Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР
материал

Потапова Людмила Михайловна

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят современные образовательные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

В настоящее время правительство Российской Федерации и Республики Мордовии уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая выдвигаемые требования, педагоги нашей ДОО, находясь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию начали  активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности.

 С 2018 -2019 учебного года наш детский сад начал работу по новому приоритетному направлению на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде ДОО» (далее – СЦП), которое затронет все образовательные области основной общеобразовательной программы детского сада. 

ЦЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ:

- создание и развитие в ДОО информационно-образовательной среды,

обеспечивающей повышение качества образования;

- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования

на основе информационных технологий;

- формирование у участников образовательного процесса навыков использования ресурсов СЦП в образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию, многообразную по содержанию и формам представления, поступающую из различных источников.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят современные образовательные технологии. Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос  о необходимости использования информационно - коммуникационных технологий  в работе учителя – дефектолога для повышения эффективности образовательного процесса.

В нашей ДОО функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Использование компьютерных технологий сегодня является, основной ступенью в образовательном процессе. И я, как учитель-дефектолог использую ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса образования.

Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:

-повысить наглядность материала;

-разнообразить содержание материала;

-разнообразить формы подачи материала.

Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:

  • Коррекционно-оздоровительное  направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  • Занятия по формированию математических представлений.
  • Работа над развитием речи (обогащение словарного запаса, формирование звуковой культуры речи).
  • Работа над развитием и коррекцией  познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Сенсорное  развитие

Использование ИКТ на занятиях позволяет:

- активизировать познавательную деятельность детей;

-индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания, осуществлять дифференцированный подход;

- повышать интерес к обучению (мотивация).

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе коррекционных занятий:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при обобщении;

- при обследовании.

В своей деятельности я выделила следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками:

  • создание презентаций;
  • работа с Интернет-ресурсами;
  • использование готовых обучающих программ;

На занятиях использую разнообразное оборудование:

  • телевизор ,
  • ноутбук,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивную доску,
  • магнитофон,
  • видео- и фотокамеру.

Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint, SMART Notebook.

 Мы постоянно пополняем  медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также  нами созданных:            

-   текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

-  табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

-  графическая (графики обследования, диагностический материал);

-  звуковая (мелодии без слов, песни,  стихи, звуки и звукоподражания);

-  видеоинформация (фильмы и клипы);

-  анимация; -  картинки; -  фотографии;

- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

     Разработаны авторские презентации, дидактические игры  по  лексическим темам «Весна», «Насекомые», «Цветы», «Космос», «Перелетные птицы», «Животные» и др.   По математике: «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.  

    В качестве цифрового образовательного ресурса, включая  региональный компонент, нами  создана подборка фотографий «Столица нашей республики – Саранск»,  «Животные  и природа Мордовии», «Мой любимый город», «Достопримечательности Рузаевки».

     Презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и  психофизиологических возможностей детей.

Используем различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»);  памяти ( « Чего не стало?», «Что изменилось?»); наглядно – действенного и словесно – логического мышления (аналогии, исключения). С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки и упражнения на профилактику нарушений зрения.

Не секрет, что низкая мотивация к обучению у воспитанников - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, мы ищем наиболее эффективные пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной патологией познавательную активность, повышает эффективность работы учителя-дефектолога в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

В статье рассказывается о путях использования возможностей компьютера на логопедических занятиях и  кратко описываются компьютерные программы, которые я применяю в своей практике и рекомендую исп...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.

Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...