К А Я К А Н Ы Т Щ У Б 3. Б Ь М Ч Я Т П Р Л Е С Т Н И Ц А Н Ц П Ъ У С В Е Ж А Я Е Т К Ж О 4. Б Ю П Р Я М А Я Й Н П Д А Р О Г А Р П А Р Б Е Ъ В Е М Ф У Ж Т 5. Т С Ч М Б Ь О Л Г А З Е Т А Й Р П А Б О С Т Я Ж Е Л А Я Ф Р Ъ Ю 6. К У Р А Т Д Е Р Е В Н Я Р Д А К Р Е Л Д А Л Е К А Я Х З С Й З У Н 7. Э Ж Л Ъ Л Р А Б О Т А З А Я В Т Ы К Д А Р Ь Б Л И З К А Я Е К Й 8. К С М А Р У Р О Б О Т А Л Е Г К А Я Б О Т А Д Ъ С Т А Р А Я З Х Я
Сначала подумай, потом отвечай. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Добро помни, а зло забудь. Сам погибай, а товарища выручай.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Занятие по теме " Антонимы"
Усвоение понятия антонимы. Выработка умений и навыков пользоваться и свободно применять антонимы в различных речевых ситуациях .Совершенствовать умение образовывать антонимы с помощью приставок....
Логопедическое занятие по теме "Антонимы"
Конспект группового логопедического занятия по теме "Антонимы" Закрепление материала....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...