Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР
материал
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР
В настоящее время правительство Российской Федерации и Республики Мордовии уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.
Понимая выдвигаемые требования, педагоги нашей ДОО, находясь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию начали активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности.
С 2018 -2019 учебного года наш детский сад начал работу по новому приоритетному направлению на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде ДОО» (далее – СЦП), которое затронет все образовательные области основной общеобразовательной программы детского сада.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ:
- создание и развитие в ДОО информационно-образовательной среды,
обеспечивающей повышение качества образования;
- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования
на основе информационных технологий;
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования ресурсов СЦП в образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию, многообразную по содержанию и формам представления, поступающую из различных источников.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят современные образовательные технологии. Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – дефектолога для повышения эффективности образовательного процесса.
В нашей ДОО функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Использование компьютерных технологий сегодня является, основной ступенью в образовательном процессе. И я, как учитель-дефектолог использую ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса образования.
Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:
- Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Занятия по формированию математических представлений.
- Работа над развитием речи (обогащение словарного запаса, формирование звуковой культуры речи).
- Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
- Сенсорное развитие
Использование ИКТ на занятиях позволяет:
- активизировать познавательную деятельность детей;
-индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания, осуществлять дифференцированный подход;
- повышать интерес к обучению (мотивация).
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе коррекционных занятий:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при обобщении;
- при обследовании.
В своей деятельности я выделила следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками:
- создание презентаций;
- работа с Интернет-ресурсами;
- использование готовых обучающих программ;
На занятиях использую разнообразное оборудование:
- телевизор ,
- ноутбук,
- мультимедийный проектор,
- интерактивную доску,
- магнитофон,
- видео- и фотокамеру.
Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint, SMART Notebook.
Мы постоянно пополняем медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также нами созданных:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
- графическая (графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);
- видеоинформация (фильмы и клипы);
- анимация; - картинки; - фотографии;
- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);
Разработаны авторские презентации, дидактические игры по лексическим темам «Весна», «Насекомые», «Цветы», «Космос», «Перелетные птицы», «Животные» и др. По математике: «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.
В качестве цифрового образовательного ресурса, включая региональный компонент, нами создана подборка фотографий «Столица нашей республики – Саранск», «Животные и природа Мордовии», «Мой любимый город», «Достопримечательности Рузаевки».
Презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей.
Используем различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»); памяти ( « Чего не стало?», «Что изменилось?»); наглядно – действенного и словесно – логического мышления (аналогии, исключения). С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки и упражнения на профилактику нарушений зрения.
Не секрет, что низкая мотивация к обучению у воспитанников - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, мы ищем наиболее эффективные пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной патологией познавательную активность, повышает эффективность работы учителя-дефектолога в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
В статье рассказывается о путях использования возможностей компьютера на логопедических занятиях и кратко описываются компьютерные программы, которые я применяю в своей практике и рекомендую исп...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.
Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
Чтобы заинтересовать детей сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...
Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...