Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
статья
В статье рассказывается о путях использования возможностей компьютера на логопедических занятиях и кратко описываются компьютерные программы, которые я применяю в своей практике и рекомендую использовать в коррекционно-развивающей работе логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в работе логопеда | 88 КБ |
слайды | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий
в коррекционно-развивающей работе логопеда.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Мирных С.Е.
МБДОУ детский сад №1 р.п. Шемышейка.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте; во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. Использование новых моделей компьютера.
2. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5 -10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
3. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 2 мин. на несколько секунд.
4. Включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. На логопедических занятиях использую электронные физминутки для глаз.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:
1. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
2. Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
3. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
4. Формирование зрительно-пространственных отношений.
5. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
6. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Формы использования ИКТ:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты;
- специальные компьютерные игры.
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, www.lohmatik.ru, www.logopunkt.ru.
3. Создание собственных презентаций в Microsoft Power Point.
4. Видео и аудиозапись речевой работы ребенка на занятии.
Компьютерные программы, которые я применяю в своей практике и рекомендую использовать в коррекционно-развивающей работе логопеда.
1.) Логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры».
Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока: 1. Фонематика. 2. Просодика. 3. Лексика. 4. Звукопроизношение.
2.) Компьютерная программа для развития речи и формирования правильного произношения «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эта развивающая программа включает в себя следующие разделы:
1. Неречевые звуки:
- знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др.,
- знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.
2. Звукоподражание:
- знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов.
3. Речевые звуки:
- развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.
4. Развитие связной речи:
- обучение построению связной речи от словосочетания до текста.
3.) Обучающая компьютерная программа «Скоро в школу. Учимся говорить правильно!». Эту компьютерную программу я использую на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Она включает в себя следующие разделы:
1. Задания на развитие неречевого и фонематического слуха.
2. Речевая и дыхательная гимнастика.
3. Постановка и автоматизация гласных и согласных звуков.
4. Скороговорки, пословицы и поговорки, игры и загадки для развития памяти.
4.) Компьютерная программа «Веселые игры для развития речи и слуха». Эта эффективная программа содержит множество озвученных упражнений, которые помогают в игровой форме исправить дефекты речи. Дети с удовольствием разучивают веселые скороговорки, поучительные пословицы и поговорки, что способствует отработке звуков, помогает развитию речи и памяти.
5.) Детская обучающая игра "Баба-Яга учится читать». Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения. Это позволяет заниматься по программе и с детьми, только начинающими учить буквы, и с теми, кто уже умеет читать.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
2. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.
3. Применение компьютера в коррекционно-развивающей работе значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятию.
5. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Используя на своих занятиях компьютер, необходимо помнить, что главная цель работы учителя-логопеда – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть всё же посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Компьютер следует использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фототерапии в коррекционно-развивающей работе с подростками
В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекци...
Представление педагогического опыта на тему: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с целью повышения мотивации старших дошкольников с ОВЗ"
В данной статье представлено обобщение опыта работы учителя-логопеда по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи....
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность коррекцион...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой инф...
Презентация на тему: "Использование рабочих тетрадей коррекционно-развивающих курсов по логопедии".
В данной презентации представлена методика работы с серией рабочих тетрадей к корекционно-развивающим курсам по логопедии....
Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 15.
Несмотря на летнее отпускное время, работа по проекту продолжается...Ведь здесь очередная подборка специализированных ИКТ-игр сайта "Mersibo", которые можно, а ещё лучше, и нужно, испол...